Урок 6
ВЕСЁЛЫЕ РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ.
Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с содержанием юмористического произведения Л. Пантелеева, выявления особенностей рассказа («веселый», «грустный» и т. д.), для развития умений формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов; формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку: чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают − кто их прочитает? (Буквы.) Сколько букв в русской азбуке? Попробуем их назвать хором. (Называют.)
− Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Они – ваши верные друзья и помощники.
II. Актуализация знаний. Работа с книгами о детях и моделями.
На доске модели обложек, книги А. Барто «В школу», В. Железникова «История с азбукой».
а)
б)
– Рассмотрите модели обложек. Что можете рассказать о произведениях по этим моделям? (Оба произведения о детях: а) стихи, б) рассказ.)
– Вспомните и назовите произведения, которые подходят к моделям. ( а) Стихи о детях: А. Барто «В школу»; б) Рассказ о детях: В. Железников «История с азбукой».)
– Дополните модели обложек.
III. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа Л. Пантелеева «Буква „ты”», беседа.
− Ребята, послушайте рассказ Леонида Пантелеева.
− Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?
− Назовите героев рассказа. Иринушке, про которую мы узнали из текста, четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение. Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе: «Я».)
− А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?
− Как вы думаете, какое название дал Леонид Пантелеев своему рассказу?
Словарная работа.
− В рассказе встречаются слова, требующие разъяснения.
Большая умница – так уважительно сказано о девочке, которой исполнилось всего четыре года и пять месяцев.
Одолеть всю русскую азбуку – выучить все буквы русского алфавита.
Свободно читать – читать без затруднений.
Споткнуться (на чем-либо) – столкнуться с трудностями.
Говорить про себя – устойчивое выражение, которое можно понять как в прямом (говорить о себе), так и в переносном (проговаривать в уме) смысле.
Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике… – взрослый был очень сильно рассержен.
Гневаться – очень сильно сердиться.
Бестолковая (девочка) – глупая, непонятливая. Эта характеристика не увязывается с тем, что в начале рассказа Иринушка названа большой умницей: за десять дней она выучила все буквы и научилась читать. Бестолковым, скорее всего, является взрослый.
Барахлишко – здесь: маленькие вещи.
Как же мы перешагнем через эту проклятую букву «я»? – то есть: как же мы договоримся о том, что означает буква «я»?
Сударыня – обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.
Черным по белому – то есть: совершенно ясно.
Попадаться на удочку – давать себя обмануть, перехитрить.
Работа с иллюстрациями в учебнике.
− Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?») Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет. Она неправильно прочитала: «Тыкову дали тыблоко», но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.
Моделирование обложки.
− Кто написал рассказ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.
Слово об авторе (информация для учителя).
Л. Пантелеев (1908–1987). Леонид Пантелеев − псевдоним, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД), где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927).
Рассказы писателя о детях и для детей − это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Буква „ты”» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор.
С конца 30-х годов ХХ века, когда Г. Белых был репрессирован, Пантелеева перестали печатать и имя его практически не упоминалось. Лишь в 1954 году стараниями К. Чуковского и С. Маршака Пантелеева возвращают литературе. Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде.
− О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты”». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.
− Это рассказ, сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке, то есть о детях.
− Посмотрите на модели обложек на доске. Сравните с новой моделью. Что заметили?
− Почему получились одинаковые модели? (Произведения В. Железникова «История с азбукой» и Л. Пантелеева «Буква „ты”» − рассказы о детях.)
2. Оформление книжки-самоделки.
− Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к рассказу? Задание можно выполнить дома. Завтра мы дополним ими нашу книжку-самоделку.
Учитель собирает листочки, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет ее.
Модель обложки | | Обложка | | Титульный лист |
Фамилия автора | | Л. Пантелеев | | Л. Пантелеев Книжка-самоделка |
рисунок | | рисунок | | Буква «ты» |
заголовок | | Буква «ты» | | Волгоград СОШ № ____ 20__ |
| | | |
3. Работа по учебнику.
− Подчеркните одинаковые части слов в столбиках.
− Прочитайте название рассказа. Подчеркните имя девочки в тексте. В каком предложении вы его нашли?
4. Выполнение заданий в тетради (по желанию).
IV. Итог урока.
− Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?
− Как герои вышли из создавшейся ситуации?
− Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково
Их поставишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И – с тобой заговорят…
А. Шибаев
Для самостоятельной работы (по желанию): подготовить рассказ о своих собственных переживаниях, связанных с умением читать; найти и прочитать (прослушать) дома книгу с рассказом Л. Пантелеева «Буква „ты”».