СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 71 ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ъ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: научить писать строчную букву ъ,которая служит для раздельного произнесения согласного и последующего гласного звуков; сформировать навык списывания с печатного текста; способствовать развитию памяти; воспитывать положительное отношение к письму.

Просмотр содержимого документа
«Урок 71 ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ ъ.»

Урок 71
ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ
ъ

Цели деятельности педагога: научить писать строчную букву ъ, которая служит для раздельного произнесения согласного и последующего гласного звуков; сформировать навык списывания с печатного текста; способствовать развитию памяти; воспитывать положительное отношение к письму.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; роль ъ знака в словах; умеют проводить поэлементный анализ и письмо строчной буквы ъ; определяют различие на письме разделительных ь и ъ знаков; получат возможность научиться писать строчную букву ъ.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознание роли разделительного ъ в словах; написание ъ и ь знаков в соединении с другими словами; усвоение особенностей гласных букв е, ё, ю, я при наличии перед ними ъ и ь разделительных знаков; логические – осуществление звукового анализа слов; моделирование звукового состава слова (с использованием схемы слова); усвоение алгоритма написания разделительного ъ.

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; выражать свои мысли последовательно, четко и ясно; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Новость есть у нас!

Расскажу о ней сейчас.

Спят в снегу дубы, берёзы,

Вьюга стёжки замела.

А от Дедушки Мороза

Я письмо вам принесла!

Я сейчас письмо открою –

Содержание раскрою.

В гости Дед Мороз зовёт

И вопросы задаёт.

Отвечая, не спешите,

Ум, смекалку покажите

И фантазию включите,

Дед Мороза удивите.

II. Сообщение темы урока.

– Вы уже написали письма Деду Морозу? Сегодня он у нас в гостях. Решил лично проверить ваши знания и умения.

– Отгадайте загадку:

 Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук.)

– Каждая буква в алфавите обозначает звук. Сейчас я буду показывать буквы, а вы называйте звуки, которые они обозначают.

– Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам ъ и ь? (ъ и ь не обозначают звуков.)

– Но для чего же тогда они нужны? (Предположения детей.)

– Прочитайте слова с ъ.

На доске:

въезд
объезд
подъезд

въехал
съехал
объехал

съел
съем
съест

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромен сам.

– Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке познакомимся с разделительным ъ; научимся писать букву ъ, слова с этой буквой.)

III. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

– Дед Мороз преодолел трудный путь, спеша к вам. Из его мешка выпала буква и потерялась в снегу. Прочитайте стихотворение.

Стихотворение записано на доске.

Мы с Снегурочкой вдвоем

Шли на лыжах на под..ём.

А потом с горы с..пускались,

Раз..езжались и с..езжались,

Об..езжали все пеньки,

До..катились до реки!

А от речки от..езжали,

Снова к горке под..езжали,

За..бирались на под..ём,

Чтобы с..ехать вниз потом.

– Какая буква пропала? Вставьте ее в слова на свое место. Во все ли слова с пропусками нужно вставить ъ? Прочитайте слова с буквой ъ. Какую работу выполняет ъ в этих словах?

2. Работа с образцом строчной буквы ъ.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
– Ш-ш-ш, я вам не угрожаю, 
Какой я знак изображаю?

Е. Тарлапан

– Рассмотрите образец строчной буквы ъ. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании буквы ъ. (Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх до линии, затем ведем плавную линию (как провисшая веревочка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки. Начинаем писать второй элемент с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки.)

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Прочитайте слова. Подчеркните в них букву ъ. Запишите слова.

3. Запись стихотворения.

– Прочитайте стихотворение. Прочитайте слова с ъ.

– Спишите стихотворение и фамилию автора.

4. Списывание с печатного текста.

БЕЛКА

Сидит белка на тележке,

(Разгибают поочерёдно все пальчики,
начиная с большого.)

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

5. Работа на резервных страницах прописи.

 Прочитайте слова для справок. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой, вставляя пропущенные слова. Запишите самостоятельно.

 Спишите предложение. (Учитель может предложить это предложение для записи под диктовку.)

 Запишите предложение письменными буквами.

Карточка 1.

– Впиши пропущенные буквы.

Понедел..ник – трудный ден..,

Мел..нику работат.. лен.. .

В лесу об..явлен

Звериный с..езд.

Волк даже зайца

Сегодня не с..ест.

Карточка 2.

– Выпиши слова с ъ.

Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.

IV. Итог урока.

– Деду Морозу понравилась ваша работа. Он предлагает поиграть в игру «Третий лишний».

подъём
пьёт 
отъезд

разъярённый
бельё
объяснил

– Какую работу выполняют ъ и ь в данных словах?

Самое последнее задание Деда Мороза: дополните крылатые выражения, объясните их значения.

 Тяжел на … (подъем).

 С распростёртыми … (объятиями).

– Кто из вас был сегодня тяжел на подъем?

– Кого на уроке вы встретили с распростертыми объятиями?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!