Урок 54
Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗ-НОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ (§ 32, с. 174)
Цели урока:
дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи;
формировать умение определять количество частей в СП, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схемы предложений с разными видами связи;
способствовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения понимать произведения искусства.
Эпиграф: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы на с. 173.
- Какой раздел науки о языке изучаем в 9 классе? (Синтаксис и пунктуация)
- Какие три большие темы мы уже изучили? (ССП, СПП, БСП)
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений? (Сложные предложения с разными видами связи)
III. Изучение нового материала
1. Работа с эпиграфом. Создание мотивации.
— Давайте обратимся к эпиграфу урока. Это слова титана Возрождения Леонардо да Винчи, который был художником, ученым, изобретателем. Согласны ли вы с его высказыванием?
2. Анализ предложения, предложенного в качестве эпиграфа.
— Запишем эпиграф и подчеркнем грамматические основы.
Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
— СП, которое состоит из четырех частей. Давайте определим, где главные, а где придаточные части, и построим схему предложения.
[... сущ.], (которую...), а [... сущ.], (которую...).
— Можем ли мы охарактеризовать это предложение, достаточно ли у нас знаний?
3. Формулировка темы. Целеполагание. Слово учителя.
— С такими предложениями мы еще не работали. Итак, тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи». Давайте поставим цель урока. Зная все виды сложных предложений, чем мы будем заниматься на уроке, какие задачи решать.
Цель: отрабатывать умение определять строение СП с разными видами связи; составлять схемы предложений и предложения по схемам.
СП с разными видами представляют собой различные комбинации ССП, СПП и БСП.
В СП с разными видами связи знаки препинания ставятся на общем основании, в зависимости от типа связи и смысловых отношений между соответствующими частями сложного предложения.
Давайте обратимся к презентации.
4. Просмотр презентации. Запись и составление схем четырёх предложений.
Часы пробили, и раздался звонок на урок, который все встретили общей радостью.
[ ], и [ ], (который …). СП с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Потеплело; на полях появилась первая поросль, и деревья отряхнули ветви от снега.
[ ] ; [ ], и [ ]. СП с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной.
Я принял решение: поговорить с другом, когда увижу его.
[ ] : [ ], (когда …). СП с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Сон изменился: теперь она шла по коридору, который был увешан картинами, и с этих картин за ней пристально следили глаза портретов.
[ ] : [ ], (который …), и [ ]. СП с разными видами связи: бессоюзной, подчинит. и сочинит.
5. Работа с учебником. Чтение материала на с. 175.
6. Первичное закрепление. Устный опрос.
— Как называются сложные предложения, в которых есть комбинирование сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи? (СП с разными видами связи)
— Сколько частей должно быть в таких предложениях? (Не менее трех)
— На основании чего можно группировать предложения в более крупные блоки?
— В текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (Научного, публицис-тического)
— Почему их не так много в текстах разговорного стиля? (Они громоздки, сложны. В разговоре преобладает диалог, неполные предложения.)
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
IV. Закрепление изученного
Упр. 305. Построение схем предложений.
1. Если прислушаешься хорошенько, непременно услышишь: тут и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны.
(Если...), [ ] : [ ]. Ведущая связь – подчинительная. 1-й блок – СПП, 2-й – прост. предл.
2. Хорошо быть поэтом: прочтёшь стихи – и всё станет понятно.
[ ] : [ ] – и [ ]. Ведущая связь – бессоюзная. 1-й блок – прост. предл., 2-й – ССП.
3. Деревья, что были поближе, прыгали быстро, а дальние двигались медленно, как будто их тихо кружила славная снежная река.
[Сущ., (что...), ], а [ ], (как будто...). Ведущая связь – сочинит. 1-й блок – СПП, 2-й – СПП.
4. Папа говорит, что в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины – научиться любить, а для мужчины – служить своему делу.
[ ], (что …), (о которых …) : [ ], а [ ]. Ведущая связь – бессоюзная. 1-й блок – СПП с последоват. подчинением, 2-й – ССП.
2. Упр. 306. (Сложные предложения выделены жирным шрифтом.)
Структурные средства связи предложений: сочинительная, подчинительная, бессоюзная связи.
Сон – это великий дар человеку на земле. Правда, он любит весёлых и здоровых людей, хорошо набегавшихся за день, но он жалеет и тех, кого мучают заботы или гнетёт горе (Комбинируется сочинит. и подчинит. связи). С такими людьми сон долго борется, закрывает им глаза, укладывает их головы на подушки… А они опять открывают свои глаза, и подушки их делаются мокрыми от слёз (ССП). Но сон не теряет терпения. Окутавшись ночным сумраком, он проникает к самому изголовью измученного человека, тёплым дыханием сушит его мокрые ресницы и тихонько опускает их вниз. «Спи, спи, усталый человек! За ночь я сделаю тебя крепче и сильнее, я приглажу и смягчу твои горькие мысли…(БСП) Пусть идут часы: это двигается вперёд время, а время, как река, уносит с собой все горести (Комбинируется бессоюзная и сочинит. связи). Спи, спи…»
Когом – мест.; н.ф. – кто; относит.; Р.п., ед.ч.; дополнение.
Окутавшись ночным сумраком, он проникает к самому изголовью измученного человека, тёплым дыханием сушит его мокрые ресницы и тихонько опускает их внизсн. (Предл. повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однор. сказуемыми и обособл. об-вом, выраж. дееприч. оборотом.)
3. Работа на доске и в тетрадях.
Запись под диктовку предложения, построение схемы, определение блоков предложения.
Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берёт картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведёт хороший плод (Леонардо да Винчи).
[ ], (если...) ; (если...), то [ ] . (Два блока: 1 и 2; 3 и 4 предложения.)
— Как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи? Почему нужно учиться у природы?
4. Тренировочные упражнения. Определение вида комбинирования связи в СП.
Работа выполняется по вариантам: вариант 1 – нечётные номера, вариант 2 – чётные номера.
Тест по теме «Сложные предложения с различными видами
союзной и бессоюзной связи» 9 класс
1. Укажите верную характеристику предложения: Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из дому ночью, чтобы до утра быть на месте. (Ю.Казаков)
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью
4) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными
2. Укажите верную характеристику предложения: Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались - с Бездомным приключилось что-то вроде паралича. (М.Булгаков)
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью
4) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными
3. Укажите верную характеристику предложения: Крик далекой иволги звучал почти рядом с Прохором; слышно было, как крадется лиса сквозь чащу. (В.Шишков)
1) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.
2) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
4) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4. Укажите верную характеристику предложения: Матрёна сидела в телеге молча, хотя губы её шевелились, словно она читала молитву. (А.Иванов)
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.
5. Укажите верную характеристику предложения: Правила морской подготовки не предполагают, что можно научить человека рулить прямо на рабочем месте, но Лёша научился. (Л.Князев)
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4) Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.
6. Укажите верную характеристику предложения: Сиверс утром стрелял в нашем саду галок, а мне казалось, что в дом вошел пастух и хлопает большим кнутом. (И.Бунин)
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
3) Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными.
4) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
7. Укажите верную характеристику предложения: Пароход медленно кренился, палуба на мгновение принимала вертикальное положение, и рулевой повисал на штурвале.
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью.
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью.
4) Бессоюзное сложное предложение с тремя грамматическими основами.
8. Укажите верную характеристику предложения: Снова и снова самолеты заходили на цель, а когда они улетели, минометный и ружейный обстрел показался детским лепетом и почти полным покоем.
1) Сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью
2) Сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью
3) Сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью
4) Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными
5. Творческая работа.
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.
Предложения для создания текста № 1
Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
[ - = ] : [ - = и = ], (если).
[ - = ].
[ - = ], ( что… ), а [ = указ. слово], ( кто… )
Предложения для создания текста № 2
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
[ - = ].
[ - = ], (так как… ).
[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Предложения для создания текста № 3
Существует мнение. Курящие подростки – это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
[ - = ], (что… ).
[ - = ], (чем… ), а [ - = ].
6. Проверка (чтение получившихся текстов)
Текст № 1
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Текст № 2
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Текст № 3
Существует мнение: курящие подростки – это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Что мы узнали новое о сложном предложении?
Какое умение мы отрабатывали?
Каким способом могут соединяться предложения в составе сложного с различными видами связи?
Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения?
Могут ли в таких предложениях оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы?
Какие знаки препинания ставят в таких случаях?
Потребовались ли вам при изучении новой темы знания, полученные ранее? Почему? Какие были трудности? Достигнута ли цель урока?
V. Домашнее задание
§ 32, упражнение 307.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Самостоятельная работа.
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.
Предложения для создания текста № 1
Француз__кая Ассоциац__я защиты животных установила. Пр__сутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опас__ность инфаркта у его х__зяина и нормализует арт__риальное давление. Человек еже__дневно просто п__глаживает своего пёсика. Л__чебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пр__шли к выводу. Еже__дневное общение с собакой вызывает пол__жительные эмоц__и и снимает стрес__ы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
[ - = ] : [ - = и = ], (если). 2. [ - = ]. 3. [ - = ], ( что… ), а [ = указ. слово], ( кто… )
Предложения для создания текста № 2
Зд__ровье – бесцен__ое дост__яние каждого человека, всего общества. При встречах, ра(с,сс)т__ваниях с близ__к__ми людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полн__ценной и счас__ливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы вып__лняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, пр__одол__вать трудн__сти и зн__чительные перегрузки. Доброе здоровье обе__печивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохр__нять и укр__плять здоровье самим человеком.
[ - = ]. 2. [ - = ], (так как… ). 3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Предложения для создания текста № 3
Сущ__ствует мнение. Курящие подростки – это в__збудимые дети. Дети используют т__бак. Усп__коиться. И(с,сс)лед__вания показывают. Регулярное курение может оказывать противо__положный эффект и ув__личивать у них риск развития тревожных ра(с,сс)тройств в ю(н,нн)__сти. Курение может пр__чинять эмоц__ональный вред подросткам на__много раньше. Еще про__вляются физические эффекты, например, рак легких и б__лезни сердца. Проблемы с дыханием и не__достаток кисл__рода могут вызвать приступы паники.
[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ). 2. [ - = ], (что… ). 3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Самостоятельная работа.
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.
Предложения для создания текста № 1
Француз__кая Ассоциац__я защиты животных установила. Пр__сутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опас__ность инфаркта у его х__зяина и нормализует арт__риальное давление. Человек еже__дневно просто п__глаживает своего пёсика. Л__чебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пр__шли к выводу. Еже__дневное общение с собакой вызывает пол__жительные эмоц__и и снимает стрес__ы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
[ - = ] : [ - = и = ], (если). 2. [ - = ]. 3. [ - = ], ( что… ), а [ = указ. слово], ( кто… )
Предложения для создания текста № 2
Зд__ровье – бесцен__ое дост__яние каждого человека, всего общества. При встречах, ра(с,сс)т__ваниях с близ__к__ми людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полн__ценной и счас__ливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы вып__лняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, пр__одол__вать трудн__сти и зн__чительные перегрузки. Доброе здоровье обе__печивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохр__нять и укр__плять здоровье самим человеком.
[ - = ]. 2. [ - = ], (так как… ). 3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Предложения для создания текста № 3
Сущ__ствует мнение. Курящие подростки – это в__збудимые дети. Дети используют т__бак. Усп__коиться. И(с,сс)лед__вания показывают. Регулярное курение может оказывать противо__положный эффект и ув__личивать у них риск развития тревожных ра(с,сс)тройств в ю(н,нн)__сти. Курение может пр__чинять эмоц__ональный вред подросткам на__много раньше. Еще про__вляются физические эффекты, например, рак легких и б__лезни сердца. Проблемы с дыханием и не__достаток кисл__рода могут вызвать приступы паники.
[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ). 2. [ - = ], (что… ). 3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Получившиеся тексты
Текст № 1
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Текст № 2
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Текст № 3
Существует мнение: курящие подростки – это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Получившиеся тексты
Текст № 1
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Текст № 2
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Текст № 3
Существует мнение: курящие подростки – это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Предложения для создания текста № 1
Французская Ассоциация защиты животных установила. Присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу. Ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
[ - = ] : [ - = и = ], (если). 2. [ - = ]. 3. [ - = ], ( что… ), а [ = указ. слово], ( кто… )
Предложения для создания текста № 2
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
[ - = ]. 2. [ - = ], (так как… ). 3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Предложения для создания текста № 3
Существует мнение. Курящие подростки – это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности.
Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ). 2. [ - = ], (что… ). 3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].