II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя… правильно, время! Не будем терять ни минуты. Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе «Делу – время, потехе – час». Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока подведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Обобщение и систематизация знаний и умений. Работа в группах | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведений. – Как вы думаете, можно ли дать разделу «Делу – время, потехе – час» другое название? Например? – Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему? – Определите название произведения по одной фразе. Карточка 1. «Попробуй в классе запой – сразу выгонят». Карточка 2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». Карточка 3. «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». Карточка 4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». – Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели: целеустремленность, рассеянность, нерешительность, решительность, упрямство, сдержанность, несдержанность, трусость, безволие, самостоятельность, внушаемость, настойчивость, настырность, дисциплинированность, смелость, сила воли. – Узнайте произведение и его автора по предметам: счеты, сено, мячик, часы. – Узнайте произведение и его автора по предметам: музыка, торт, бананы, слоненок. – Узнайте произведение и его автора по предметам: экскаватор, трамвай, метла, машина | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают в группах. Выбирают название разделу: • Скучен день до вечера, коли делать нечего. • Кто грамоте горазд, тому не пропасть. • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. • Откладывай безделье, да не откладывай дела. Подбирают пословицы к рассказам: • Поздно поднялся – день потерял. • В молодости не учился – жизнь потерял. • Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня. • Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет. Ответы: 1. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». 2. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». 3. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 4. В. Ю. Драгунский «Главные реки». – Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». – В. Драгунский «Что любит Мишка». – В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
IV. Развитие речи | Организует работу по развитию речи. – Мы прочитали с вами много интересных произведений на тему «Делу время – потехе час», героями которых были ваши ровесники, простые мальчишки и девчонки. Наверняка и в вашей жизни происходили интересные, необыкновенные события, пусть и не столь невероятные, как в «Сказке о потерянном времени» или рассказе «Никакой я горчицы не ел». Попробуйте вспомнить о них и рассказать так, чтобы нам интересно было вас слушать. А если вспомнить ничего не удастся, то вы можете придумать события, которые могли бы с вами произойти. – Вы можете выбрать одну из тем, которая вас больше привлекла | Самостоятельно работают. Пишут сочинение. Темы сочинений: • Скучен день до вечера, коли делать нечего. • Хочешь есть калачи – не сиди на печи. • Делу время – потехе час. • Как я однажды… Примечание. Темы сочинений даны примерные, каждый учитель может подобрать свои темы, а может быть, что-то предложат и учащиеся | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной за-дачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке, продолжив предложения. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают предложения: • Мне на уроке было… • Я понял (а)… • Особенно мне понравилось… • Мне было трудно (легко)… Теперь я знаю (умею)… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |