СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. В. ЖЕЛЕЗНИКОВ «ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой», для развития умения формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, составлять схематический план и пересказывать по нему; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. В. ЖЕЛЕЗНИКОВ «ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ».»

Урок 5
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
В. ЖЕЛЕЗНИКОВ «ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой», для развития умения формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, составлять схематический план и пересказывать по нему; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – осознанно воспринимают содержание литературного произведения, понимают фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Игра «Волшебный сундучок».

− Что лежит в сундучке? Послушайте: «…Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу. Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал…»

Что лежит в сундучке? Что такое азбука?

Азбука, азбука каждому нужна.

Нам поможет книжки прочитать она!

З. Петрова

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». Беседа.

− Ребята, послушайте. Я буду читать рассказ Владимира Карповича Железникова «История с азбукой».

Читает рассказ.

− Понравился ли рассказ? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился?

2. Моделирование обложки.

Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.

− Кто автор рассказа? Назовите (прочитайте) заголовок рассказа.

− О ком этот рассказ? (О детях.) Произведения о детях будем обозначать желтым цветом.

3. Повторное слушание рассказа.

Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного.

− Как вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (Рассказ ведется от лица Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой для них проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрый поступок всегда приятен тому, кто его совершает.)

4. Работа с иллюстрациями учебника.

Познавательные УУД: соотносят разные виды информации.

− Рассмотрите первую иллюстрацию. Перескажите отрывок текста, соответствующий иллюстрации.

5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, выстраивают последовательность необходимых операций.

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников.

− Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа.

На доске «заместители»: девочка , Сережа , мальчишка , Юра .

При составлении плана учитель читает текст по частям.

Схематический план с «заместителями» героев:

− Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (Аналогичная работа с остальными частями рассказа.)

План-схема цепочки событий:

6. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

− Прочитайте слова, записанные на первой строчке. Почему они записаны с большой буквы? Прочитайте полное имя.

– Прочитайте вторую и третью строки. Как звали первого космонавта? Подумайте, что значат слова Юрки из рассказа: «Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями. «Между прочим, его зовут Юркой, − крикнул я. − Есть такое всемирно известное имя».

− Прочитайте рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему?

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Р. Сеф

− Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните модель обложки самостоятельно. Проверьте свою работу по образцу на доске, затем модель своего товарища.

− Прочитайте слова или подчеркните буквы, которые знаете.

− Подчеркните слова, которые передают настроение автора. (Хорошее; весело на душе; отличное; петь хотелось.)

− Прочитайте слово по стрелке и запишите.

III. Итог урока.

− С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор?

Слово об авторе (информация для учителя).

Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) − детский писатель, кинодраматург – родился в семье пограничника и из-за этого все детство часто переезжал с родителями с места на место. Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. В годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву и окончил здесь юридический институт. После юридического Владимир Железников поступает в Литературный институт имени Горького. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация его рассказов.

Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова.

Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.

Карточка 1.

− Соедините «заместитель» героя рассказа с заданным словом.

Карточка 2.

− Соедините героя рассказа с заданным словосочетанием.

Девочка Юра

учится в 1 классе

Сережка Мальчишка


Карточка 3.

– Соедините героя рассказа с заданным словосочетанием.

Девочка Юра

Отличное настроение

Сережка Мальчишка

Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием, отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?».

Для самостоятельной работы: пересказать рассказ В. Железникова «История с азбукой»; сделать рисунок к рассказу.