СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление об  функциях в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Просмотр содержимого документа
«Урок №5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

Урок №5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление об функциях в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин)

2. Проверка знаний. (5 мин)

3. Теоретическая часть. (15 мин)

4. Практическая часть. (15 мин)

5. Д/з (2 мин)

6. Вопросы учеников. (5 мин)

7. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Проверка знаний.

  1. Чему равно числовое значение приведенного ниже выражения при е = 4, a = 3?

e + sqrt(e) * 1e1 / 2 * a

  1. Чему равно числовое значение выражения (a and not b or c), где a, b и c – величины типа boolean, имеющие значения true, false и false соответственно?

  2. Укажите допустимые способы записи выражения

    1. 1.6E-4 * x / k / (a + b)

    2. (1.6e-4 * x) / (k * (a + b))

    3. 1.6E(-4) * x / k * (a + b)

    4. 1.6 * 0.0001 * x / (k * (a + b))

  3. Какие выражения не содержат синтаксических ошибок?

  1. sin(abs(0.6e3 * y_t))

  2. a div b / c * mod

  3. $EF01 * 1.34E-02 / _i1_17

  4. 1_2i – exp(y) / 2 * t

  5. cos(3 * x) + 0,2

  1. Выберите все правильные утверждения.

    1. Все числовые величины описываются в разделе описания констант.

    2. В разделе описания констант описываются константы, имеющие имя.

    3. Величины, описанные в разделе описания констант без указания типа, не могут изменить свои значения.

    4. В разделе описания констант можно описать и константы, и переменные.

    5. Раздел описания констант должен располагаться перед разделом описания переменных.

  2. Выберите все правильные ответы. Можно ли присвоить:

    1. целую переменную - вещественной переменной;

    2. вещественную переменную – целой переменной;

    3. символьную переменную – целой переменной;

    4. целую переменную – булевской переменной;

    5. целой переменной – целую константу.

Ответы

  1. Числовое значение приведенного ниже выражения при е = 4, a = 3 равно:

e + sqrt(e) * 1e1 / 2 * a = 4 + (((2 * 10) / 2) * 3) = 34

  1. Значение приведенного ниже выражения при e = 4, a = 3 равно:

(a and not b or c) = ((a and (not b)) or c) = ((true and (not false)) or false) = true

  1. Допустимые способы записи выражения : 1), 2), 4).

  2. Не содержат синтаксических ошибок выражения: 1), 3).

  3. Правильные утверждения: 2), 3), 4).

  4. Можно присвоить:

1) целую переменную – вещественной переменной;

5) целой переменной – целую константу.


3. Теоретическая часть.

Операторы (команды). Оператор — это наиболее крупное и содержательное понятие языка: каждый оператор представляет собой законченную фразу языка и определяет некоторый вполне законченный этап обработки данных. В состав опеpатоpов входят:

  • ключевые слова;

  • данные;

  • выражения и т.д.

Операторы подpазделяются на исполняемые и неисполняемые. Неисполняемые опеpатоpы пpедназначены для описания данных и стpуктуpы пpогpаммы, а исполняемые — для выполнения pазличных действий (напpимеp, опеpатоp пpисваивания, опеpатоpы ввода и вывода, условный оператор, операторы цикла, оператор процедуры и дp.).

При решении различных задач с помощью компьютера бывает необходимо вычислить логарифм или модуль числа, синус угла и т.д.

Вычисления часто употребляемых функций осуществляются посредством подпрограмм, называемых стандартными функциями, которые заранее запрограммированы и встроены в транслятор языка.

Таблица стандартных функций школьного алгоритмического языка


Название функции

математическое обозначение

ШЯ

  Абсолютная величина (модуль) 

  | х |  

  abs(x)  

  Корень квадратный

 

  sqrt(x)

  Натуральный логарифм 

  ln x

  ln(x)

  Десятичный логарифм 

  lg x

  lg(x)

  Экспонента (степень числа е ~ 2.72)

  ex

  exp(x)

  Знак числа  x  ( - 1,  если  х 0) 

  sign x

  sign(x)

  Целая часть х (т.е. максимальное целое число,не превосходящее х)

 

  int(x)

  Минимум из чисел х и y

 

  min(x,y)

  Максимум из чисел х и y

   

  max(x,y)

  Частное от деления целого х на целое y

   

  div(x,y)

  Остаток от деления целого х на целое y

 

  mod(x,y)

  Случайное число в диапазоне от 0 до х - 1

 

  rnd(x)

  Синус (угол в радианах) 

  sin x

  sin(x)

  Косинус (угол в радианах)

  cos x

  cos(x)

  Тангенс (угол в радианах)

  tg x

  tg(x)

  Котангенс (угол в радианах)

  ctg x

  ctg(x)

  Арксинус (главное значение в радианах)

  arcsin x 

  arcsin(x)

  Арккосинус (главное значение в радианах)

  arccos x

  arccos(x)

  Арктангенс (главное значение в радианах)

  arctg x

  arctg(x)

  Арккотангенс (главное значение в радианах) 

  arcctg x

  arcctg(x)

В качестве аргументов функций можно использовать константы, переменные и выражения. Например:

sin ( 3.05 ) sin ( x ) sin ( 2 * y + t / 2 ) sin((exp(x) + 1) ** 2)

min ( a, 5) min ( a, b ) min ( a + b , a * b ) min(min(a, b), min(c, d))


Таблицы стандартных функций Free Pascal


Стандартные функции и процедуры(целый тип)

Имя

Описание

Результат

Пояснения

Функции

abs

Модуль

Целый

|x| записывается abs(x)

arctan

Арксинус угла (в радианах)

Вещественный

arctg x записывается arctan(x)

cos

Косинус угла

Вещественный

cos x записывается cos(x)

exp

Экспонента

Вещественный

ex записывается exp(x)

ln

Натуральный логарифм

Вещественный

logex записывается ln(x)

odd

Проверка на четность

Логический

odd(4) даст в результате true

pred

Предыдущее значение

Целый

pred(3) даст в результате 2

sin

Синус угла

Вещественный

sin x записывается sin(x)

sqr

Квадрат

Целый

x2 записывается sqr(x)

sqrt

Квадратный корень

Вещественный

записывается sqrt(x)

succ

Следующее значение

Целый

succ(3) даст в результате 4

Процедуры

inc

Инкремент


inc(x) – увеличить x на 1




inc(x,3) – увеличить x на 3

dec

Декремент


dec(x) – уменьшить x на 1




dec(x,3) – уменьшить x на 3




Стандартные функции и процедуры(вещественный тип)

Имя

Описание

Результат

Пояснения

abs

Модуль

Вещественный

|x| записывается abs(x)

arctan

Арксинус угла (в радианах)

Вещественный

arctg x записывается arctan(x)

cos

Косинус угла

Вещественный

cos x записывается cos(x)

exp

Экспонента

Вещественный

ex записывается exp(x)

frac

Дробная часть аргумента

Вещественный

frac(3.1) даст в результате 0,1

int

Целая часть аргумента

Вещественный

int(3.1) даст в результате 3,0

ln

Натуральный логарифм

Вещественный

logex записывается ln(x)

pi

Значение числа π

Вещественный

3,1415926536

round

Округление до целого

Целый

round(3.1) даст в результате 3

round(3.8) даст в результате 4

sin

Синус угла

Вещественный

sin x записывается sin(x)

sqr

Квадрат

Вещественный

x2 записывается sqr(x)

sqrt

Квадратный корень

Вещественный

записывается sqrt(x)

trunc

Целая часть аргумента

Целый

trunc(3.1 ) даст в результате 3



Стандартные функции для символьных величин

Имя

Описание

Результат

Пояснения

ord

Порядковый номер символа

Целый

ord(‘b’) даст в результате 98

ord(‘ю’) даст в результате 238

chr

Преобразование в символ

Символьный

chr(98) даст в результате ‘b’

chr(238) даст в результате ‘ю’

pred

Предыдущий символ

Символьный

pred(‘b’) даст в результате ‘a’

succ

Последующий символ

Символьный

succ(‘b’) даст в результате ‘с’

upcase

Перевод в верхний регистр

Символьный

upcase(‘b’) даст в результате ‘B’


Работа в текстовом редакторе Free Pascal

С помощью редактора Free Pascal можно создавать и редактиро-

вать тексты программ. После открытия пустого окна (File — New)

или загрузки текста программы (File — Open) пользователь находит-

ся в режиме редактирования, признаком чего является наличие в

окне курсора (небольшого мигающего прямоугольника). Для перехода

из режима редактирования к главному меню нужно нажать клавишу

F10, обратно — Esc. Кроме того, этот переход можно осуществить

щелчком мыши либо по строке главного меню, либо по полю редакто-

ра.

Редактор Free Pascal обладает возможностями, характерными для

большинства текстовых редакторов. Остановимся на некоторых осо-

бенностях.

Работа с фрагментами текста (блоками) в редакторе Free

Pascal может осуществляться с помощью главного меню и функцио-

нальных клавиш.

В главном меню для работы с фрагментами текста предназначены

команды пункта редактирования Edit: Copy (Ctrl+C) — копировать фрагмент в буфер;

Cut (Ctrl+X) — вырезать фрагмент в буфер;

Paste (Ctrl+V) — вставить фрагмент из буфера;

Clear (Ctrl+Del) — очистить буфер;

Select All — выделить весь текст в окне;

Unselect — отменить выделение.

Команды Copy и Cut применяют только к выделенным фрагмен-

там текста. Выделить фрагмент текста можно с помощью клавиши

Shift и клавиш перемещения курсора (стрелок). Кроме того, пункт

меню Edit содержит команды Undo и Redo, с помощью которых мож-

но отменять и возвращать выполненные действия.

Комбинации клавиш, предназначенные для работы с блоком:

Ctrl+K+B – пометить начало блока;

Ctrl+K+K – пометить конец блока;

Ctrl+К+Т – пометить в качестве блока слово слева от курсора;

Ctrl+K+Y – стереть блок; Ctrl+K+C – копировать блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+V – переместить блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+W – записать блок в файл;

Ctrl+K+R – прочитать блок из файла;

Ctrl+K+P – напечатать блок;

Ctrl+К+Н – снять пометку блока; повторное использование этой

комбинации клавиш вновь выделит блок.

Работа с файлами в среде Free Pascal осуществляется с помощью

команд File главного меню и функциональных клавиш:

New — открыть окно для создания новой программы;

Open (F3) — открыть ранее созданный файл;

Save (F2) — сохранить созданный файл;

Save As — сохранить файл под другим именем;

Exit (Alt+X) — выйти из среды программирования;

При создании новой программы ей по умолчанию присваивается

стандартное имя NONAMEOO.PAS (NO NAME — нет имени). При первом сохранении файла пользователю будет предложено

ввести его имя. При повторном сохранении файл сохраняется под тем

же именем. Команда Save As аналогична первому сохранению. Если

файл не был сохранен, то при попытке завершить работу со средой

появится запрос о необходимости сохранить изменения в файле. При

открытии ранее созданного файла его имя выбирают из списка су-

ществующих файлов.

В редакторе Free Pascal допускается работа с несколькими окна-

ми. Для переключения в окно с номером от первого до девятого на-

жать комбинацию клавиш Alt+i, где i – номер окна (например Alt+5

— вызов пятого окна). Для вывода списка окон на экран нажать ком-

бинацию клавиш Alt+0, появится список активных окон, в котором

необходимо будет выбрать нужное и нажать Enter.

Запуск программы в среде Free Pascal и просмотр результатов

После того как текст программы был набран, его следует переве-

сти в машинный код. Для этого необходимо вызвать транслятор с

помощью команды Compile — Compile (комбинация клавиш Alt+F9).

На первом этапе транслятор проверяет наличие синтаксических оши-

бок. Если в программе нет синтаксических ошибок, то на экране со-

общается о количестве строк транслированной программы и объеме

доступной оперативной памяти. Если на каком-либо этапе транслятор обнаружит ошибку, то в

окне редактора курсор указывает ту строку программы, где при транс-

ляции обнаружена ошибка. При этом в верхней строке редактора по-

является краткое диагностическое сообщение о причине ошибки.

Для запуска транслированной программы необходимо выполнить

команду Run — Run (комбинация клавиш Ctrl+F9), после чего на

экране появляется окно командной строки, в котором пользователь и

осуществляет диалог с программой. После завершения работы про-

граммы пользователь опять видит экран среды Free Pascal.

Для просмотра результатов работы программы в OC Windows

необходимо нажать комбинацию клавиш Alt+F5. Для возврата в обо-

лочку следует нажать любую клавишу.

При использовании среды программирования в ОС Linux суще-

ствует проблема вывода кириллического текста в консольном прило-

жении. Альтернативой среды программирования Free Pascal является

текстовый редактор Geany (http://www.geany.org), который позволяет

разрабатывать программы на различных языках программирования.


4. Практическая часть.

АиПО: компьютер с установленной ОС Линукс .

Цель работы: научится создавать

Ход работы

Задание 1. Написать программу для вычисления значения выражения

ШАЯ

Free Pascal


Программа:

program primer_1;

var

x,y : real;

begin

writeln(‘Введите x’);

readln(x);

;

writeln(‘y=’, y);

end.




Задание 2. Напишите программу для расчета по формулам.



Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6


Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10


Вариант 11

Вариант 12


Вариант 13


Вариант 14

Вариант 15

Вариант 16


Вариант 17



Вариант 18

Вариант 19

Вариант 20

(Результаты вычисления по обеим формулам должны совпадать).


Задание 3. Напишите программу для расчета по формулам.

1.

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.


14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.


Ответ:

1. 18005,328

2. 272,31344

3. 0,63302205

4. 490,0484

5. -1072,1549

6. -1,3819945

7. 469158,74

8. -11,226951

9. 6006,445

10. 340,13529

11. 3,6261684

12. 0,014499525

13. 14312,23

14. 311,45661

15. 3323,0306

16. 2151,225

17. 2743,0011

18. 178,30675

19. -20610,828

20. 416455,05


Задание 4. Напишите программу для расчета по формулам.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.


Ответ:

1. 2,766234

2. 47,974329

3. 74,192909

4. -2,807126

5. 207,92337

6. 151,62215

7. -0,0656894

8. 239,83261

9. 36,795573

10. 26,795573

11. 26,781849

12. 1,3568039

13. 78,705497

14. -0,24047754

15. 4,5287001

16. 0.47850037

17. 0,69151259

18. 0,54282573

19. 5,716432

20. 0,762969



5. Домашнее задание:

1.Выучить конспект.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИТ. Учебник для 9 класса.§4.2.4,Стр.117-119 3.Ответить на вопросы стр.117-119

Записать выражение на языке Паскаль. (Задание по вариантам).


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.


Написать программу для вычисления значения выражения (задание по вариантам)


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.


Ответ:

1. 0,2259 при x = 2,5

2. 2,064 при x= 4,2

3. 71,7998 при x=2,21

4. 0,6048 при r = 1,93

5. 0,2015 при x=0,37

6. 0,2015 при r = 0,87

7. 4,97467 при x=2,5

8. 1,907 при x = 1,87

9. -0,22024 при y=0,23

10. 14,1473 при y=5,1

11. 157,4348 при x=0,35

12. 2,9141 при x=1,44

13. -12,3989 при x=23


14. 3,1648 при y=0,34

15. 1,7785 при y=0,12


16. 2,14 при y=0,5


6.Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

7.Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!