СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 72. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС». ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Литературное чтение . 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 72.  Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа

Просмотр содержимого документа
«Урок 72. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС». ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Литературное чтение . 4 класс»

Урок 72. Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
Проверочная работа

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Делу – время, потехе – час»; формировать умения анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как часть русской национальной культуры.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока.

Коммуникативные: объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности

Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Найдите строчки, в которых говорится о том, как кондуктор догадалась, что мальчик не пошел в школу

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку по ролям


Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя… правильно, время! Не будем терять ни минуты. Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе «Делу – время, потехе – час». Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока подведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Работа в группах

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведений.

– Как вы думаете, можно ли дать разделу «Делу – время, потехе – час» другое название? Например?





– Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?






– Определите название произведения по одной фразе.

Карточка 1. «Попробуй в классе запой – сразу
выгонят».

Карточка 2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное».

Карточка 3. «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

Карточка 4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».

– Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели: целеустремленность, рассеянность, нерешительность, решительность, упрямство, сдержанность, несдержанность, трусость, безволие, самостоятельность, внушаемость, настойчивость, настырность, дисциплинированность, смелость, сила воли.

– Узнайте произведение и его автора по предметам: счеты, сено, мячик, часы.

– Узнайте произведение и его автора по предметам: музыка, торт, бананы, слоненок.

– Узнайте произведение и его автора по предметам: экскаватор, трамвай, метла, машина

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают в группах. Выбирают название
разделу:

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

• Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Подбирают пословицы к рассказам:

• Поздно поднялся – день потерял.

• В молодости не учился – жизнь потерял.

• Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.

• Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.

Ответы:

1. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».


2. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».


3. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени».


4. В. Ю. Драгунский «Главные реки».








– Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».


– В. Драгунский «Что любит Мишка».


– В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

IV. Развитие речи

Организует работу по развитию речи.

– Мы прочитали с вами много интересных произведений на тему «Делу время – потехе час», героями которых были ваши ровесники, простые мальчишки и девчонки. Наверняка и в вашей жизни происходили интересные, необыкновенные события, пусть и не столь невероятные, как в «Сказке о потерянном времени» или рассказе «Никакой я горчицы не ел». Попробуйте вспомнить о них и рассказать так, чтобы нам интересно было вас слушать. А если вспомнить ничего не удастся, то вы можете придумать события, которые могли бы с вами произойти.

– Вы можете выбрать одну из тем, которая вас больше привлекла

Самостоятельно работают. Пишут сочинение.


Темы сочинений:

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

• Делу время – потехе час.

• Как я однажды…





Примечание. Темы сочинений даны примерные, каждый учитель может подобрать свои темы, а может быть, что-то предложат и учащиеся

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной за-дачи

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Придумать свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час», начиная со слов: «однажды я...»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке, продолжив предложения.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.




Продолжают предложения:

• Мне на уроке было…

• Я понял (а)…

• Особенно мне понравилось…

• Мне было трудно (легко)…

Теперь я знаю (умею)…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности