Цель: ознакомить учащихся с ролью рыбы и морепродуктов в питании человека, ознакомить с признаками доброкачественности рыбы, навыками первичной обработки рыбы, с условиями и сроками хранения. Задачи: формирование у учащихся знаний о рыбе и морепродуктах какую роль они играют в питании человека; научить определять доброкачественность рыбы и срок годности рыбных консервов, научить проводить первичную обработку и разделку рыбы. Итак, ребята мы с вами вспомнили свойства молока, продукты из молока, блюда из молока и молочных продуктов. Для того чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. (Слайд 3) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка)
В воде она живет. Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю. (Рыба) Ребята, вы наверняка догадались, о чем идет речь. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Рыба. Первичная обработка рыбы). Мы должны с вами сегодня: - узнать пищевую ценность рыбы и ее роль в питании человека; - уметь определять доброкачественность рыбы, т.е. её свежесть; - узнать первичную обработку рыбы и способы её разделывания; - научиться проводить первичную обработку и разделку рыбы. Обратимся к Интернету: Рыбы - это надкласс водных позвоночных животных (Википедия). (Слайд 5) Высокая пищевая ценность и вкусовые особенности рыбы определили её большое значение в питании человека. Мясо рыбы состоит из белковых и минеральных веществ, жиров и витаминов. Белки мяса рыбы легче усваиваются организмом человека, чем белки животных. Содержание жира – один из главных показателей пищевой ценности рыбы (до 20%). Жир океанических рыб богат витаминами А и Д, а также кислотами. (Слайд 6). В рыбе содержится много необходимых для организма человека минеральных элементов, это - фосфор, кальций, калий, натрий, магний, сера и хлор. Полезными продуктами питания являются морские беспозвоночные (кальмары, крабы, моллюски) и водоросли. В мясе беспозвоночных содержаться аминокислоты, витамины и минеральные соли; в морской капусте много минеральных солей, микроэлементов (кобальт, молибден, йод и др.). а так же витамины группы В, А и С. Вопрос к классу: в каком виде рыба поступает в продажу? (живая, мороженая, соленая, вяленая, копченая, сухая, рыбные консервы). Ученики отвечают на вопрос. Широко употребляется в пищу мороженая, соленая и свежая рыба. Поэтому важно знать признаки доброкачественности рыбы. Работа в тетради: выписать из учебника стр.162 признаки доброкачественности рыбы. Ребята, в учебнике на стр.162, таб.№25 приведены правила и сроки хранения рыбы. Ознакомьтесь пожалуйста с таблицей. Срок хранения консервов указан на крышке банки, на которых отштампованы буквы и цифры. Пример: Р 756 116 Ж 003 Первая строка: Р-отрасль промышленности (рыбная-Р, М- молочная или мясная, К- пищевая); 75 – индекс предприятия; 6 – год выпуска (1996г.); Вторая строка: 1 – номер смены (первая, вторая, третья); 16 – число месяца; Ж –месяц («А»- январь, «Б»-февраль, «В»-март,…., «Ж»-июль, «З»-исключается); 003 – номер консерва. (Слайды 7-9) Задание к классу: (это промежуточное закрепление материала. Прочитайте информацию, зашифрованную на консервной банке: М 380 315Д123 (М-Молочная,38-индекс предприятия, 0- год выпуска 2000г., 3- номер смены, 15- число месяца, Д-май, 123- номер консерва). Ребята давайте вспомним пословицы про рыбу. Учащиеся называют пословицы: «Где чайки, там и рыба», «Не обмочась, рыбки не поймаешь», «Без костей рыбы не бывает». А есть ещё одна – «Рыба гниет с головы, а чиститься с хвоста». Поэтому существуют правила первичной обработки рыбы: 1) оттаивание (если рыба заморожена); 2) очистка рыбы от чешуи; 3) разрезание брюшка - удаление внутренностей; 4) удаление головы, плавников, хвоста; 5) пластование; 6) нарезание на порционные куски. Рассказ учителя о каждой выполняемой операции. (Слайд 10-12). При обработке рыбы необходимо соблюдать санитарные требования: - рыбу разделывают на специальной доске; - до и после разделки рыбу промывают холодной проточной водой; - по окончании, а также во время работы оборудование мыть с мылом; - после завершения работы тщательно убрать рабочее место. (Слайд 13). Методы изложения нового материала: - рассказ учителя (объяснение нового материала) - демонстрация (показ презентации, плакаты с вариантами разделки рыбы). Методы организации деятельности учащихся: работа с текстом учебника, учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. Критерии определения уровня внимания: - высокий (дети активны); - средний (дети отвлекаются); - низкий (дети не заинтересованы). Методы мотивирования: - метод поощрения (похвала учителем ребёнка). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |