СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс (девочки). "Рыба. Первичная обработка рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по методике Шадрикова. 

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 класс (девочки). "Рыба. Первичная обработка рыбы"»

Предмет технология Класс 6

Тема урока: « Рыба. Первичная обработка. Блюда из рыбы и морепродуктов».

Цели урока: ознакомить учащихся с ролью рыбы и морепродуктов в питании человека, ознакомить с признаками доброкачественности рыбы, навыками первичной обработки рыбы, с условиями и сроками хранения, научиться готовить блюдо из рыбы, прививать навыки культуры труда и аккуратности, умение работать коллективно в составе группы.

Задачи:

  • Образовательные: формирование у учащихся знаний о рыбе и морепродуктах какую роль они играют в питании человека; научить определять доброкачественность рыбы и срок годности рыбных консервов, научить проводить первичную обработку и разделку рыбы.

  • Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с интерактивной доской, наглядным и раздаточным материалом; формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способностей учащихся.

  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к продуктам питания, развивать исполнительские умения и творческие способности.


Оборудование:

для учителя: интерактивная доска; наглядные пособия: плакаты с вариантами разделки рыбы, разные виды подачи и сервировки рыбы, инструкционные карты, кухонный инвентарь (посуда, инструменты, приспособления);

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, рабочая форма (фартук, косынка), продукты для урока (свежая рыба, соленая рыба).


Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)



Цель: настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка домашнего задания. Объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде практической работы.


Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Задачи:

- определение отсутствующих;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала.


Методы организации работы учащихся: словесный

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);



























  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;



  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;


  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.



Цель: привести в систему знания, полученные ранее.

Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие виды молочных продуктов вы знаете, как их получают?

Устный опрос:

Почему молочные продукты должны входить в рацион каждого человека?

Молоко и молочные продукты содержат все необходимые питательные вещества необходимые для жизнедеятельности человека, кальций, фосфор, железо и витамины А, В, РР, С.

Какие горячие блюда можно приготовить из молока?

Молочные супы, каши (жидкие или вязкие), соусы, блины.

Какие требования предъявляют к качеству изделий из молочных продуктов.

Продукты из молока должны иметь вкус, цвет, запах молока, консистенцию, соответствующую данному блюду.

Индивидуальное задание.

На доске вы видите рецепт молочного супа, один ученик выйдет к доске и составит схему приготовления супа из молока. Задача остальных ребят внимательно следить за ходом выполнения задания, и при обнаружении ошибки, поднять руку. (Слайд 1)

Выполнение задания одним из учеников. Проверка учащимися и учителем. Выставление оценки.

Тест.

Ребята, следующее задание тестовое. Вам предлагается 5 вопросов с вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ. (Слайд 2)

Вопросы:

  • 1. Выбрать молочные продукты:

А) йогурт; Б) майонез; В) масло топленое; Г) кисель, Д) творожные сырники;

  • 2. Выбрать посуду для приготовления блюд из молока:

А) алюминиевая; Б) эмалированная, В) чугунная, Г) огнеупорная, Д) из нержавеющей стали.

  • 3. Блюда из творога не требующие тепловой обработки:

А) запеканка; Б) пудинг; В) сырники; Г) творог со сметаной; Д) вареники с творогом.

  • 4. Вставьте пропущенные слова:

Пастеризация – это процесс________ молока до температуры, убивающей _________ и выдержанное при этих температурах.

(нагревания, болезнетворные микробы)

  • 5. Выберите срок хранения пастеризованного молока:

А) 36 ч.; Б) 24 ч.; В) 20 ч.; Г)5 суток; Д) 72 ч.


Дети поднимают руку и отвечают на вопросы. Учитель подчёркивает на доске правильный ответ.

Молодцы! Все были очень активны!


Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:

- выявление уровня знаний учащихся по теме: молоко, кисломолочные продукты.

- определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

- словесный (ответить на вопросы);

- упражнения (выполнение задания на доске).

Критерии достижения целей:

- полный ответ;

- наличие ошибок в ответе.

Возможные действия:

- помощь учителя;

- работа с учебником.


Совместной деятельности учащихся на данном этапе нет.


Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем учащегося);

- метод взаимной проверки (один учащийся отвечает, другой его проверяет);

- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности).

Критерии:

Оценка «5»

- правильность выполнения задания

- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя;

- демонстрация усвоения ранее изученных тем

Оценка «4»

- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя;

Оценка «3»

- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий.

Вывод: тему прошлого урока мы усвоили хорошо. Теперь мы приступаем к изучению следующей не менее интересной темы.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);




































































  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;


Цель: ознакомить учащихся с ролью рыбы и морепродуктов в питании человека, ознакомить с признаками доброкачественности рыбы, навыками первичной обработки рыбы, с условиями и сроками хранения.

Задачи: формирование у учащихся знаний о рыбе и морепродуктах какую роль они играют в питании человека; научить определять доброкачественность рыбы и срок годности рыбных консервов, научить проводить первичную обработку и разделку рыбы.

Итак, ребята мы с вами вспомнили свойства молока, продукты из молока, блюда из молока и молочных продуктов.

Для того чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. (Слайд 3)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка)



В воде она живет.

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)



Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

Ребята, вы наверняка догадались, о чем идет речь.

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Рыба. Первичная обработка рыбы).

Мы должны с вами сегодня:

- узнать пищевую ценность рыбы и ее роль в питании человека;

- уметь определять доброкачественность рыбы, т.е. её свежесть;

- узнать первичную обработку рыбы и способы её разделывания;

- научиться проводить первичную обработку и разделку рыбы.

