СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 7. лексика. изобразительные возможности синонимов, омонимов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК 7. ЛЕКСИКА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ СИНОНИМОВ, ОМОНИМОВ.Уроки И.Г.Добротиной.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок 7. лексика. изобразительные возможности синонимов, омонимов»


УРОК 7. ЛЕКСИКА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ СИНОНИМОВ, ОМОНИМОВ

Цель: углубление знаний о лексическом значении слова, развитие умений работы со словарями, обогащение словарного запаса учащихся; показать вариативность использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура, столкновения смыслов.


Структура урока:

1. Актуализация знаний учащихся о значении слова. Работа с эпиграфом.

2. Углубление знаний о лексическом значении слова (коды 2.1, 2.5).

3. Совершенствование умений работать со словарями, фрагментами художественных произведений с целью рассмотрения на конкретных примерах вариативности использования богатства лексического значения слова,

4. Углубление знаний об омонимии.

5. Совершенствование умения оценивать текст с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ текстов рекламных слоганов с целью рассмотрения использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура (коды 2.2, 10.4).

6. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих (код 6.4).

7. Домашнее задание.


Ход урока:

I. Работа с эпиграфом. Текст уже знаком учащимся — это фрагмент из стихотворения Микеланджело (см. урок 5):


…Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.


Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из фрагмента текста? (Написание суффиксов причастий, обособление определений, выраженных причастным оборотом.)

В миниатюре Микеланджело речь идет об образах, созданных архитектором или скульптором, но кажется, что мысль справедлива и по отношению к музыкальным, поэтическим образам.

— Что для вас означает сочетание «образ слова»? (Возможные ответы: значение слова, облик слова, те переживания, которые связаны с этим словом и др.) Сколько образов может быть у слова? От чего зависит многообразие образов?

Одна из задач урока — очертить круг понятий, помогающих увидеть, понять образ конкретного слова через обращение к словарям и работу с фрагментами текстов художественных произведений.


II. Углубление знаний о лексическом значении слова.

Этот этап урока предлагается в двух вариантах: I вари ант — конспект лекции учителя; I вариант — работа с фрагментом текста Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста» (запись под диктовку целого текста или его части с последующим выполнением задания).


I вариант

Цель работы: закрепить у учащихся навыки различения многозначных слов и омонимии, настроить на восприятие «работы» слова в конкретном тексте — возможность приращения смысла, игры слов. (Термины, касающиеся «памяти слова», можно не вводить.)

Слово — значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т. д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.

С понятием слова связан следующий парадокс. Оно, с одной стороны, является самоочевидным, интуитивно ясным. Исследователи экзотических языков, лишенных письменности, неоднократно обращали внимание на то, что их носители без всякого труда оперировали этим понятием: произносили отдельные слова, диктовали тексты, делая между словами паузы, чтобы дать исследователю возможность записать, и т. д. Общее представление о том, что речь состоит из слов, свойственно носителям языков самой разной структуры.

С другой стороны, для лингвиста понятие сло́ва чрезвычайно трудноопределимо. Даже в рамках одного языка порой сложно дать строгое формальное определение слова, такое, чтобы все, что интуитивно подразумевается под словом, соответствовало бы этому определению, а то, что носитель языка не воспринимает как слово, противоречило бы ему. При этом задача еще усложняется, если требуется дать такое определение слова, которое было бы универсальным, т. е. приложимым ко всем языкам. Л. В. Щерба писал: «В самом деле, что такое ,,слово”? Мне думается, что в разных языках это будет по-разному. Из этого, собственно, следует, что понятия ,,слово” вообще не существует».

Лексическое значение слова — определенный смысл, значение, в котором получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков.

Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения.

Слово в каждом конкретном тексте претерпевает «изменение и усложнение смыслового объема» (Ю. М. Лотман). Существует так называемая «память слова»: референциальная, комбинаторная, звуковая. Если комбинаторная память слова — это зафиксированная сочетаемость для данного слова как в общем, так и в индивидуальном поэтическом языке, то референциальная память слова вызывает к порогу сознания круги значений и ассоциаций из прежних контекстов, создавая этим дополнительные при ращения смысла в создаваемом заново тексте. Под звуковой памятью слова понимается его способность вызывать в памяти близкозвучные слова, принадлежащие другим текстам, либо собирать слова из звуков данного текста.

