СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 класс по биологии "Хвойные растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение  голосеменных.

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 класс по биологии "Хвойные растения"»






Дата Класс: 6 урок 38

Тема:

Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.


Цель урока:

охарактеризовать отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений.

Задачи:

Образовательные:расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение голосеменных.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами; умение сравнивать развивать понятия об особенностях строения высших голосеменных растений, их многообразием;


Ожидаемый результат

  • особенности строения и размножения голосеменных;

  • многообразие голосеменных растений класса Хвойные;

  • особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной;

  • значение голосеменных в природе и жизни человека.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы»

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.


5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оценку «3»).

Задания в красном конверте:

1 группа

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

г…метофит –…………………………………………..

р…зоиды –……………………………………………..

тал…ом –……………………………………………….

п…гмент –……………………………………………...

хр…матофор –…………………………………………


2 группа

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

г…мета –……………………………………………….

п…гмент –……………………………………………...

зар…сток -……………………………………………..


3 группа

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

опл…дотворение –……………………………………

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

з…гота –……………………………………………….

зар…сток -……………………………………………..




Ученики отвечают на вопросы учителя.


20 мин.

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

-Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки.

Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Класс Хвойные ( каждая группа дает характеристику представителям класса)

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Сосна - Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми.

Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5).

1. Групповая работа. (Класс делится на четыре группы)

Каждая группа получит свою героиню, вам только нужно быстро и правильно отгадать загадки.

Слайд с загадками

Загадки.

  1. Что же это за девица? 2) Елочка отличная

Не швея, не мастерица, Только необычная-

Ничего сама не шьет, К холодам у этой елки

А в иголках круглый год. Осыпаются иголки.

/ель/ /лиственница/

3) В жару слезою желтой плачет, 4) У маленькой елочки

А в холод слезы прячет. Колкие иголочки,

Не лиственница и не елка, Шарики синие,

Хоть есть и шишки, и иголки. Словно бы в инее!

/сосна/ ⁄Можжевельник⁄


Группа, первая отгадавшая загадку, работает с данным растением.

Цель: каждая группа получила свое растение, но после выполнения данной работы у нас будет обобщенная таблица и мы сможем сравнить изучаемые растения.

Учащиеся приступают к работе, выполняя инструкцию. Время работы 5 минут.


Задание 1 группе.

  1. Прочитайте статью «Строение и образ жизни ель обыкновенной».

  2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

  3. Составьте мини-рассказ, используя таблицу.


Задание 2 группе.

  1. Прочитайте статью «Строение и образ жизни лиственницы».

  2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

  3. Составьте мини-рассказ, используя таблицу.


Задание 3 группе.

  1. Прочитайте статью «Строение и образ жизни сосны обыкновенной».

  2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

  3. Составьте мини-рассказ, используя таблицу.


Задание 4 группе.

  1. Прочитайте статью «Строение и образ жизни можжевельника обыкновенного».

  2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

  3. Составьте мини-рассказ, используя таблицу.

По изученным признакам представителей голосеменных составить кластер. ( вписать признаки голосеменных на доске)

Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали.

  1. Органы - лист, стебель, корень.

  2. Лист – хвоинка.

  3. Шишка – видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью – семян.





.Какие утверждения верны?

Группы, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Зеленый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег –

шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья,

получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

10 мин.

  1. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.


Продолжи выражение:

  1. Без наших хвойных растений ……………………………………………….

  2. Нужно беречь и охранять лес, т.к. ………………………………………...

  3. Наш хвойный лес дает нам ………………………………………………….

  4. Я в нашем сосновом лесу летом …………………………………………..

  5. Хвойный лес - это среда ………………………………………………………

  6. На сегодняшнем уроке мне очень понравилось …………………………..

Я бы хотел (а) выразить свое восхищение ответом

. Задание:Из перечня признаков выбрать номера тех, которые относятся к голосеменным растениям.

Ребята, на экране 12 признаков, вы сейчас у себя в тетрадях отметьте номера тех признаков, которые относятся к голосеменным растениям. В восьмом признаке новый термин для вас- фитонциды. Определение термина на доске.

/Время-1минута/.

  1. Нет корней.

  2. Листья покрыты кутикулой.

  3. Споры созревают в спорангиях

  4. Споры образуются в коробочке.

  5. Листья игловидные или чешуевидные.

  6. Для размножения необходима вода.

  7. Размножаются семенами.

  8. Выделяют фитонциды.

  9. Есть органы: корень, стебель, лист.

  10. Вместо корней – ризоиды.

  11. Размножаются спорами.

  12. Семена находятся на чешуйках шишек.

Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.


5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.








Итог урока:_____________________________________________________________________





Положительные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________________



Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________