Обратимся к Интернету: Рыбы - это надкласс водных позвоночных животных (Википедия). (Слайд 5)

Высокая пищевая ценность и вкусовые особенности рыбы определили её большое значение в питании человека. Мясо рыбы состоит из белковых и минеральных веществ, жиров и витаминов. Белки мяса рыбы легче усваиваются организмом человека, чем белки животных. Содержание жира – один из главных показателей пищевой ценности рыбы (до 20%). Жир океанических рыб богат витаминами А и Д, а также кислотами. (Слайд 6).

В рыбе содержится много необходимых для организма человека минеральных элементов, это - фосфор, кальций, калий, натрий, магний, сера и хлор.

Полезными продуктами питания являются морские беспозвоночные (кальмары, крабы, моллюски) и водоросли. В мясе беспозвоночных содержаться аминокислоты, витамины и минеральные соли; в морской капусте много минеральных солей, микроэлементов (кобальт, молибден, йод и др.). а так же витамины группы В, А и С.

Вопрос к классу: в каком виде рыба поступает в продажу? (живая, мороженая, соленая, вяленая, копченая, сухая, рыбные консервы). Ученики отвечают на вопрос.

Широко употребляется в пищу мороженая, соленая и свежая рыба. Поэтому важно знать признаки доброкачественности рыбы.

Работа в тетради: выписать из учебника стр.162 признаки доброкачественности рыбы.

Ребята, в учебнике на стр.162, таб.№25 приведены правила и сроки хранения рыбы. Ознакомьтесь пожалуйста с таблицей.

Срок хранения консервов указан на крышке банки, на которых отштампованы буквы и цифры.

Пример: Р 756

116 Ж 003

Первая строка: Р-отрасль промышленности (рыбная-Р, М- молочная или мясная, К- пищевая);

75 – индекс предприятия;

6 – год выпуска (1996г.);

Вторая строка: 1 – номер смены (первая, вторая, третья);

16 – число месяца;

Ж –месяц («А»- январь, «Б»-февраль, «В»-март,…., «Ж»-июль, «З»-исключается);

003 – номер консерва.

(Слайды 7-9)

Задание к классу: (это промежуточное закрепление материала.

Прочитайте информацию, зашифрованную на консервной банке: М 380 315Д123

(М-Молочная,38-индекс предприятия, 0- год выпуска 2000г., 3- номер смены, 15- число месяца, Д-май, 123- номер консерва).

Ребята давайте вспомним пословицы про рыбу.

Учащиеся называют пословицы: «Где чайки, там и рыба», «Не обмочась, рыбки не поймаешь», «Без костей рыбы не бывает».

А есть ещё одна – «Рыба гниет с головы, а чиститься с хвоста». Поэтому существуют правила первичной обработки рыбы:

1) оттаивание (если рыба заморожена);

2) очистка рыбы от чешуи;

3) разрезание брюшка - удаление внутренностей;

4) удаление головы, плавников, хвоста;

5) пластование;

6) нарезание на порционные куски.

Рассказ учителя о каждой выполняемой операции.

(Слайд 10-12).

При обработке рыбы необходимо соблюдать санитарные требования:

- рыбу разделывают на специальной доске;

- до и после разделки рыбу промывают холодной проточной водой;

- по окончании, а также во время работы оборудование мыть с мылом;

- после завершения работы тщательно убрать рабочее место.

(Слайд 13).

Методы изложения нового материала:

- рассказ учителя (объяснение нового материала)

- демонстрация (показ презентации, плакаты с вариантами разделки рыбы).

Методы организации деятельности учащихся:

работа с текстом учебника, учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа.


 Критерии определения уровня внимания:

- высокий (дети активны);

- средний (дети отвлекаются);

- низкий (дети не заинтересованы).


Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);






  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;



  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.


Цель: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала.

Задачи: научиться проводить первичную обработку и разделку рыбы, воспитание бережного отношения к продуктам питания.

Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой.


Перед началом работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности.


(Учитель раздаёт инструкционную карту практической работы).


Ребята, перед вами инструкционная карта практической работы, ваша задача – выполнить задания, следуя инструкции карточки. (Дети выполняют задания)

В процессе практической работы необходимо провести органолептическую оценку исходного сырья. Во время первичной обработки рыбы учитель следит, чтобы учащиеся не поранили руки плавниками, ножами и рыбочистками. Учитель показывает, как правильно чистить и разделывать рыбу.

На протяжении практической работы учитель контролирует соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил безопасной работы.

Цель: Установление осознанности учащимися нового материала.

Задачи:

- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний.

- установить выявленные пробелы


Методы достижения поставленной цели:

- практическая работа


Критерии степени усвоения нового материала:

- знание пищевой ценности рыбы;

- умение определять доброкачественность рыбы;

- умение проводить первичную обработку и разделку рыбы.

Методы реагирования:

- повторное объяснение учителем;

- помощь одноклассников.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.



Цель: используя записи в тетради, параграф 28 и 29 учебника, подготовить рассказ о рыбе и морепродуктах.



Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению.


Критерии:

- прочитать параграф 28 и 29, ответить на вопросы в конце каждого параграфа;

- в рабочей тетради составить инструкционную карту первичной обработки и разделки рыбы;

- выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе подготовки д/з.


Рефлексия


А теперь давайте вспомним:


  1. Чем ценна рыба как продукт питания?

  2. Назовите не рыбные продукты моря.

  3. Назовите признаки доброкачественной рыбы.

  4. В каком виде рыба поступает в продажу?

Итог, оценки.

За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (ответ д/з, выполнение л/р).


Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.