СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №7. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок №7. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.»

Литература.10 класс

Урок №106

Тема урока: Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоре­чивость жизненного пути героя.

  1. Болконский в салоне Шерер. Чем отличается герой от людей своего круга (том I, часть I, главы IIIIV)?

Андрей Болконский больше, чем Пьер, связан основами сво­ей личности с привычным, устояв­шимся укладом общественной и частной жизни. Семейными корнями, первоначальными впе­чатле­ниями жизни, проходящей в светской и военной среде, он, по сравнению со своим другом, ограни­чен в возможности понять народную «правду», приобщиться к ней. Ему необходимы для этого большие усилия, долгий путь, мучительнейшие пережива­ния и трагический жизненный исход в мо­мент постижения ис­тины. К тому же Андрей, как ни пытается, не умеет жить «умом сердца». Толстой его наделяет пристрастием к логике суждений, умственной холодностью, «гордостью ума», о кото­рой в романе «Анна Каренина» скажет: «Гордость ума — это глупость ума».

2. Князь Андрей в Лысых Горах перед отъездом в армию. Старый князь Бол­конский, его отношение к сыну, его семье. Каковы его наказы (том I, часть I, главы XXIIIXXV)?

3. Шенграбенское сражение. Андрей на батарее Тушина. Что удивляет и возмущает Болконского, на­блюда­ющего сражение (том I, часть II, глава XX)?

Потребность поклонения кумирам, принятая в аристократи­ческой среде, привела его к обожа­нию даже не столько личнос­ти, сколько самой идеи Наполеона, воплотившего собой пред­ставление о великом человеке, заслужившем славу и любовь людскую. В военной кампании 1805 года Андрей живет этими представлениями, ищет «свой Тулон». Он повторяет действия своего кумира, когда под Аустерлицем подхватывает выпавшее из рук солдата знамя и пытается остановить бегство от не­при­яте­ля. Но красивый подвиг ему совершить не дано. Этому проти­вится сам автор, рисующий без вся­кой, казалось бы, уместной здесь, патетики действия князя Андрея, который «схватил знамя и во­лоча его за древко, бежал с батальоном», а будучи раненым, ощутил как будто удар палкой по го­лове: «Немного это больно было, а главное, неприятно...» В подтексте рассказа — явная ирония, ею оцениваются «великие» замыслы Болконского, гото­вого ради славы, всеобщей любви к себе, а по сути — своего тще­славия, принести в жертву многое в своей и чужой жизни.

Толстой ужасается тому ряду «жертвоприношений», которые должны привести к осуществле­нию наполеоновского идеала. «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», — эти мысли «героя» Толстой намеренно конкретизирует, чтоб было страшно нам. Вот развитие их: «...Отец, се­стра, жена — самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, тор­жества над людьми». Мечта Болконского допускает поражение русской армии, ежели ему, «маленькому Напо­леону», удастся ее спасти.

4. Аустерлицкое сраже­ние. Подвиг Болконского, его ранение. Почему Толстой несколько иронизирует над действиями князя во время сражения и каким мы­слям его после ранения сочувствует (том I, часть III, главы XVIXIX)?

На поле боя раненый Болконский услышал похвалу своей воинской доблести от самого Наполе­она. Но после всего, что он узнал и прочувствовал - страданий, крови, смерти, — ничтож­ными пока­зались ему Наполеон, с его «мелким тщеславием», и все успехи, занимающие его, особенно в срав­нении с тем «высо­ким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Князь Андрей осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность, ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего, ниче­го нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то не­понятного, но важнейшего». Это прозрение Болконский будет расценивать в воспоминаниях как «лучшую минуту» своей жизни.

5. Жизнь Болконского после кампании 1805 года. Сомнения и ра­зочарование. В чем? Погрузился ли Андрей полностью в «честный мир» семьи (том II, часть II, главы VIIIIX)?

Следующей «лучшей минутой» он назовет открытие для себя богатства мирной жизни — без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Не это само по себе открытие, а мо­мент, когда он почувствовал вину за прежний отказ от такого богатства. Вот почему в его памяти на­всегда останется «мертвое укоризненное лицо жены». Ее после французского плена он не застал живой и мучился мыслями о пренебрежении, с которым он относился к «маленькой княгине». Пьеру он признался в «уг­рызениях совести», составивших теперь его действительное не­счастье.

А счастье, хотя и неполное, в ощущениях обыденной жизни, приходит. Князь Андрей оказыва­ется внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николушкой. Когда-то, в пору увлечения честолюбивыми мечтаниями, внут­ренний голос предостерегал его от нелюбви к людям. И этот го­лос, и раскаяние, и способность почувствовать пусть частичное, не очень глубокое удовлетворение от вхождения в простую жизнь, — все говорит о таящихся на дне его души естест­венных потребностях любви, добра. Не будь этого, не пошел бы князь Андрей путем Пьера и Наташи к постижению жизни во всех ее множественных, «неистощимых» проявлениях.

Но пока активный, деятельный по натуре князь Андрей жи­вет в замкнутом мире. Гордый харак­тер его, память о прошлом не позволяют интересоваться тем, что находится за пределами дома. И он страдает. Встретивший князя в Богучарове, Пьер по­ражен его видом: «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».

6. Встреча Болконско­го и Пьера в Богучарове. Разговор о смысле жизни. Что изменилось в самочув­ствии Андрея (том II, часть II, главы XIXII)?

Встреча с Пьером и разговор их на пароме преображают Ан­дрея: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с ко­торой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутрен­нем мире его новая жизнь». Пьер стремился заразить друга сво­ей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бо­га. И ему это удалось. Опыт жизни, простая вера княжны Марьи, оказывают на молодого Болконского благотворное влияние, в котором однажды он признался себе: «Как бы счастлив и спо­ко­ен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй ме­ня!"» Несмотря на то что Андрей ос­паривал доводы Пьера, он уже подготовлен к принятию убеждений своего друга. И поэто­му в споре с Пьером у князя Андрея «взгляд... оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения». Он опять увидел «высокое, вечное небо» — как символ красоты и бессмертия.

7.Князь Ан­дрей в Отрадном. Каковы впечатления, изменения во взглядах кня­зя на жизнь людей? Роль и значение пейзажных зарисовок в раскры­тии внутреннего мира героя. Смысл образа-символа дуба (том II, часть III, главы IIIII).

В сознании князя Андрея разговор на пароме и последующая поездка в Отрадное отложились в качестве «лучших минут жиз­ни». Он навсегда связал в своем представлении «девочку, взволнован­ную красотой ночи» и «ночь и луну». Они окончательно вернули его к «живой жизни», радости об­щения с большим ми­ром, людьми. Быть может, в самом деле (как замечено литерату­роведами) об­раз старого дуба, который встретился на пути в От­радное и обратно и изумил его своей ожившей вдруг кроной, — излишне прямолинейная метафора. Но яркости и зримости в раскрытии душевных изменений в Болконском она прибавляет.

8. Служба у Сперанского. В чем сказалось ув­лечение деятельностью Сперанского и последуюшее раз­очарование в ней и в самом Сперанском (том II, часть III, глава VI)?

9.Встреча с Наташей. Как в эпизодах на балу и после него Толстой раскрывает ход мыслей и нарас­тающее чувство любви Андрея к Наташе (том II, часть III, главы XVIXIX)?

В новом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы крупной государственной деятельности. Сотрудничает со Сперанским, вынашивая амбициозные планы преобразований, ле­лея «гордость ума» своего и восхищаясь умом Сперанского. Но — вновь неожиданный, крутой поворот в судьбе и мировосприятии Болконского. Причина — появление в его жизни Наташи. Это она помогла ему понять, что в лице Сперанского он опять нашел кумира, притом не расстался с мечтой о славе людской: «...Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это...» Правда, в требовании «надо» есть существенная поправка к тому, что при­влекало Болконского раньше. Теперь он мечтает о людском сооб­ществе: «чтоб все они жили со мною вместе».

Наташа, с ее отзывчивостью, способностью понимать людей, умением «жить вместе», могла бы, как позже осознает князь Ан­дрей, помочь ему прямым словом участия разобраться в себе и в своем отчуждении от простых людей. Но она действует освежающей чужую душу внутренней силой естест­венности, очарования, прелести «живой жизни». Незримо для самого Андрея одним появлением в его жизни она уводит его от увлечения политикой, от Сперанского, ко­торый неожиданно начинает раздражать Болконского фальшью поведения, ненату­ральным голо­сом, искусственным смехом.

Князь Андрей вспоминает о Наташе на балу: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петер­бургское». И вдруг замечает в се­бе пренебрежение к делу, которым раньше так интересовался: «Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?»

Подведение итогов.

  1. Что свойственно натуре Болконского — мысль или чув­ства?

  2. Идея и образ Наполеона в сознании князя Андрея. Как ме­няется их восприятие?

  3. Подвиг на поле Аустерлица и ранение Болконского. Что он думает теперь о бессмертии?

  4. Что открыл в себе князь Андрей в пору мирной жизни по­сле Аустерлица?

  5. В чем изменился князь Андрей после встречи с Пьером в Богучарове и поездки в Отрад­ное?

  6. Чем привлекла князя Андрея Наташа, как он воспринял собственное рождающееся чув­ство любви к ней?

  7. Можно ли говорить о «текучести» характера героя?

Задание на дом: стр. 166-170

  1. Пьер в салоне Шерер. Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Напо­леоне (том I, часть I, главы IIIV) ?

  2. Пьер и Элен. Каким образом состоялась же­нитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III, глава II)?

  3. Ду­эль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II, часть I, главы IVVI) ?

  4. Пьер в Торжке. В чем ска­зывается кризисное состояние Пьера (том II, часть II, главы III)?

  5. Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Анд­рею (том II, часть II, главы XIXII)?

  6. Пьер - свидетель Бородинского сражения. Расскажите о наблюде­ниях и действиях Пьера на поле Бородина, на пожаре в Москве (том III, часть II, главы XXXXXXII).

  7. Пьер в Можайске. Что ново­го появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III, часть III, глава IX)?

  8. Пьер в плену. Какие взлеты и падения в своих настрое­ниях, мыслях испытывал в это время Пьер (том IV, часть I, гла­вы IXXIII, часть II, главы XIXII; часть III, главы XIIXV)?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

02.02.2020 12:20
Яковенко Валентина Васильевна @valentina-yakovenko
Скачала Вашу разработку, Анастасия Андреевна! Большое спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя