СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 60. Денте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Слово о поэте. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

Просмотр содержимого документа
«Урок 60. Денте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). 9 класс.»

Урок 60. Денте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

Основное содержание урока
Слово о поэте. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Соотнесение содержания поэмы с принципами изображения жизни и человека, характерными для эпохи раннего Возрождения. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Слово о поэте

Лекция учителя о биографии и творчестве Данте, композиции и идейном содержании поэмы «Божественная комедия»
с включением сообщений учащихся.

Основные положения лекции учителя:

1. Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился в 1265 году во Флоренции, которая была в XIII—XIV веках главным культурным центром Италии. В городе разные партии вели политическую борьбу, которая была обусловлена успехами раннего буржуазного развития. Особенно остро борьба протекала между враждующими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов — сторонников папской власти, выступавших за ограничение власти германского императора.

(Сообщение ученика о политических событиях во Флоренции в конце XIII — начале XIV века.)

2. Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания. В 18 лет он влюбляется в Беатриче Портинари, впоследствии вышедшую замуж за другого и умершую в 1290 году. После её смерти Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию.

(Сообщение ученика о любви Данте к Беатриче с чтением сонетов и канцон, посвящённых ей.

3. Данте рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на Чёрных и Белых он примыкает к Белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году. 4. С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, возлагая надежды на императора Генриха VII, который умер, так и не вступив во Флоренцию.

5. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отверг и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.

(Сообщение ученика об изображениях Данте)

6. Величайшим произведением Данте стала его «Божественная комедия», написанная в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Так в те времена называли любое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым финалом (в отличие от трагедии, где всё наоборот). Эпитет «божественная» был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство.
Поэма делится на три большие части — кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая кантика состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая — пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен.
Символическим становится в поэме и число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Во всём сознательная, таинственная символика, как и в „Обновлённой жизни“; число три и его производное, девять, царит невозбранно: трёхстрочная строфа (терцина), три кантики Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни, и каждая из кантик кончается тем же словом: звёзды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; девять уступов Чистилища и девять небесных сфер. Всё это может показаться мелочным, если не вдуматься в миросозерцание времени, в ярко-сознательную, до педантизма, черту дантовского миросозерцания; всё это может остановить лишь внимательного читателя при связном чтении поэмы, и всё это соединяется с другой, на этот раз поэтической последовательностью, которая заставляет нас любоваться скульптурной определённостью Ада, живописными, сознательно бледными тонами Чистилища и геометрическими очертаниями Рая, переходящими в гармонию небес».

7. Жанр поэмы связан со средневековыми «видениями» и «хожениями по мукам», с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (в Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму не для того, чтобы показать человеку греховность земной жизни, а затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, побудить человечество жить достойно.

8. Исследователи поэмы подчёркивают, что отражение в ней конкретной политической обстановки, интерес к внешнему, материальному, богатство красок в изображении мира придают повествованию реалистический характер. Но каждый сюжетный ход может быть истолкован иносказательно — в морально-религиозном, политическом, биографическом и других планах.

II. Универсально-философский характер поэмы «Божественная комедия».
Отражение в ней научной картины мира, характерной для эпохи Данте

Групповая практическая работа:

Группа 1. Песнь первая (стихи 1—136).

Прочитайте стихи 1-27.

Как и когда Данте очутился «в сумрачном лесу»?

Какой символический смысл заключён в образе леса?
(Дремучий лес — это земное существование человека, где он может сбиться с пути.)

Прочитайте стихи 28-60.

Какие человеческие пороки символизируют пантера, лев и волчица?
(Пантера — сладострастие, ложь, обман; Лев — гордыня, жестокость, тирания; Волчица — алчность, жадность, эгоизм.)

Прочитайте стихи 61-136.

С каким чувством Данте обращается к Вергилию?

Почему Данте готов последовать за ним в ад? (Чтобы уйти «от зла и гибели».)

Группа 2. «Ад».
Устройство ада. Песнь 34.

Прочитайте стихи 28-69.

Каким Данте представлял устройство ада?
(Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.)

Определите по схеме, какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими. Каков облик Люцифера, находящегося на дне ада?

Графически можно изобразить схему ада таким образом:

Врата ада. Ничтожные. Трусы.

Круг 1. Лимб язычников

Круг 2. Сладострастники

Круг 3. Обжоры и чревоугодники

Круг 4. Скупцы и расточители

Круг 5. Гневливые и завистливые

Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров)

Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики

Круг 8 (Злые Рвы)

Ров 1. Сводники и обольстители

Ров 2. Льстецы

Ров 3. Симонисты-святокупцы

Ров 4. Прорицатели

Ров 5. Взяточники

Ров 6. Лицемеры

Ров 7. Воры

Ров 8. Злосоветчики

Ров 9. Зачинщики раздоров.
Сектанты

Ров 10. Поддельщики.
Колодец гигантов

Круг 9. Предатели. Люцифер

Группа 3. «Чистилище».
Устройство чистилища.
Песнь 30. Встреча Данте и Беатриче.

Прочитайте стихи 70-145.

Каким Данте представлял устройство чистилища?
(Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Чистилище представляет собой остров, на котором находится высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из семи смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых грехов.
Внутренний процесс очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum — грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов. По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются.)

Опишите путь Данте и Вергилия по чистилищу.
(Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги:
круг 1 — гордецы, круг 2 — завистники, круг 3 — гневливые, круг 4 — унылые, круг 5 — корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 — чревоугодники, круг 7 — сладострастники.
Ад и чистилище находятся в зеркальном отражении: круги пропасти — уступы горы. Очиститься от грехов могут те, кто пребывает во 2—5-м кругах ада.)

Где происходит встреча Данте и Беатриче?
(После седьмого круга чистилища путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на вершине горы. Здесь Данте встречает Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию — он язычник.)

Почему в песне 30 Беатриче встречает Данте сурово?

О чём Беатриче рассказывает ему?

Как она пыталась «вернуть его» «с ложного следа»?

Группа 4. «Рай». Устройство рая.
Песнь 33.

Прочитайте стихи 115-145.

Каким Данте представлял устройство рая?
(Примирясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей — «розу света» высших небес — местопребывание Божества.
Они проходят первое небо — Луну (нарушители обета); второе — Меркурий (честолюбцы); третье — Венеру (любвеобильные); четвёртое — Солнце (мудрецы); пятое — Марс (воители за веру); шестое — Юпитер (справедливые); седьмое — Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость — богословие, так как для созерцания Рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.)

Каким изображён в поэме эмпирей?
(Данте представляет эмпирей в виде трёх «равноёмких кругов», трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в Раю. Любовь Данте на пути по Раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, «что движет солнце и светила». Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён «блеск с высот», Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.)

III. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический

В письме к правителю города Вероны Данте сообщает о задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии».

Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и мистический (или анагогический, то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения).

В «Божественной комедии» буквальный смысл — изображение судеб людей после смерти, загробного мира;
аллегорический — идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира;
моральный смысл — удержать человека от зла и направить его к добру, потому что в загробном мире человеку воздастся за земные дела;
мистический — постигнуть Божественную идею любви через восприятие красоты поэзии как Божественного языка, воспеть силу любви к Беатриче как аллегории небесной мудрости и красоты, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.

Обобщающая беседа:

Вспомните, кто такой Харон в греческой мифологии.

Как понять слова, сказанные Данте Хароном?
«…А ты уйди, тебе нельзя тут быть,
Живой душе, средь мёртвых!» И добавил,
Чтобы меня от прочих отстранить:
«Ты не туда свои шаги направил…» Песнь третья. Перевод М. Лозинского

Какая легенда Древней Греции отразилась в этих словах?

Есть ли в них связь с «Мёртвыми душами» Гоголя? Обоснуйте свой ответ.

Какие особенности поэмы Данте отразились в поэме Гоголя «Мёртвые души»?
(Гоголь в замысле «Мёртвых душ» уподоблял задуманные три тома поэмы трём частям «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилище», «Рай». Многие особенности поэмы Данте, в частности её моральный смысл, Гоголь положил в основу морально-религиозного содержания «Мёртвых душ».)

Итоговые вопросы:

В чём философский смысл поэмы «Божественная комедия»? Как в ней отражена научная картина мира, характерная для эпохи Данте? Какие смыслы видел Данте в своей поэме?

Домашнее задание

Составить подробный план статьи учебника под редакцией В.Я. Коровиной «Данте Алигьери.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.