СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. Опора и движение животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5.8 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Опора и движение животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных.»

Урок 5. Опора и движение животных.  Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных. Мышечные движения у многоклеточных: полёт насекомых, птиц; плавание рыб; движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и др.). Рычажные конечности.

ЛР №2 "Ознакомление с органами опоры и движения у животных.

https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20фгос%207кл%20Опора%20и%20движение%20животных.&path=yandex_search&parent-reqid=1663258796106706-3061245559272745252-vla1-1886-vla-l7-balancer-8080-BAL-62&from_type=vast&filmId=6719467992259618408

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1009/

Тип урока: Урок открытия нового знания (урок изучения нового материала)

Цели урока:

образовательные - познакомить учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных

развивающие – совершенствовать обучение основам систематизации знаний во время работы со схемами и таблицами, формирование навыков работы самостоятельной, исследовательской деятельности, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.

воспитательные – воспитывать  ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; аргументированное оценивание своих поступков по отношению к здоровью.

Планируемые результаты обучения:

Предметные –

учащиеся должны знать: основные способы передвижения животных; органы и системы органов, обеспечивающих движение

учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных; приводить доказательства приспособительного характера способов передвижения животных.

Метапредметные – готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам.

Личностные - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Место урока в системе уроков данного раздела: третий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Основные термины и понятия: «амебоидное движение», «движение за счет биения ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц»

Межпредметные связи: биология, физика

Формы работы: групповая работа, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Оборудование

Персональный компьютер, видеопроектор, презентация к уроку, макеты скелетов позвоночных животных разных классов

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

I.Орг.момент

-Создание настроя на работу, организация внимания учащихся;

-Оглашение результатов контрольной работы;

-Постановка целей урока.

ДЗ

Ткани животных, их разнообразие.


Органы и системы органов животных.(примеры органов и систем)

Организм — единое целое.

1. Нервная ткань делает это:
а) образует скелетные мышцы
б) образует покровы тела, железы
в) обеспечивает быструю связь между различными органами +

2. К соединительной ткани не относится:
а) жировая ткань
б) костная ткань
в) мышечная ткань +

3. Чем соединены клетки в тканях:
а) межклеточным веществом +
б) цитоплазмой
в) водой

4. Свойство мышечной ткани:
а) сужение
б) несдерженность
в) возбудимость +

5. Свойство мышечной ткани:
а) несдержанность
б) сократимость +
в) расширение

6. Большую часть массы сердца составляет эта ткань:
а) эпителиальная
б) мышечная +
в) нервная

7. Какова функция эпителиальной ткани:
а) отложение запаса питательных веществ
б) регуляция процессов жизнедеятельности
в) защита организма от механических повреждений +

8. Что такое ткань:
а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям +
б) совокупность межклеточного вещества
в) группа рядом расположенных клеток

9. Межклеточное вещество хорошо развито в:
а) эпителиальной ткани
б) нервной ткани
в) соединительной ткани +

10. Эта ткань образует кости скелета в организме животных:
а) нервная
б) соединительная +
в) эпителиальная

Актуализация знаний


Прежде чем приступить к описанию движения сложных биологических объектов, давайте вспомним что называется движением.

Что такое движение?

Какие простые виды движения выделяют?

Какие величины характеризуют движение?

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Смотрят видеофрагмент «Движение в природе», определяют тему урока, формулируют цели и задачи урока.


https://yandex.ru/video/preview/?text=урок%20фгос%207кл%20Опора%20и%20движение%20животных.&path=yandex_search&parent-reqid=1663258796106706-3061245559272745252-vla1-1886-vla-l7-balancer-8080-BAL-62&from_type=vast&filmId=6719467992259618408


Первичное усвоение новых знаний

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Даже в организмах внешне неподвижных живых существ происходит постоянное движение. Движутся соки в растениях, перетекает цитоплазма в растительных и животных клетках, циркулирует межклеточная жидкость… Что же говорить о свободно движущихся организмах! Двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Идут стада животных, летят стаи птиц. Так что же такое движение с биологической точки зрения?

Движение – это одно из основных свойств живых организмов.

А зачем животные движутся?

1. в поисках пищи и воды

2. спасаются от хищников и неблагоприятных условий

3. в поисках половых партнеров

4. для расселения и освоения новых территорий

Таким образом, как заметил Вольтер – крупнейший французский философ-просветитель XVIII века «Движение – это жизнь».

Объяснение нового материала

В процессе эволюции животные осваивали все новые и новые территории, виды пищи, приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для выживания необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, быстрее перемещаться. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.


В процессе эволюции живые организмы изменялись, совершенствовались и их способы движения, а также обеспечивающие его органы и системы. Несмотря на многообразие способов передвижения животных их можно разделить на три основных типа. Самый, пожалуй, простой и древний способ перемещения организмов в пространстве был «изобретен» амебой. Подумайте, какое название он получил? Следующим по сложности является движение с помощью органоидов клетки, благодаря биению и волнообразной работе которых одноклеточные животные перемещаются. Попытайтесь назвать эти органоиды. А вот передвижение большинства многоклеточных животных осуществляется с помощью ________?__________.


Для того, чтобы выяснить каков механизм каждого типа движения животных, вы будете работать по группам (на столах дополнительная литература по данной теме (Приложение 1) и таблица (Приложение 2)).

I группа

1. Охарактеризуйте амебоидный тип передвижения животных.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

II группа

1. Охарактеризуйте движение с помощью ресничек и жгутиков

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

III группа

1. Охарактеризуйте движение с помощью мышц.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)


Учитель физики: Вы убедились, что любой тип движения биологических объектов сопровождается изменением их формы. Как называется изменение формы тела? Какие силы возникают внутри деформированных тел? Какие виды деформации способны привести тело в движение? (Демонстрация модели движения пружины)


  • Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое).

Самые примитивные простейшие – корненожки, которые еще не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела.

Например, у таких простейших, как эвглена зеленая и инфузория-туфелька, появилась первая опорная структура – оболочка клетки. На поверхности тела инфузории-туфельки находится 12000 ресничек. Скорость движения тела составляет 2 мм/с (слайд 3). Она не только ограничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек.

Итак, запишем в тетрадь. У простейших (эвглена зелена, инфузория-туфелька) появилась первая опорная структура-оболочка клетки.


Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения. Плоские, круглые и кольчатые черви передвигаются благодаря кожно-мускульному мешку.


  • Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных.

Гидростатический скелет - жидкостный скелет, в котором опорой для тела служат насыщенные водой мягкие ткани (головоногие моллюски) или полость (круглые черви, кольчатые черви). Гидростатический скелет участвует в передвижении, давая животному широкий диапазон движений. 

Рассмотрим понятие наружного скелета

Наружный скелет – твердые части, одевающие тело животного и служащее для его защиты и прикрепления мускулов (насекомые, паукообразные, ракообразные).

Запишем достоинства наружного скелета: "Достоинства наружного скелета (членистоногие): значительно повысилась скорость передвижения за счет развития специализированных групп мышц, освоены новые способы перемещений, например, прыжки и полет.



Как вы думаете, какие недостатки есть у наружного скелета? Да, верно. Недостатки наружного скелета: малорастяжимый, ограничивает размеры тела, делает животное уязвимым в момент линьки".


Рассмотрим понятие внутреннего скелета. Все хордовые животные обладают внутренним скелетом, который имеет только достоинства – гибок, растет вместе с животным.

Запишем в тетрадь, что же такое скелет: "Скелетом называют совокупность костей, хрящей и управляющих им связок. Скелет состоит из следующих частей: осевого скелета, скелета конечностей и черепа. Различают следующие виды соединения костей: неподвижное (кости черепа) и подвижное (суставы)

Осевой скелет низших животных, например, ланцетника, представляет собой вытянутый, упругий стержень – хорду которая расположена на спинной стороне и тянется от головы до хвоста.

____________________________________________________________________________

Мышечные движения у многоклеточных: полёт насекомых, птиц; плавание рыб; движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и др.). Рычажные конечности.

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ


Учитель биологии: А теперь познакомимся с разнообразием способов мышечного движения на примере животных разных систематических групп.

У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.

Кольчатые черви освоили новые способы движения. Обратите внимание на анимацию, демонстрирующую передвижение дождевого червя в почве и ответьте на вопросы:

1) Какие изменения формы тела дождевого червя вы наблюдаете?

2) При сокращении каких мышц один конец тела червя становится узким и длинным, а другой – толстым и коротким?

3) Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существуют у дождевого червя?

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. ( демонстрируется анимация способов передвижения гидры)

  • Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения.

  • Учитель физики: Пронаблюдайте модель реактивного движения. Почему тело движется? При каких условиях движение станет длительным?, быстрым?

  • А теперь вспомните, какие изменения в строении опорно-двигательной системы произошли у членистоногих?

Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения животных и совершенствовало способы их перемещения.

Используя иллюстрацию движения речного рака, объясните, как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту? Какие части тела они для этого используют?

Подумайте, какие способы передвижения характерны для пауков и насекомых?


ПОЗВОНОЧНЫЕ


Учитель биологии: Мы рассмотрели способы передвижения беспозвоночных животных, а как двигаются позвоночные?

Движение всех позвоночных, имеющих внутренних скелет, также осуществляется с помощью мышц.

У более высокоразвитых позвоночных животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков.


  • Понаблюдайте за движением рыб (Демонстрируется видеофрагмент). За счет каких мышц происходит движение рыб? Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового

Наиболее развитые мышцы спины и хвоста обусловливают способность рыбы к быстрому перемещению в воде.

Учитель физики: При каких условиях тело способно плавать (держаться внутри или на поверхности жидкости)?

В отличие от рыб земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие передвигаются за счет мышц конечностей, которые обеспечивают перемещение по твердой поверхности земли.

Учитель физики: Движение животных будет устойчивым, если центр тяжести тела проецируется на площадь его опоры. Демонстрация модели движения животного по твердой поверхности.

  • Движение земноводных по суше осуществляется прыжками. Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. : «У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и состоит из трех отделов: шейный отдел, туловищный и крестцовый




Итак, следующий класс, который мы рассмотрим это пресмыкающиеся.

  • Пресмыкающиеся передвигаются на коротких конечностях, расположенных по бокам туловища, волоча брюхо и хвост по земле. Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой

Безногие пресмыкающиеся (змеи) передвигаются, совершая волнообразные изгибания тела.

  • Большинство птиц прекрасно летают. Какие приспособления помогают животным держаться в такой неплотной среде, как воздух? (Уменьшить давление позволяет снижение веса тела и большая площадь опоры – крыло). Демонстрация модели полета птицы.

Позвоночник птиц имеет пять отделов, как у пресмыкающихся. Грудина многих птиц имеет выступ – киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, активно работающие при полете


Учитель биологии: У птиц наиболее развиты мышцы, обеспечивающие движение крыльев. Внимательно посмотрите видеофрагмент, назовите группу мышц, обеспечивающих движение крыльев.

  • Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового Передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени и стопы. Череп состоит из лицевого и мозгового отделов.


Соотнесите изображенных на фотографиях животных со средой их обитания. Укажите способы их передвижения.


А теперь сделаем вывод. Как изменялись способы передвижения животных в процессе эволюции? Записываем вывод в тетрадь: "Несмотря на значительное различие в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве".


движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и др.). Рычажные конечности.

Для передвижения по суше, то есть сформировались как приспособление к наземно-воздушной среде. Решение: Рычажные конечности удобны для передвижения по суше, то есть сформировались как приспособление к наземно-воздушной среде. Такие конечности есть у членистоногих и наземных хордовых животных.


Каково значение скелета для животных?

1. Опора. Скелет помогает телу сохранять ту форму, которая для определённых условий существования является наилучшей. Например, для хищных рыб важна обтекаемая форма тела, а для придонных - сплющенная, как у камбалы.

В процессе эволюции в живых системах функция опоры очень тесно соединилась с функцией движения, поэтому разграничить их работу невозможно.

2. Защита. Опорные структуры защищают организм от поедания или внутренние органы - от неблагоприятного воздействия факторов среды. Так, раковина защищает моллюсков от врагов, череп у позвоночных животных защищает головной мозг, а позвоночник - спинной мозг.

3. Движение. Скелет является местом прикрепления мышц. Например, у членистоногих к хитиновому экзоскелету прикрепляются мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели конечностей, а также мышцы крыльев у насекомых; у позвоночных мышцы прикрепляются к костям с образованием рычагов. На эту особенность обратил внимание ещё великий Леонардо да Винчи, который писал: «Мускулы начинаются и оканчиваются всегда в соприкасающихся костях и никогда не начинаются и не оканчиваются на одной и той же кости, так как они ничего не могли бы двигать, разве только самих себя».

4. Источник минеральных веществ. При потребности организма из скелета может поступать кальций. Некоторые растительноядные животные (олени, жирафы) даже могут поедать кости, чтобы обеспечить собственные потребности в этом важном для жизни химическом элементе.

5. Кроветворение. Кости позвоночных животных содержат костный мозг, в котором и происходит образование крови.

Итак, опора животных - это функция животного организма, которая обеспечивает опору, активное перемещение в пространстве, характерную форму и защиту тела.

Закрепление нового материала

1. Какой тип движения считают «примитивным» и почему?

2. В чем преимущества движения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением?

3. Какой тип передвижения животных может использоваться в различных средах?

4. Объясните, почему животным с данным типом передвижения удалось освоить разные среды обитания?


С целью закрепления изученного материала выполните следующее задание:


Сопоставьте способы мышечного движения с иллюстрациями животных.

Сокращение мышц спины и хвоста рыба

Прыжки с опорой на задние конечности лягушка

Бег на четырех конечностях, расположенных под туловищем собака

Машущий полет с помощью крыльев птица

Реактивное движение кальмар

Сокращение поперечных и продольных мышц дождевой червь

Передвижение «шагами» гидра

Ползание S-образным изгибанием тела змея

Волнообразные сокращения мускулистой ноги большой прудовик

Движение на коротких конечностях, расположенных по бокам тела варан


Тест

Вопрос № 1

Прочный наружный скелет характерен для:

а) червей;

б) насекомых;

в) паукообразных;

г) ракообразных.


Вопрос №2

Достоинствами внутреннего скелета являются:

а) способность к росту;

б) образован из соединительной ткани;

в) дополняет массу тела;

г) обладает строением, не мешающим движению.


Вопрос №3

Осевой скелет ланцетника представляет собой:

а) позвоночник;

б) хитиновый покров;

в) хорду;

г)наружный скелет, пропитанный известью.




Вопрос №4

Киль имеет грудина многих:

а) млекопитающих;

б) пресмыкающихся;

в) земноводных;

г) птиц


Вопрос №5

Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:

а) опора тела;

б) защита внутренних органов;

в) лучшее поступление воздуха в легкие;

г) перемещение в пространстве.


Вопрос №6

Внутренний скелет характерен для:

а) рыб;

б) ракообразных;

в) млекопитающих;

г) земноводных.


Вопрос №7

Существенными недостатками наружного скелета являются:

а)расположение на поверхности тела;

б) неспособность к росту;

в) опорная функция для мышц;

г) защита внутренних органов.


Вопрос №8

У рыб к позвоночнику прикреплены:

а) хвостовой плавник;

б) ребра;

в) грудные плавники;

г) череп.


Вопрос №9

Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:

а) крестцового;

б) грудного;

в) шейного;

г) поясничного.

Запись домашнего задания

"Ребята! Наше занятие подошло к концу. Пожалуйста, запишите задание на дом: изучить записи в тетради, которую необходимо сдать мне на следующем уроке для проверки.


Итог

Выставление оценок за работу на уроке.














ЛР №2 "Ознакомление с органами опоры и движения у животных.б8

Цель: определить значение скелета для живых организмов; познакомиться с типами скелетов и их особенностями, познакомиться с многообразием способов передвижения в природе.

Оборудование: учебно-информационные фильмы «Опорные системы животных», «Движение животных», инструктивная карта.


1. Просмотреть видеоуроки:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1009/ (опора животных)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1010/ (движения жиротных.)
2. Выполнить лабораторную работу по инструктивной карте в тетради для лабораторных работ.



Ход работы

  1. Просмотрите учебно-информационный фильм «Опорные системы животных». Определите типы и значение скелета.

  2. Заполните таблицу: + или -

Представители животного мира

Наружный скелет

Внутренний скелет

Мидии

+


Млекопитающие


+

Устрицы

+


Раки

+


Раки

+


Лисы


+

Птицы


+

Пауки

+


Земноводные


+



  1. Просмотрите учебно-информационный фильм «Движение животных». Определите виды движения животных.

  2. Рассмотрите животных на картинках, выявите какие приспособления, органы и части тела участвуют в перемещении, способность менять способы движения и число этих способов.



  1. Заполните таблицу:


Амеба

Инфузория

Улитка

Голубь

Макаки

Тип и способ движения


Амёба «перетекает» по дну. На теле постоянно образуются меняющие свою форму выросты — псевдоподии (ложноножки). 


Инфузории все время находятся в движении, плавая тупым концом вперёд. 

Животное медленно передвигается по поверхности с помощью сокращений мышц подошвы.



 активный (машущий) и пассивный (парящий)

Брахиация - способ перемещения с использованием передних конечностей: - полубрахиация - переходная форма от четвероногости к передвижению на руках.

Приспособления к движению

ложноножки

реснички

Кожные железы улиток выделяют густую клейкую слизь, которая удерживает моллюска на гладкой поверхности даже в перевёрнутом состоянии, и защищает от механических повреждений в процессе движения. 

крылья

Лапы передние и задние

Среда обитания

водная


водная

Наземно-воздушная, водная

Наземно-воздушная

Наземно-воздушная

Число способов передвижения

1



1

1

Лазать, полет ходьба, бег-4

Лазать, прыжки, ходьба -3



Вывод: Какое значение имеет скелет для живых организмов? опора, защита, движение, обмен веществ, кроветворная ф-я,

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие типы скелетов Вам стали известны? наружный, внутренний, гидростатический

Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.

Систематические группы

представители

Способ передвижения

Класс Гидроидные

гидра

Передвижение "шагами"

Сцифоидные медузы

Медуза - корнерот:

Движение за счет сокращения мускульных волокон

Плоские черви

Молочная планария:

Передвигается с помощью ресничек

Брюхоногие моллюски

Большой прудовик:

Движение осуществляется сокращением мускулатуры ноги - ползание плавное и медленное

Пресмыкающиеся

Отряд Черепахи

черепахи

Ползает, плавают хорошо и ловко рассекая воду своими ластам

Млекопитающие

Дикобраз поркупин:

Благодаря длинным и острым когтям хоть и медленно и неуклюже, но уверенно лазит по деревьям

Кит:

Плавает быстро и ловко (ласты - широки, толсты на передней части выпуклы, а на задней - сильно вогнуты, хвост)

ЛР №2 "Ознакомление с органами опоры и движения у животных.б8

Цель: определить значение скелета для живых организмов; познакомиться с типами скелетов и их особенностями, познакомиться с многообразием способов передвижения в природе.

