Литература.10 класс
Урок №106
Тема урока: Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.
-
Болконский в салоне Шерер. Чем отличается герой от людей своего круга (том I, часть I, главы III—IV)?
Андрей Болконский больше, чем Пьер, связан основами своей личности с привычным, устоявшимся укладом общественной и частной жизни. Семейными корнями, первоначальными впечатлениями жизни, проходящей в светской и военной среде, он, по сравнению со своим другом, ограничен в возможности понять народную «правду», приобщиться к ней. Ему необходимы для этого большие усилия, долгий путь, мучительнейшие переживания и трагический жизненный исход в момент постижения истины. К тому же Андрей, как ни пытается, не умеет жить «умом сердца». Толстой его наделяет пристрастием к логике суждений, умственной холодностью, «гордостью ума», о которой в романе «Анна Каренина» скажет: «Гордость ума — это глупость ума».
2. Князь Андрей в Лысых Горах перед отъездом в армию. Старый князь Болконский, его отношение к сыну, его семье. Каковы его наказы (том I, часть I, главы XXIII—XXV)?
3. Шенграбенское сражение. Андрей на батарее Тушина. Что удивляет и возмущает Болконского, наблюдающего сражение (том I, часть II, глава XX)?
Потребность поклонения кумирам, принятая в аристократической среде, привела его к обожанию даже не столько личности, сколько самой идеи Наполеона, воплотившего собой представление о великом человеке, заслужившем славу и любовь людскую. В военной кампании 1805 года Андрей живет этими представлениями, ищет «свой Тулон». Он повторяет действия своего кумира, когда под Аустерлицем подхватывает выпавшее из рук солдата знамя и пытается остановить бегство от неприятеля. Но красивый подвиг ему совершить не дано. Этому противится сам автор, рисующий без всякой, казалось бы, уместной здесь, патетики действия князя Андрея, который «схватил знамя и волоча его за древко, бежал с батальоном», а будучи раненым, ощутил как будто удар палкой по голове: «Немного это больно было, а главное, неприятно...» В подтексте рассказа — явная ирония, ею оцениваются «великие» замыслы Болконского, готового ради славы, всеобщей любви к себе, а по сути — своего тщеславия, принести в жертву многое в своей и чужой жизни.
Толстой ужасается тому ряду «жертвоприношений», которые должны привести к осуществлению наполеоновского идеала. «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», — эти мысли «героя» Толстой намеренно конкретизирует, чтоб было страшно нам. Вот развитие их: «...Отец, сестра, жена — самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». Мечта Болконского допускает поражение русской армии, ежели ему, «маленькому Наполеону», удастся ее спасти.
4. Аустерлицкое сражение. Подвиг Болконского, его ранение. Почему Толстой несколько иронизирует над действиями князя во время сражения и каким мыслям его после ранения сочувствует (том I, часть III, главы XVI— XIX)?
На поле боя раненый Болконский услышал похвалу своей воинской доблести от самого Наполеона. Но после всего, что он узнал и прочувствовал - страданий, крови, смерти, — ничтожными показались ему Наполеон, с его «мелким тщеславием», и все успехи, занимающие его, особенно в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Князь Андрей осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность, ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». Это прозрение Болконский будет расценивать в воспоминаниях как «лучшую минуту» своей жизни.
5. Жизнь Болконского после кампании 1805 года. Сомнения и разочарование. В чем? Погрузился ли Андрей полностью в «честный мир» семьи (том II, часть II, главы VIII—IX)?
Следующей «лучшей минутой» он назовет открытие для себя богатства мирной жизни — без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Не это само по себе открытие, а момент, когда он почувствовал вину за прежний отказ от такого богатства. Вот почему в его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо жены». Ее после французского плена он не застал живой и мучился мыслями о пренебрежении, с которым он относился к «маленькой княгине». Пьеру он признался в «угрызениях совести», составивших теперь его действительное несчастье.
А счастье, хотя и неполное, в ощущениях обыденной жизни, приходит. Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николушкой. Когда-то, в пору увлечения честолюбивыми мечтаниями, внутренний голос предостерегал его от нелюбви к людям. И этот голос, и раскаяние, и способность почувствовать пусть частичное, не очень глубокое удовлетворение от вхождения в простую жизнь, — все говорит о таящихся на дне его души естественных потребностях любви, добра. Не будь этого, не пошел бы князь Андрей путем Пьера и Наташи к постижению жизни во всех ее множественных, «неистощимых» проявлениях.
Но пока активный, деятельный по натуре князь Андрей живет в замкнутом мире. Гордый характер его, память о прошлом не позволяют интересоваться тем, что находится за пределами дома. И он страдает. Встретивший князя в Богучарове, Пьер поражен его видом: «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
6. Встреча Болконского и Пьера в Богучарове. Разговор о смысле жизни. Что изменилось в самочувствии Андрея (том II, часть II, главы XI—XII)?
Встреча с Пьером и разговор их на пароме преображают Андрея: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер стремился заразить друга своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога. И ему это удалось. Опыт жизни, простая вера княжны Марьи, оказывают на молодого Болконского благотворное влияние, в котором однажды он признался себе: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня!"» Несмотря на то что Андрей оспаривал доводы Пьера, он уже подготовлен к принятию убеждений своего друга. И поэтому в споре с Пьером у князя Андрея «взгляд... оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения». Он опять увидел «высокое, вечное небо» — как символ красоты и бессмертия.
7.Князь Андрей в Отрадном. Каковы впечатления, изменения во взглядах князя на жизнь людей? Роль и значение пейзажных зарисовок в раскрытии внутреннего мира героя. Смысл образа-символа дуба (том II, часть III, главы II—III).
В сознании князя Андрея разговор на пароме и последующая поездка в Отрадное отложились в качестве «лучших минут жизни». Он навсегда связал в своем представлении «девочку, взволнованную красотой ночи» и «ночь и луну». Они окончательно вернули его к «живой жизни», радости общения с большим миром, людьми. Быть может, в самом деле (как замечено литературоведами) образ старого дуба, который встретился на пути в Отрадное и обратно и изумил его своей ожившей вдруг кроной, — излишне прямолинейная метафора. Но яркости и зримости в раскрытии душевных изменений в Болконском она прибавляет.
8. Служба у Сперанского. В чем сказалось увлечение деятельностью Сперанского и последуюшее разочарование в ней и в самом Сперанском (том II, часть III, глава VI)?
9.Встреча с Наташей. Как в эпизодах на балу и после него Толстой раскрывает ход мыслей и нарастающее чувство любви Андрея к Наташе (том II, часть III, главы XVI—XIX)?
В новом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы крупной государственной деятельности. Сотрудничает со Сперанским, вынашивая амбициозные планы преобразований, лелея «гордость ума» своего и восхищаясь умом Сперанского. Но — вновь неожиданный, крутой поворот в судьбе и мировосприятии Болконского. Причина — появление в его жизни Наташи. Это она помогла ему понять, что в лице Сперанского он опять нашел кумира, притом не расстался с мечтой о славе людской: «...Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это...» Правда, в требовании «надо» есть существенная поправка к тому, что привлекало Болконского раньше. Теперь он мечтает о людском сообществе: «чтоб все они жили со мною вместе».
Наташа, с ее отзывчивостью, способностью понимать людей, умением «жить вместе», могла бы, как позже осознает князь Андрей, помочь ему прямым словом участия разобраться в себе и в своем отчуждении от простых людей. Но она действует освежающей чужую душу внутренней силой естественности, очарования, прелести «живой жизни». Незримо для самого Андрея одним появлением в его жизни она уводит его от увлечения политикой, от Сперанского, который неожиданно начинает раздражать Болконского фальшью поведения, ненатуральным голосом, искусственным смехом.
Князь Андрей вспоминает о Наташе на балу: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербургское». И вдруг замечает в себе пренебрежение к делу, которым раньше так интересовался: «Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?»
Подведение итогов.
-
Что свойственно натуре Болконского — мысль или чувства?
-
Идея и образ Наполеона в сознании князя Андрея. Как меняется их восприятие?
-
Подвиг на поле Аустерлица и ранение Болконского. Что он думает теперь о бессмертии?
-
Что открыл в себе князь Андрей в пору мирной жизни после Аустерлица?
-
В чем изменился князь Андрей после встречи с Пьером в Богучарове и поездки в Отрадное?
-
Чем привлекла князя Андрея Наташа, как он воспринял собственное рождающееся чувство любви к ней?
-
Можно ли говорить о «текучести» характера героя?
Задание на дом: стр. 166-170
-
Пьер в салоне Шерер. Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Наполеоне (том I, часть I, главы III— V) ?
-
Пьер и Элен. Каким образом состоялась женитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III, глава II)?
-
Дуэль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II, часть I, главы IV— VI) ?
-
Пьер в Торжке. В чем сказывается кризисное состояние Пьера (том II, часть II, главы I—II)?
-
Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Андрею (том II, часть II, главы XI—XII)?
-
Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюдениях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III, часть II, главы XXX—XXXII).
-
Пьер в Можайске. Что нового появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III, часть III, глава IX)?
-
Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настроениях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV, часть I, главы IX—XIII, часть II, главы XI—XII; часть III, главы XII—XV)?
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
© 2020, Гусева Анастасия Андреевна 13545 73
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей