СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 53. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок 53. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»

Урок 53

Тема. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАС-НЫХ В КОРНЕ СЛОВА (§ 3, с. 15)

Цели урока:

  1. углубить знания учащихся о непроверяемых написаниях в корне слова;

  2. закрепление умений видеть орфограм­му в слове; использовать разные спосо­бы для проверки гласной в корне слова с учетом общего лексического значе­ния слов;

  3. воспитывать бережное отношение к словарному запасу языка, к словарям.

Ход урока

I. Организационный этап.

  • Мы пришли сюда учиться, / Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно, / Работаем старательно.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Устный опрос.

- Какой раздел языка мы сейчас изучаем?

- Какое правило вы уже изучили? Вспомните, от чего зависит написание.

- Какими двумя способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Проверка упр. 17 (устно), 22 (устно).

  2. Работа с сигнальными карточками А, Е. И, О.

Др...жит, цв...ток, пом...щь, р...деть, изм...рять (высоту), выд...вать, уд...вить, оч...ровать, соед...нять, обв...нять, гн...здо, п...хучий, б...жать, в...рить, взгл...нуть, в...сеть, вн...сти, всх...дить, встр...чать, г...сить, г...рдиться, кр...снеть, сл...мать, пл...тить, сп...шить (на урок), укр...пить, упр...кать, усп...вать, хр...нить, св...зать, в сент...бре, на пл...щадке, м...хать, зам...нить, об...жать вокруг дома, м...л...дёжь, ж...леть, к...заться, т...рмозить, п...л...са, в...с...лить, б...режливый.


III. Подготовка к восприятию материала

  • Ребята, мы продолжаем с вами путе­шествовать по бескрайним просторам коро­левства Орфографии. Всё в её стране подчинено строгим правилам. Например, жители горо­да Проверяемых гласных чёт­ко знают, что каждого из них необходимо проверять, отыскивая «родственников», т. е. проверочные слова.

  • Я предлагаю вам продолжить нашу научную экспедицию. Мы познакомимся с правописанием некоторых очень необычных слов.


IV. Изучение новой темы

  1. Упр. 23 — работа над орфогра­фической нормой.

  2. Анализ на­писания слов-омонимов.

    1. прекр....щать работу – укр....щать тигра

    2. св....ла гнёздышко – св....ла по лестнице

    3. сп....шите к поезду – сп....шите задание

    4. зал....зать рану – зал....зать в огород

    5. отв....рить окно – отв....рить в воде

    6. соблюдать ч....стоту – ч....стота радиоволн

    7. прож....вать хлеб – прож....вать по адресу

    8. спл....тить класс – запл....тить долг

    9. ув....дать друга – ув....дать от жары

    10. скр....пить подписью – скр....петь на морозе

    1. деревенский ст....рожил – ст....рожил сад

    2. вып....рить в бане – вып....рите шов

    3. ч...стота в квартире – ч....стота употребления в языке

    4. разр....дить всходы – разр....дить ружьё

    5. сл....пить глаза – сл....паться в комок

    6. прим....рял врагов – прим....рял костюм

    7. вып....лоть сорняки – вып....лить из пушки

    8. нак....лите дров – нак....лите железо

    9. скр....пить булавкой – скр....петь дверью

    10. посв....тил фонарём – посв....тил стихи

  3. Слово учителя. Ознакомление с правилом на с. 15.

- Есть в королев­стве один город, который не похож на все остальные. Называют его «бермудским треугольником». Речь идёт о Непроверяемограде. Любой неопытный путник, попав туда, сразу пропадает.

- В русском языке живут слова, которые нельзя проверить, т. е. словарные слова. Их нужно запоминать. А в слу­чае затруднения при написании слов обращаться к словарю. Мы познакомимся с правописанием некоторых словарных слов, определим правила работы с орфографическим словарём.

  • Смотрите, у меня есть не­сколько словарей. Какой же нам выбрать? (Орфографический словарь.) Давайте вспомним правила пользования словарём. Учитель объясняет, как правильно пользоваться словарём (слова рас­полагаются по алфавиту), обращает внимание на словарик «Пиши и произноси правильно», расположенный в конце учебника (с. 138-140).

  1. Хоровое проговаривание и за­поминание «подсказки» на с. 16.

  2. Ознакомление с приёмами мнемотехники (мой плакат на А1).


V. Закрепление

  1. Упр. 24 — анализ содержания текста (зад. 1,2). Констру­ирование предл-й (зад. 3).


Физкультминутка


2. Ознакомление с материалом рубрики «Обратите внима­ние!» на с. 17.

Надо проверять так: Нельзя проверять так:

ЗатОпить – затОпит затопить – затапливать

ОпОздать – пОздно опоздать – опаздывать

ПроглОтить – глОтка проглотить – проглатывать

РаскОлоть – кОлет расколоть – раскалывать

ОтОпление – тОпит отопление – отапливать

откопать (раскопки) – но не откапывать

разбросать (бросит) – но не разбрасывать

откормить (кормит) – но не откармливать

уловить (ловит) – но не улавливать

подбодрить (бодрый) – но не подбадривать

размолоть (помол) – но не размалывать

3. Работа над словарными слова­ми на с. 17.

4. Работа с заданиями на карточке.

  1. Слова, записанные на доске, расположите по алфавиту, подчерк­ните непроверяемую орфограмму.

Гербарий, конфета, паркет, салют, вокзал, балкон, аре­на, рюкзак, баскетбол, чехол, фиолетовый.

  1. Орфографическая пятиминутка (отгадайте загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, составьте с ними словосочетания, обозначьте глав­ное и зависимое слово).

а) По реке плывет бревно — / Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, / Нос откусит... (крокодил).

б) До чего же скучно, братцы, / На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, / Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец! / Да нельзя, я — школьный.. (ранец)

в) Он ходит, голову задрав, / Не потому; что важный граф.

Не потому, что гордый нрав, / А потому, что он... (жираф).

г) Мне видно, от рожденья / Такой характер дан,
Что я люблю движение, / На то я... (чемодан).

Зубастый крокодил, кожаный чемодан, грациозный жираф, новый ранец.

  1. Игра «Корректор».

Мебель, кортина, диван, кравать, компо­та, квортира, коструля, стокан, тарелка, табурет.

4. По данному толкованию определить слово. Записать. Под­черкнуть непроверяемые безударные гласные в корне.

I. Холодное кушанье из нарезанных овощей; отвар из фруктов; головка капусты; сорт лапши; крупный фрукт оранжевого цвета.

Для справок: винегрет, компот, апельсин, вермишель, кочан.

III. Небольшой садик у дома; руководитель бригады; огородное растение, растущее кочаном; огородное растение с длинными узкими стручками.

Для справок: фасоль, капуста, бригадир, палисадник.

5. Словарный диктант «Самое сильное звено».

Спишите слова, помещенные на доске, подчеркните непроверяемые гласные и согласные в корне. Обозначьте род имен существительных.

Тонкий ф..рфор (м. р.), ж..лезнод..рожный в..кзал (м. р.), авиацион­ная к..т..строфа (ж. р.), ре..кий г..рбарий (м. р.), к..(л,лл)..кция (ж. р.) ба­бочек (ж. р..), музыкальная к..мп..зиция (ж. р.), историческая гра(м, мм)атика (ж. р.), острый к..р..ндаш (м. р.), к..ртинная г..л..рея (ж. р.), просторная г..стиная (ж. р.), беспроигрышная л..т..рея (ж. р.), ш..к..ладная к..нфета (ж. р.).

  1. Игра «Магазин».


VI. Обобщение изученного. Рефлексия

  • Что значит «непроверяемые написания»?

  • Как убедиться в правильности таких написаний?

  • Как пользоваться орфографическим словарем?


VII. Домашнее задание.

§ 3, упр. 25 (2, 3). Доп. д.з.: составить словарный диктант из 15 слов, который состоит из непроверяемых слов на определённую тематику: 1) одежда, обувь; 2) школа; 3) природа; 4) спорт.

Игра «Магазин»

Обратите внимание: справа нахо­дится магазин слов (к доске прикреплены конверты с картинками «продуктами»). Представьте, что вы пришли в магазин. За­полните ваши корзины необходимыми по­купками. Каждая группа учащихся долж­на сама решить, в какой отдел магазина она отправится, выбрать необходимый конверт и записать название товара, отражённого на картинке. Если слово записано с ошиб­кой, значит, денег для покупки товара не­достаточно, необходимо пополнить баланс (написать это слово несколько раз, приду­мать объяснение, как лучше его запомнить, и др.)

Мясо, рыба и другие продукты: барани­на, говядина, колбаса, макароны, сардель­ки, сосиски, сметана, чебуреки, вермишель, камбала, лосось, паштет, свинина, творог, молоко.

Кондитерские изделия: вафли, крекер, мармелад, мороженое, пирожное, йогурт, зе­фир, конфеты, халва, шоколад.

Овощи: баклажаны, картофель, огурцы, пе­рец, редис, сельдерей, щавель, кабачки, мор­ковь, патиссоны, помидоры, салат, чеснок.

Фрукты, ягоды: абрикосы, апельсины, арбузы, бананы, виноград, гранаты, ежевика, лимоны, мандарины, персики, черёмуха, че­решня, яблоки, грейпфруты, калина, малина, манго.

Одежда, обувь, головные уборы: гимна­стёрка, берет, джемпер, жакет, костюм, сви­тер, сарафан, шаровары, галифе, ботинки, джинсы, кофта, кроссовки, сапоги, фуражка, шинель.

Игрушки: автомат, горилла, конструктор, крокодил, мартышка, робот, пистолет, вер­блюд, динозавр, жираф, лабиринт, обезьяна, петух, черепаха.

Мебель, домашняя утварь: кровать, та­бурет, диван, тахта, кастрюля, тарелка, чер­пак, сковорода.