Оборудование: учебно-информационные фильмы «Опорные системы животных», «Движение животных», инструктивная карта.


1. Просмотреть видеоуроки:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1009/ (опора животных)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1010/ (движения жиротных.)
2. Выполнить лабораторную работу по инструктивной карте в тетради для лабораторных работ.



Ход работы

1.Просмотрите учебно-информационный фильм «Опорные системы животных». Определите типы и значение скелета.

2.Заполните таблицу: + или -

Представители животного мира

Наружный скелет

Внутренний скелет

Мидии



Млекопитающие



Устрицы



Раки



Раки



Лисы



Птицы



Пауки



Земноводные



3.Просмотрите учебно-информационный фильм «Движение животных». Определите виды движения животных.

4. Рассмотрите животных на картинках, выявите какие приспособления, органы и части тела участвуют в перемещении, способность менять способы движения и число этих способов.





5.Заполните таблицу:


Амеба

Инфузория

Улитка

Голубь

Макаки

Тип и способ движения

















Приспособления к движению

















Среда обитания








Число способов передвижения












Вывод: Какое значение имеет скелет для живых организмов? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие типы скелетов Вам стали известны? _______________________________________________________________________________________

Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Приложение 1

Амебоидное движение

Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови). У клетки образуются выросты цитоплазмы – ложноножки (псевдоподии). Псевдоподии постоянно меняют свою форму, ветвятся, исчезают и появляются вновь. При движении амеба выпускает псевдоподии в определенном направлении, и постоянно все тело ее как бы переливается в направлении выпущенных ложноножек. Различные амебы движутся со скоростью от 0,2 до 3 мм в минуту.



Движения при помощи жгутиков и ресничек.

Движения при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Они представляют собой вытянутые образования, длина которых варьирует от нескольких микрон до нескольких миллиметров, а диаметр меняется мало — в пределах от 0,1 до 0,5 мкм.

Реснички и жгутики осуществляют различные движения: волнообразные, колебательные, вращательные. При помощи данных движений движется и само животное (к примеру эвглена) совершает спиралевидную траекторию. По данным норвежских ученых некоторые жгутиковые, обитающие в морях, могут вращаться вокруг оси с огромной скоростью 10 оборотов в секунду.. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Скорость движения инфузории-туфельки приблизительно 2,5 мм в секунду. На поверхности инфузории 15 тысяч ресничек. Реснички производят около 30 взмахов в секунду, тем самым толкая инфузорию-туфельку вперед. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.





Движения при помощи мышц

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.

Любое движение - это очень сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме.

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться. Наиболее древняя мышечная ткань называется гладкой. У большинства беспозвоночных животных и некоторых моллюсков она образует всю мускулатуру тела. Сокращаются такие мыш­цы очень медленно (не случайно улитки стали «образцом» неторопливости). Зато и устают эти мышцы тоже медленно. Мышца, сжимающая створки раковины моллюска, к приме­ру, может оставаться в состоянии сокращения много дней подряд. У позвоночных организмов гладкая мускулатура входит в состав оболочек внутренних органов и многих желез. Ее сокращения регулируют величину просвета кровеносных сосудов, активность сокращений кишечника и т.д.

Более «молодой» по сравнению с гладкой мускулатурой является поперечно-полосатая. Ее обладатели – насекомые, некоторые моллюски и все позвоночные животные. Мышцы нового типа способны сокра­щаться с молниеносной быстротой: вспомним хотя бы движе­ния крыльев мухи или комара, совершаемые с частотою нескольких сотен в секунду. При этом, сокращаясь, мышцы легко развивают высокую мощность, в тысячи раз превосхо­дящую гладкие мышцы.




Приложение 2

Движение животных


Тип движения

Представители

царства Животных

Среда обитания

Специальные приспособления,

органы движения

Механизм движения























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!