УРОК 69
Тема: Род имен существительных.
Цель: распознавание имен существительных по роду: мужской, женский и средний; определение рода существительных (по значению, окончанию).
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки тетради, учебник русского языка.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература, математика.
Планируемые результаты:
предметные: умение различать существительные по роду; определять род по значению и по окончанию;
личностные: умение видеть веселые ситуации, правильно реагировать на них;
системно-деятельностные: составлять план для устного рассказа, создавать устное сочинение, рассказывать его с юмором, задавать вопросы товарищам.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Создание ситуации для открытия темы.
Лингвистическая сказка.
«Жила-была в стране Слов королева. Слов было так много, что королева путала их. Тогда она решила издать указ: «Кто придумает различия для имен существительных, тому я подарю эти слова»! Услышали это муж и жена. Побежали они, набрали себе много слов «Пусть мои слова будут мужского рода!» - сказал муж. «А мои слова - женского рода!» - сказала жена. «А как же мы?» - спросили оставшиеся слова. «А вы, - ответила им королева, - будете среднего рода!». Так с тех самых пор и стали различать существительные по родам: мужского, женского и среднего рода.
3.Постановка поисковой задачи урока.
Сколько родов имеет имя существительное? Как определить род имен существительного? Могут ли существительные изменяться по родам?
4.Определение темы, цели урока и критериев успеха
5.Минутка чистописания.
6.Словарно-орфографическая работа.
7.Актуализация знаний учащихся.
Как изменяются имена существительные? Какие окончания имеют существительные единственного и множественного числа?
II.Работа над новой темой.
Анализ группы слов.
девочка мальчик окно
земля мишка ведро
дочь дядя море
Что общего и чем различаются слова? (Все они обозначают предметы и являются именами существительными.) В чем их разница? (Они отвечают на разные вопросы кто? или что? Имеют разный род: женский, мужской и средний; разные окончания.) Как определить род существительных? Выделите окончания. Какое окончание имеют существительные женского рода (-а,-я, нулевое), мужского? (нулевое окончание; -а,-я); среднего? (-о,-е). Как вы определили род по значению? (Род некоторых имен существительных можно определить по значению, кого они называют: лиц мужского или женского рода.)
Изменяются ли существительные по родам? (Существительные по родам не изменяются: книга (ж.р.), журнал (м.р.)
Чтение грамматического диалога: род имен существительных.
Вывод: какой род имеют имена существительные? Как определить род имен существительных? Какие окончания вы наблюдали в именах существительных?
Определить род имени существительного можно тремя способами:
Прибавь к существительному слова: мой мальчик (м.р), моя Кукла (ж.р.), мое ведро (ср.р.) Имена существительные, к которым можно подставить слова мой, он, являются существительными мужского рода, слова моя, она- существительными женского рода; мое, оно - существительными среднего рода.
Определи окончание: мужской род - нулевое окончание (чаще всего) - стол; или (редко) -а, -я - дядя, Саша; женский род а, -я - девочка, вишня; нулевое - рожь, дочь; средний род -о,-е - село, море.
2.Упражнения по закреплению новой темы.
Работа по картинке, упр. 363: найти имена существительные, которые относятся к мужскому, женскому и среднему роду. (Использование интерактивной доски.)
Умение группировать существительные, упр. 365. Как распределить имена существительные по роду?
Работа с текстом «Каша», упр. 366. Чтение текста. Чем рассмешил тебя рассказ? Что показалось веселым и смешным? Попробуй пересказать текст, сохраняя все смешное в нем. Грамматическое задание: найди имена существительные, определи их род.
Игра «На море». Разыгрывается речевая ситуация: «Кто найдет слова, к которым можно подставить слова мое, оно, тот будет купаться в море». Запись имен существительных, к которым можно подставить местоимения мое, оно: солнце, море, ведерко, полотенце,, мыло. Введение термина «средний род» имен существительных. Haблюдение над окончаниями.
Развитие памяти. Заучивание наизусть рифмовки: Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой!» Средний род: «Оно - мое». Это правило - твое!
Рефлексия урока
Сколько родов имеет имя существительное? Как определить
род?
Контроль и оценка результатов деятельности