Значения, присущие ключевому слову, предопределяют и отражают этапы развития мысли в тексте. Ключевое слово соединяет в себе все многообразие смысловых единиц, заключенных в тексте, и становится по смыслу как бы эквивалентом произведению в целом.


II вариант

Работа с фрагментом текста Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста», взятого из методических рекомендаций к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы».

Можно записать под диктовку весь текст или только первый абзац, затем продолжить работу по заданиям, предложенным к тексту.


IIIа. Работа с выписками из толкового и словообразовательного словарей.

Вспоминаем, что словообразование тесно связано и с лексикой, и с грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его лексическое значение. Предполагается, что карточки с выписками есть у учащихся на каждой парте.

В сочетании «образ слова», о котором мы уже говорили, есть прием языковой игры. У каждого слова есть образ, есть свой образ и у слова «образ». Какой он? Обратимся к словарям.


Выписка из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

образ-ин

ОБРАЗ 1 → образ-н-(ый) → образн-о

(облик) образн-ость

без-образн(ый)

про-образ


Выписка из «Словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

ОБРАЗ 2 (икона) → образ-ок → образоч-ек


Выписка из «Толкового словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Образ 1, -а, мн. -ы, -ов, м.

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

2. Вид, облик. Создать что-нибудь по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять образ человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.

4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль).

6. чего. Порядок, направление чего-нибудь, способ.

Образ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.

// уменьш. образок, -зка, м.

// прил. образной, -ая, -ое.


Делаем вывод о многозначности слова «образ», омонимии слова.

Образец, -зца, м.

1. Показательное или пробное изделие; проба 1 (во 2 знач.). Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий.

2. То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н.

3. Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.

По образцу кого-чего, в знач. предлога с род. п. — сходно с кем-чем-н., так, как кто-что-н. Работать по образцу мастеров.

// прил. образцовый, -ая, -ое (к 1 знач.).


Образина, -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек. Пьяная о.


Образный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. см. образ 1.

2. Изобразительный, яркий, живой. Образная речь. Образное выражение. Говорить образно (нареч.).

// сущ. образность, -и, ж.


Безобразный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. Крайне некрасивый. Б. вид.

2. перен. Непристойный, возмутительный. Б. поступок.

// сущ. безобразность, -и, ж.


IIIб. Работа с фрагментами текстов художественных произведений (дидактический материал расположен в конце урока).

Задача: определить, как же работает слово «образ» в тексте. Как реализуется все многообразие его значений в конкретном произведении, как идет приращение смысла?

В ходе выполнения заданий учащиеся неоднократно обращаются к выпискам из словарей; в некоторых случаях говорят, что испытывают затруднение при определении того или иного значения слова, реализуемого в данном контексте. Эти примеры должны обсуждаться в классе, они-то и показывают возможности «памяти слова». Учащимся предлагается записать 2—3 примера.


IV. Углубление знаний об омонимии происходит с помощью анализа языкового материала и теории, представленной в учебнике (с. 25—26).

Наблюдение — фонетические омонимы-омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию):

[молат] — молот, молод;

[гр’ип] — грипп, гриб;

[л’эс’т’] — лесть, лезть.

Различия слов-омонимов лучше осознаются и запоминаются учащимися, если провести морфемно-словообразовательный разбор омоформ (совпадение только отдельных форм слова), например:

до-клад-ыва-ть (добавлять) — доклад-ыва-ть (сообщать)

наряд (задание) — на-ряд (одежда)

с-пе-ть (от «петь») — спе-ть (созревать)

до-сад-и-ть (посадки) — досад-и-ть (досада)


Задание на отработку умения находить различные формы омонимии:

1) Сгруппировать слова, объяснить принцип деления, дополнить каждую группу своими примерами.

Завод, водный, наводка, море, уморить, водоворот, приморский, горевать, горный, угореть, приводить, высокогорье.

(Оснований для классификации может быть несколько: по морфологическому принципу — существительные, прилагательные, глаголы; по словообразовательному — например, наличие приставки; по лексическому значению — омонимия корней и однокоренные слова.)


V. Совершенствование умения оценивать текст с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ текстов рекламных слоганов с целью рассмотрения использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура.

«Московский комсомолец». Из номера в номер — номер один.

Номер —

1. Порядковое число предмета в ряду других однородных.

2. Предмет или лицо, обозначенное определенным числом по порядку. Последний номер журнала.

3. Размер предмета (преимущ. одежды), обозначенный цифрами.

4. Отдельное помещение в гостинице. Заказать номер.

5. Отдельно исполняемая часть эстрадного циркового представления, концерта. Хоровой номер.

6. Боец орудийного, пулеметного, минометного расчета. Орудийные номера.

Пустой номер, выкинуть номер, номер один — самый главный или первостепенный.


Мы обставим всех! (реклама салона мебели)

Обставить —

1. кого-что чем. Поставить что-н. вокруг чего-н.

2. что. Завести мебель, обстановку (обставить кабинет).

3. перен., что. Устроить, создав подходящие условия. Хорошо обставить юбилей.

4. кого-что. Обогнать, опередить кого-нибудь (в работе, в какой-н. деятельности).

5. кого. То же, что обыграть (в 1 знач.) (прост.).

6. кого-что. То же, что обмануть (в 1 знач.) (прост.).


Вывод: различные формы омонимии используются для акцентирования внимания на значение внешне сходных, но различных по смыслу слов, а также для создания не обычной рифмы или каламбура.


В качестве дополнительного (или индивидуального) задания можно предложить анализ следующих фрагментов:

Он стар и сед, а в старых черепах

Мысль движется едва ль быстрее черепах. (Дм. Минаев.)


Я приехал в Москву, плачу и пла́чу. (П. Вяземский.)


ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

У Вселенной непорядок с одной Галактикой.

— Что это у тебя, Галактика? Как-то ты вся затуманилась?..

— Да вот, Солнце тут есть одно...

У Галактики непорядок с одним Солнцем.

— Откуда у тебя, Солнце, пятна?

— С Землей что-то не ладится...

У Солнца непорядок с одной Землей.

— Что у тебя, Земля, там происходит?

— Понимаешь, есть один Человек...

У Земли непорядок с одним Человеком.

— Что с тобой, Человек?

— Бог его знает! Ботинок как будто жмет...

Один ботинок — и тяготит всю Вселенную!

(Ф. Кривин.)


Тяготение

1. Свойство всех тел притягивать друг друга, притяжение (спец.). Закон всемирного тяготения Ньютона.

2. Перен. Влечение, стремление к кому-чему-н., потребность в чем-н. Тяготение к технике.

Тяготить —

Быть в тягость кому-чему-н., обременять. Тяготят заботы.


VI. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Употребление мягкого знака после шипящих. Материал представлен в обобщающих таблицах, может быть использован по усмотрению учителя для индивидуальной работы.


Употребление мягкого знака

для обозначения мягкости согласных

Мягкость согласных • буквами е, ё, и, ю, я;

на письме обозначается • мягким знаком

Мягкий знак е с т ь:

Мягкого знака н е т:

• на конце слова (кроме шипящих);

• после л всегда

• в сочетаниях букв: чк, нч, рщ, чн, шщ, ст, щн, нт


Мягкий знак после шипящих

С мягким знаком

Без мягкого знака

Глаголы в форме инфинитива, 2-го лица единственного числа

Существитель-ные 3-го склонения

Наречия

Существительные 1-го склонения (мн. ч., род. п.), 2-го склонения (м. р., ед. ч., им. п.; мн. ч., род п.); краткие прилагательные, наречия-исключения

придешь,

смеешься,

можешь,

стеречь

ночь,

речь,

глушь,

рожь

сплошь,

настежь,

лишь,

прочь

дач, (много) луж, меч, сторож, пастбищ, могуч; уж, замуж, невтерпеж


Диктант «Проверь себя»


СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ

Мелкая дрожь пробирала адъютанта. Он должен был помочь другу и взять реванш за провал. Среди зеленых рощ и пастбищ остался его дом. А ему приходится нестись вскачь прочь из дома через густую рожь, через бурьян...

Взгляд его был колюч и угрожающ, когда он читал послание: «Назначьте встречу там, где стоит шалаш, ландыш пахуч, а песок сыпуч». Навстречу с ним пришел взъерошенный подозрительный субъект, который нес трехъярусную этажерку.

И тут...


Задание: дописать последнее предложение текста.


VII. Домашнее задание:

1) В стихах или прозе создать каламбур с использованием ниже приведенных слов: три (имя числительное) — три (глагол); печь (имя существительное) — печь (глагол); стать (имя существительное) — стать (глагол); пасть (имя существительное) — пасть (глагол).

2) Составить словарный диктант (40 слов) на отработку правил: «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных» и «Мягкий знак после шипящих». По желанию можно создать связный текст из слов на данные орфограммы.


Фрагменты художественных произведений, используемые на уроке


Карточка № 1

1) Прошел еще один год в тяжком оцепенении горя, и когда люди очнулись и взглянули вокруг себя — над всеми мыслями и жизнью их господствовал страшный образ идиота.

(Л. Н. Андреев. Жизнь Василия Фивейского.)


2) В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

(А. А. Блок.

Вхожу я в темные храмы...)


3) Жених и невеста разом упали на колени и поклонились в ноги Кузьме. Поднялись и опять упали. Кузьма взглянул на невесту, и в глазах их, встретившихся на мгновение, мелькнул ужас. Кузьма побледнел и с ужасом подумал: «Сейчас брошу образ на пол...»

(И. А. Бунин. Деревня.)


4) В это время, показалось ему, мелькнул пред ним какой-то странный образ человеческого лица. Думая, что это было простое обаяние сна, которое сейчас же рассеется, он открыл больше глаза свои и увидел, что к нему точно наклонилось какое-то изможденное, высохшее лицо и смотрело прямо ему в очи.

(Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.)


5) В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом: ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

(И. А. Бунин. Темные аллеи.)


6) И, несмотря, что нос Ивана Никифоровича был не сколько похож на сливу, однако ж она схватила его за этот нос и водила за собою, как собачку. Он даже изменял при ней, невольно, обыкновенный свой образ жизни: не так долго лежал на солнце, если же и лежал, то не в натуре, а всегда надевал рубашку и шаровары, хотя Агафия Федосеевна совершенно этого не требовала. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)


Карточка № 2

1) Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»

(Н. В. Гоголь. Ночь перед рождеством.)


2) Андрей подъехал к ней, соскочил с лошади, обнял старуху, потом хотел было ехать — и вдруг заплакал, пока она крестила и целовала его. В ее горячих словах послышался ему будто голос матери, возник на минуту ее нежный образ.

(И. А. Гончаров. Обломов.)


3) Для самого труда, больше ни для чего. Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.

(И. А. Гончаров. Обломов.)


4) Образ Ольги пред ним, но он носится будто в дали, в тумане, без лучей, как чужой ему; он смотрит на него болезненным взглядом и вздыхает.

(И. А. Гончаров. Обломов.)


5) Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

(С. А. Есенин.

Анна Снегина.)


6) И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится...

(Ф. М. Достоевский. Идиот.)


Карточка № 3

1) ...День-деньской маешься, маешься — до того ли? Бог знает, что это! Вот образ-то на стене... — И вслед за этим говорящий нос исчез за дверь, но говор еще слышался с минуту за дверью.

(И. А. Гончаров. Обломов.)


2) Ну, образ жизни ваш каков?

Без горя нынче? Без печали?

(А. С. Грибоедов. Горе от ума.)


3) …Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.


Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.


Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой...

(С. А. Есенин. Пушкину.)


4) Алексей был в восхищении, целый день думал он с новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение.

(А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка.)


5) — Император Александр, — сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, — объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления.

(Л. Н. Толстой. Война и мир.)


6) Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ.

(А. П. Чехов. Чайка.)


Карточка № 4

1) Он работал не покладая рук, китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.

(И. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.)


2) Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)


3) И этот человек, образец кротости, который ни одну нищую не пропускал, чтоб не расспросить ее, выбежал в ужасном бешенстве. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как по ссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)


4) У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер — это образец корректности.

(А. И. Куприн. Поединок.)


5) Но если моя благочестивая тетушка, этот образец кротости и смирения... О, я тогда заговорю с ней по-своему.

(А. Н. Островский. Лес.)


6) Прушевский взял в руку образец овражного грунта и сосредоточился на нем — он хотел остаться только с этим темным комком земли, Вощев отступил за дверь и скрылся за нею, шепча про себя свою грусть.

(А. П. Платонов. Котлован.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!