СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 49. Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...» 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста и зрелости общества. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 49. Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...» 6 класс.»

Урок 49. Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста и зрелости общества. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Выявление нравственной проблематики стихотворений.

I. Краткий рассказ о дагестанском поэте

1. Концерт-миниатюра из стихотворений Р. Гамзатова о Дагестане, о труде поэта, о родном языке:

«Вершина далёкая кажется близкою...»,
«В старину писали не спеша...»,
«Даже те, кому осталось, может...»,
«Есть три заветных песни у людей...»,
«Изрёк пророк: „Нет Бога, кроме Бога!..“»,
«Над Алазанью».

— Что вас удивило и взволновало в стихах Гамзатова?

— Можно ли его назвать мудрым поэтом? Обоснуйте своё мнение.

2. Рассказ учителя о Р. Гамзатове с показом фотографий писателя, изображений Дагестана и включением сообщений учащихся

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов»:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— В чём неповторимость Родины Расула Гамзатова — Дагестана?

— Какие ценности были главными для Гамзатова в детстве и всю жизнь?

— Какая тема стала основной в поэзии Гамзатова?

— Как на него повлияла русская культура?

III. Возвращение к истокам, основам жизни.

Групповая работа. Чтение и обсуждение стихотворений.

Группа 1.
«Опять за спиною родная земля…»


Группа 2.
«Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»


Группа 3.
«О моей родне»


Группа 4.
«Мой Дагестан»


Группа 5.
«В горах джигиты ссорились, бывало…»


Общий план работы групп

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Выявление настроения стихотворения, его основной мысли.

3. Выявление слов и выражений, создающих наиболее яркие поэтические образы.

4. Развитие Гамзатовым темы, общей для мировой поэзии.
(Какие стихотворения русских поэтов созвучны стихотворению Гамзатова?)

IV. Прослушивание и обсуждение песен на стихи Р. Гамзатова:

«Берегите друзей»
 (музыка А. Экимяна, исполнитель И. Кобзон).

«Журавли» (музыка Я. Френкеля, исполнитель М. Бернес).

— Что вносят в стихотворение, ставшее песней, композитор и исполнитель?

V. Особенности художественной образности аварского поэта
Практическая работа.

Поиск художественных образов, характерных для Р. Гамзатова.


Составление цитатной таблицы.

ТАБЛИЦА
Художественные образы, характерные для поэзии Р. Гамзатова

Художественные образы

Цитатные примеры

Образ Родины, родного дома

   

Образ женщины-матери

   

Образ друзей

   

Образ погибшего солдата

   



Итоговые вопросы:

Какие темы и образы характерны для поэзии Гамзатова?

В чём особенности созданных поэтом образов?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Какие вечные ценности утверждает Р. Гамзатов в своих стихотворениях?»
или проанализировать одно из стихотворений поэта (по выбору учащихся).


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.