III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание: -Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения. Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет. Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой. Отдел Голосеменных состоит из следующих классов Саговниковые Гинкговые Гнетовые Хвойные Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне. Класс Гнетовые включает 70 видов. Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое. К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки. Класс Хвойные ( каждая группа дает характеристику представителям класса) Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя. Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты. Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого. Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль. Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет. Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом. Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары. Сосна - Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми. Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5). 1. Групповая работа. (Класс делится на четыре группы) Каждая группа получит свою героиню, вам только нужно быстро и правильно отгадать загадки. Слайд с загадками Загадки. Что же это за девица? 2) Елочка отличная Не швея, не мастерица, Только необычная- Ничего сама не шьет, К холодам у этой елки А в иголках круглый год. Осыпаются иголки. /ель/ /лиственница/ 3) В жару слезою желтой плачет, 4) У маленькой елочки А в холод слезы прячет. Колкие иголочки, Не лиственница и не елка, Шарики синие, Хоть есть и шишки, и иголки. Словно бы в инее! /сосна/ ⁄Можжевельник⁄ Группа, первая отгадавшая загадку, работает с данным растением. Цель: каждая группа получила свое растение, но после выполнения данной работы у нас будет обобщенная таблица и мы сможем сравнить изучаемые растения. Учащиеся приступают к работе, выполняя инструкцию. Время работы 5 минут. Задание 1 группе. Прочитайте статью «Строение и образ жизни ель обыкновенной». Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных». Составьте мини-рассказ, используя таблицу. Задание 2 группе. Прочитайте статью «Строение и образ жизни лиственницы». Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных». Составьте мини-рассказ, используя таблицу. Задание 3 группе. Прочитайте статью «Строение и образ жизни сосны обыкновенной». Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных». Составьте мини-рассказ, используя таблицу. Задание 4 группе. Прочитайте статью «Строение и образ жизни можжевельника обыкновенного». Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных». Составьте мини-рассказ, используя таблицу. По изученным признакам представителей голосеменных составить кластер. ( вписать признаки голосеменных на доске)  Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали. Органы - лист, стебель, корень. Лист – хвоинка. Шишка – видоизмененный побег. Размножение с помощью – семян.
.Какие утверждения верны? Группы, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной. Зеленый цвет – “утверждение верно” Красный цвет – “не согласен с утверждением” 1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. 2. Голосеменные растения – исключительно деревья. 3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя. 4. Еловые леса и сосновые боры – светлые. 5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа. 6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год. 7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов. 8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. 9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные. 10.Образование семян – важный этап в эволюции растений. |