СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…». РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ «Я ПОСЕЮ, Я ПОСЕЮ…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, доброжелательного отношения обучающихся друг к другу при работе в группе, чувства прекрасного на основе художественных текстов; способствовать расширению знаний о жанрах устного народного творчества (песне, загадке), формированию представлений и разработке схемы построения загадки.

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…». РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ «Я ПОСЕЮ, Я ПОСЕЮ…».»

Урок 6. Русская Народная песня «Я с горы на гору шла…».
Русская хороводная песня «Я посею, я посею…»
(дополнительное чтение)

Тип урока: вхождение в тему

Педагогические задачи: содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, доброжелательного отношения обучающихся друг к другу при работе в группе, чувства прекрасного на основе художественных текстов; способствовать расширению знаний о жанрах устного народного творчества (песне, загадке), формированию представлений и разработке схемы построения загадки

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о разных фольклорных формах; знают определение загадки; умеют ориентироваться в учебных, художественных книгах и рабочих тетрадях

Метапредметные:

познавательные: овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют анализ, делают вывод;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания

Личностные: понимают значение границ собственного знания
и незнания, осознают необходимость самосовершенствования;
адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Образовательные ресурсы: карточки, аудиозаписи колыбельной и хоровой песен


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло.)

– Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока

Дети улыбаются, приветствуют друг друга и настраиваются
на работу

Имеют учебно-познавательную мотивацию, планируют учебное сотрудничество

II. Актуализация знаний

– Второй раздел учебника называется «Народная мудрость».

– Как вы понимаете выражение «народная мудрость»?

– Прочитайте в учебнике название цветка и его ле-
пестков.

– Все это жанры устного народного творчества, или фольклора.

– Что же такое фольклор?

– Почему народное творчество сравнивается с живым цветком?


– Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

– Посмотрите, какой у нас красивый цветок. И все его лепестки-жанры мы не сможем охватить за один урок, а продолжим знакомство на последующих уроках



Высказывают свое мнение.

Работают с иллюстрацией в учебнике, читают название цветка и его лепестков.


Высказывают свое мнение.

– Народное творчество дошло до наших дней, оно живо, поэтому фольклор называют живым цветком.

– Изучить жанры устного народного творчества

Строят речевые высказывания.

Осуществляют самоконтроль.

Умеют слышать и слушать.

Осуществляют анализ, целеполагание, прогнозирование

III. Знакомство с новым произведе-
нием.

Слушание

и обсуждение русских народных песен

– Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Как вы думаете, что это за жанр?

– Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

– Для маленьких детей мамы, няни поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

– Давайте послушаем одну из таких колыбельных песен.


– Для чего детям поют колыбельные песни?



– А кто из вас знает колыбельные песенки?


– Как их надо исполнять?

– Кто сочинял колыбельные песни?

– Но народ сочинял не только колыбельные песни.

У каждого народа есть хороводные, свадебные, праздничные песни. Эти песни живут в народе много-много лет. И дошли они до наших дней.

– Давайте с вами послушаем русские народные песни
и узнаем, к каким музыкальным жанрам они относятся.





– В учебнике вы можете ознакомиться с текстом рус-ской народной песни «Я с горы на гору шла…».

– Послушайте, как она звучит, и постарайтесь определить, к какому музыкальному жанру она относится.

– Как надо читать эту песню – плавно или быстро? Поясните свой ответ.

– Прочитайте, выделяя голосом повторяющиеся слова.

– Как художник показал, что это русская народная
песня?

– Какие краски он выбрал? Почему?

– Какие строчки из песни подходят к иллюстрации?

Предлагает конкурс на самое выразительное чтение


– Колыбельная песня.










Прослушивают колыбельную
песню.

– Детям поют колыбельные песни, для того чтобы защитить их от темных сил, убаюкать.

Вспоминают песни, которые им пели мамы, бабушки.

– Спокойно, плавно, ласково, тихо.

– Народ.





Слушают песни, выполняют первое задание (соотносят название песни с мелодией).

– Историческая, хороводная,
плясовая, протяжная, рекрутская,
наигрыш.

Слушают песню.


– Это хороводная песня.

Читают по частям.

– Надо читать плавно, потому что это хороводная песня.

Читают, выделяют слова.

– Нарисовал девочку в русском сарафане.

– Светлые, нежные.

Высказывают свои предположения.

Выразительно читают

Осуществляют осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Умеют слышать и слушать.

Осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков.

Владеют диалогической
(монологической) речью.

Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.

Соотносят звучание и на-звание.

Осуществляют смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились


Выполняют физкультминутку

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Закрепление изученного: работа

по карточкам

– А сейчас я приглашаю в творческую мастерскую.
У вас три карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше

Работа по карточкам

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

V. Итог
урока. Рефлексия

– Как по-другому называется устное народное твор-
чество?

– С какими жанрами мы сегодня познакомились?

– Я предлагаю вам выбрать предложение и закончить его.

• Я понял, что…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Мне захотелось…

• У меня получилось…

– Фольклор.

– Колыбельная, хороводная народная песня.

Заканчивают предложения по выбору (по цепочке)

Осознают важность и необходимость учения.

Осуществляют само-
оценку.

Адекватно реагируют
на трудности


Ресурсный материал

Работа по карточкам

1. Расставь строчки по порядку,
чтобы получилась колыбельная
песня.

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю-баюшки-баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток

2. Расставь строчки по порядку,
чтобы получилась колыбельная
песня.

Прилетели журавли,

Ой, люли-люли-люли!

А ворота скрип-скрип,

Они сели на ворота

У нас Ваня спит-спит.

Не будите у нас Ваню

3. Расставь строчки по порядку,
чтобы получилась колыбельная песня.

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит