7 «А» класс - Дата _____________
7 «Б» класс - Дата _____________
7 «В» класс - Дата _____________
7 «Г» класс - Дата _____________
Урок 6. Относительная атомная масса.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы «относительная атомная масса».
Задачи:
Образовательные: формировать понятия «атомная единица массы», «масса атома», «относительная атомная масса»;
Развивающие: формировать умения проводить простейшие расчеты по теме; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать умения работать индивидуально и в группах; развивать логическое и творческое мышление;
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор учащихся; формировать научного мировоззрения путем использования химических понятий.
Тип урока: урок освоения новых знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: словесно-наглядный (фронтальная работа с классом), практический (решение задач), индивидуальная работа с литературой;
Материалы и оборудование: учебное пособие, тетради.
ХОД УРОКА
Ориентировочно – мотивационный этап
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы говорили о том, что все в нашей вселенной построено из атомов. Атом – это мельчайшая химически неделимая частица. Во вселенной бесконечное число атомов, но видов атомов только 118. Каждый вид атома называется химическим элементом и все они записаны в таблице менделеева.
Каждый элемент имеет свое 1. Название, 2. Обозначение (химический символ, состоящий из первых букв латинского названия), 3. Номер и 4. Относительную атомную массу.
На сегодня вы должны были выучить 20 наиболее важных элементов, которые понадобятся для дальнейшего изучения предмета.
1 вариант: Алюминий Железо Калий Кислород Магний Натрий Свинец Серебро Фосфор Цинк | 2 вариант: Хлор Углерод Сера Ртуть Медь Кремний Кальций Золото Водород Азот |
Целеполагание
Представьте, если плотно уложить в цепочку миллион атомов серебра, то она протянется всего на 3 см, а как вы думаете, сколько они будут весить?
И сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос!
Цель урока: познакомиться с понятием относительная атомная масса, масса атома и атомная единица масса.
Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
Операционно – познавательный этап.
Актуализация знаний (составление плана урока):
План урока:
Размеры и масса атомов
Относительная атомная масса
Решение расчетных задач
Изучение нового материала:
Современная наука обладает различными методами, позволяющими определять размеры и массы атомов. Например, самый легкий атом – атом водорода, его масса 1,6735*10-27 кг. А самый маленький атом – атом гелия, его размер 2,44*10-10 м. В таком виде знак «минус» означает, что число меньше единицы, а числа 27 и 10 указывают, на то, в каком знаке после запятой находится первая цифра, отличная от нуля.
И как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о массе атомов.
Масса атома ma измеряется в кг или г.
Но пользоваться такими маленькими величинами масс атомов при расчетах неудобно. Поэтому на практике, стали применять относительные значения. Этой величиной стала относительная атомная масса (Ar) которую вы сможете найти в таблице менделеева.
И возник вопрос, как перейти от массы атома к относительной атомной массе?
Такой величиной перехода стала 1\12 массы атома углерода, которая получила название атомная единица массы равная 1 а.е.м. =1.66*10-27кг или -24г
Ar=ma/1aем
ma= Ar*1aем
Задача 1
Рассчитайте относительную атомную массу атомов азота, кислорода и азота
ma(углерода)=19,926*10-27 кг
ma(азота)=23,247*10-27 кг
ma(кислорода)=26,567*10-27 кг
Задача 2
Вычислите массу атома цинка
Вычислите массу 3 атомов кислорода
Задача 3
Определите во сколько раз масса атома кислорода, больше массы атома азота
Обобщение и систематизация изученного материала:
Масса миллиона атомов серебра
Задания из рабочей тетради
С.46, 1,2,7
Оценочно-рефлексивный этап.
Домашнее задание: §6, с.46, задания 3-6.
Рефлексия: что узнали за урок?