Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Догадайтесь, как связаны числа с рисунками, и заполните пустые «окошки». | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Сравните тексты задач. Чем они похожи, чем отличаются? Решите каждую задачу. 1. Из зала сначала вынесли 24 стула, потом еще 10. На сколько стульев в зале стало меньше? Сколько стульев осталось в зале? 2. Из зала сначала вынесли 24 стула, потом еще 10. На сколько стульев в зале стало меньше? Сколько стульев осталось, если в зале было 84 стула? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Карлсон отрезал пятую часть полотенца Фрекен Бок. Обведите отрезанный кусок полотенца. | Определяют пятую часть геометрической фигуры | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки. – Чем они похожи? Какая часть четырехугольника закрашена на каждом рисунке? Какие трудности у вас возникли? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке мы узнаем, как вычислить шестую часть числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа по учебнику | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Используя фишки, выполните деление: 18 : 6. – Покажите одну шестую часть числа 18. Чему равна шестая часть числа 18? (3.) – Как же найти шестую часть числа? (Надо разделить число на 6.) – Прочитайте правило в учебнике на с. 20 | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют правило нахождения шестой части числа | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 20 (с. 21) | – Что значит «найти шестую часть числа»? Запись: 12 : 6 = 2 48 : 6 = 8 24 : 6 = 4 36 : 6 = 6 и т. д. | Находят шестую часть числа | Фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 21 (с. 21) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? Для того чтобы ответить на первый вопрос задачи, надо найти шестую часть числа 36, то есть 36 разделить на 6 (36 : 6 = 6). Значит, в день рабочие собирали по 6 машин. При ответе на второй вопрос задачи, скорее всего, дети будут рассуждать так: «Так как каждый день рабочие собирали 6 машин, а всего было собрано 36 машин, то, чтобы выяснить, сколько дней длилась работа, надо 36 разделить на 6 (36 : 6 = 6). Значит, работа длилась 6 дней». – Можно ли ответить на второй вопрос задачи, не выполняя вычисления? (Действительно, в выполнении вычислений нет необходимости. Из условия задачи следует, что вся работа была разделена на 6 равных частей. На выполнение одной части требуется один день, значит, на выполнение всей работы потребуется 6 дней.) | Решают задачу | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 23 (с. 21) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Выполните схему к данной задаче. Решение: 4 · 6 = 24 (сл.) – всего. Ответ: 24 сл. | Выполняют схему к задаче и решают ее | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 30 (с. 23) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Все ли данные потребуются для решения этой задачи? – Объясните, почему мы не учитываем при решении задачи тот факт, что в журналы выставлялись оценки в течение 5 дней. Запись: Всего – 40 оц. «Пятерок» – 10 оц. «Четверок» – 15 оц. «Троек» – ? оц. Решение: 40 – 10 – 15 = 15 (оц.) – «троек». Ответ: 15 оценок | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу выражением | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логичес- кие – сравнивают объекты по нескольким основаниям; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 14 | – Что изображено в тетради? (Граф.) – Какое отношение изображено на этом графе? (Отношение «больше».) Желательно устно перебрать с учащимися все возможные варианты чисел, которые могут стоять в «окошках». Для числа – это числа 1, 2, 3, 4, и 5. Для числа – это числа 0 и 1. | Читают высказывания по графам | Индивидуальная, фронтальная | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? Как найти шестую часть числа? – Решите кроссворд (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 22 (учебник); № 9 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Наблюдение |
1. Сумма длин сторон многоугольника.
2. Мера длины.
1. Мера длины.
2. Мера массы.
3. Неизвестное число (5 + 5 = ).
4. Наименьшее число вершин многоугольника.