Урок 5
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
В. ЖЕЛЕЗНИКОВ «ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой», для развития умения формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, составлять схематический план и пересказывать по нему; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;
метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – осознанно воспринимают содержание литературного произведения, понимают фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Игра «Волшебный сундучок».
− Что лежит в сундучке? Послушайте: «…Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу. Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал…»
Что лежит в сундучке? Что такое азбука?
Азбука, азбука каждому нужна.
Нам поможет книжки прочитать она!
З. Петрова
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». Беседа.
− Ребята, послушайте. Я буду читать рассказ Владимира Карповича Железникова «История с азбукой».
Читает рассказ.
− Понравился ли рассказ? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился?
2. Моделирование обложки.
Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.
− Кто автор рассказа? Назовите (прочитайте) заголовок рассказа.
− О ком этот рассказ? (О детях.) Произведения о детях будем обозначать желтым цветом.
3. Повторное слушание рассказа.
Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного.
− Как вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (Рассказ ведется от лица Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой для них проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрый поступок всегда приятен тому, кто его совершает.)
4. Работа с иллюстрациями учебника.
Познавательные УУД: соотносят разные виды информации.
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Перескажите отрывок текста, соответствующий иллюстрации.
5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев.
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, выстраивают последовательность необходимых операций.
Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников.
− Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа.
На доске «заместители»: девочка −
, Сережа −
, мальчишка −
, Юра −
.
При составлении плана учитель читает текст по частям.
Схематический план с «заместителями» героев:
− Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (Аналогичная работа с остальными частями рассказа.)
План-схема цепочки событий:
6. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
− Прочитайте слова, записанные на первой строчке. Почему они записаны с большой буквы? Прочитайте полное имя.
– Прочитайте вторую и третью строки. Как звали первого космонавта? Подумайте, что значат слова Юрки из рассказа: «Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями. «Между прочим, его зовут Юркой, − крикнул я. − Есть такое всемирно известное имя».
− Прочитайте рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему?
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Р. Сеф
− Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните модель обложки самостоятельно. Проверьте свою работу по образцу на доске, затем модель своего товарища.
− Прочитайте слова или подчеркните буквы, которые знаете.
− Подчеркните слова, которые передают настроение автора. (Хорошее; весело на душе; отличное; петь хотелось.)
− Прочитайте слово по стрелке и запишите.
III. Итог урока.
− С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор?
Слово об авторе (информация для учителя).
Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) − детский писатель, кинодраматург – родился в семье пограничника и из-за этого все детство часто переезжал с родителями с места на место. Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. В годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву и окончил здесь юридический институт. После юридического Владимир Железников поступает в Литературный институт имени Горького. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация его рассказов.
Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова.
Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.
Карточка 1.
− Соедините «заместитель» героя рассказа с заданным словом.
Карточка 2.
− Соедините героя рассказа с заданным словосочетанием.
Девочка Юра
учится в 1 классе
Сережка Мальчишка
Карточка 3.
– Соедините героя рассказа с заданным словосочетанием.
Девочка Юра
Отличное настроение
Сережка Мальчишка
Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием, отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?».
Для самостоятельной работы: пересказать рассказ В. Железникова «История с азбукой»; сделать рисунок к рассказу.