Группа 3. «Чистилище». Устройство чистилища. Песнь 30. Встреча Данте и Беатриче. Прочитайте стихи 70-145. Каким Данте представлял устройство чистилища? (Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Чистилище представляет собой остров, на котором находится высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из семи смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых грехов. Внутренний процесс очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum — грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов. По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются.) Опишите путь Данте и Вергилия по чистилищу. (Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги: круг 1 — гордецы, круг 2 — завистники, круг 3 — гневливые, круг 4 — унылые, круг 5 — корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 — чревоугодники, круг 7 — сладострастники. Ад и чистилище находятся в зеркальном отражении: круги пропасти — уступы горы. Очиститься от грехов могут те, кто пребывает во 2—5-м кругах ада.) Где происходит встреча Данте и Беатриче? (После седьмого круга чистилища путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на вершине горы. Здесь Данте встречает Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию — он язычник.) Почему в песне 30 Беатриче встречает Данте сурово? О чём Беатриче рассказывает ему? Как она пыталась «вернуть его» «с ложного следа»? Группа 4. «Рай». Устройство рая. Песнь 33. Прочитайте стихи 115-145. Каким Данте представлял устройство рая? (Примирясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей — «розу света» высших небес — местопребывание Божества. Они проходят первое небо — Луну (нарушители обета); второе — Меркурий (честолюбцы); третье — Венеру (любвеобильные); четвёртое — Солнце (мудрецы); пятое — Марс (воители за веру); шестое — Юпитер (справедливые); седьмое — Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость — богословие, так как для созерцания Рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.) Каким изображён в поэме эмпирей? (Данте представляет эмпирей в виде трёх «равноёмких кругов», трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в Раю. Любовь Данте на пути по Раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, «что движет солнце и светила». Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён «блеск с высот», Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.) III. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический В письме к правителю города Вероны Данте сообщает о задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и мистический (или анагогический, то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» буквальный смысл — изображение судеб людей после смерти, загробного мира; аллегорический — идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира; моральный смысл — удержать человека от зла и направить его к добру, потому что в загробном мире человеку воздастся за земные дела; мистический — постигнуть Божественную идею любви через восприятие красоты поэзии как Божественного языка, воспеть силу любви к Беатриче как аллегории небесной мудрости и красоты, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы. Обобщающая беседа: Вспомните, кто такой Харон в греческой мифологии. Как понять слова, сказанные Данте Хароном? «…А ты уйди, тебе нельзя тут быть, Живой душе, средь мёртвых!» И добавил, Чтобы меня от прочих отстранить: «Ты не туда свои шаги направил…» Песнь третья. Перевод М. Лозинского Какая легенда Древней Греции отразилась в этих словах? Есть ли в них связь с «Мёртвыми душами» Гоголя? Обоснуйте свой ответ. Какие особенности поэмы Данте отразились в поэме Гоголя «Мёртвые души»? (Гоголь в замысле «Мёртвых душ» уподоблял задуманные три тома поэмы трём частям «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилище», «Рай». Многие особенности поэмы Данте, в частности её моральный смысл, Гоголь положил в основу морально-религиозного содержания «Мёртвых душ».) Итоговые вопросы: В чём философский смысл поэмы «Божественная комедия»? Как в ней отражена научная картина мира, характерная для эпохи Данте? Какие смыслы видел Данте в своей поэме? Домашнее задание Составить подробный план статьи учебника под редакцией В.Я. Коровиной «Данте Алигьери. Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока. |