СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Урок развития речи. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?  

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Урок развития речи. 8 класс.»

Урок 8. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. Урок развития речи.

Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

Основные виды деятельности.
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а:


Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира, закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.

II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Тема 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)

ТАБЛИЦА
Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

Вопросы

Пункты плана

1. Почему автор обратился к жанру комедии?

Комедия как средство разрешения противоречия между личностью и государством

2. Как проявилась в пьесе идея гражданственности?

Приоритет государственных интересов над интересами отдельной личности

3. Какова главная тема комедии «Недоросль»?

Воспитание дворянина — главная задача просвещённого века

4. Какие черты классицизма отразились в комедии «Недоросль»?

Черты классицизма в пьесе «Недоросль»:
— правило трёх единств;
— трёхчленное развитие сюжета;
— закон несоответствия;
— говорящие фамилии;
— жёсткое деление героев на положительных и отрицательных

5. Как характеризует героев комедии их речь?

Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики

6. Какие черты русского классицизма отразились в комедии?

Черты русского классицизма в комедии «Недоросль»



Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

ТАБЛИЦА
Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

Вопросы

Пункты плана

1. Что такое сатирическое произведение?

Комедия «Недоросль» как сатирическое произведение

2. Какую цель преследовал автор в пьесе «Недоросль»?

«Недоросль» как комедия классицизма

3. Каковы объекты сатирического изображения в комедии «Недоросль»?

Объекты сатирического изображения:
— невежественное провинциальное дворянство;
— узость и ограниченность его интересов;
— неспособность этой части дворянства приносить пользу Отечеству;
— профанация обучения молодых дворян;
— право господствующего класса владеть другими людьми

4. Какова гражданская позиция автора?

Гражданская позиция автора комедии «Недоросль»


Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?

ТАБЛИЦА
Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?

Вопросы

Пункты плана

1. Каково значение речи героев в драматическом произведении?

Значение речи героев в драматическом произведении:
— речь как способ создания конфликта действия;
— речь как средство самохарактеристики и характеристики другими героями;
— монологи и диалоги как формы речевого выражения в драматическом произведении

2. Какая лексика преобладает в речи героя?

Своеобразие лексики в речи героя комедии классицизма

3. Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?

Роль синтаксических конструкций и интонаций в речи героя комедии классицизма

4. Какова роль речевых характеристик героев?

Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики



Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

ТАБЛИЦА
Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

Вопросы

Пункты плана

1. Какова главная тема комедии «Недоросль»?

Тема воспитания — главная тема комедии «Недоросль»

2. Почему автора волновала проблема воспитания дворянина?

Проблема правильного воспитания молодого дворянина в комедии «Недоросль»

3. Почему вопросы воспитания молодёжи определили тему и проблему комедии?

Вопросы воспитания — характерная черта комедии классицизма:
— воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинения личных интересов общественным;
— приобретение дворянской молодёжью реальных знаний, необходимых для процветания страны;
— общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян

4. В чём актуальность проблемы воспитания для современности?

Вечные проблемы в комедии «Недоросль».
Актуальность проблем воспитания в наши дни


Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
Устные ответы на отдельные пункты планов.
Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.

Домашнее задание
Завершить оформление письменных ответов на проблемные вопросы.

Групповые задания.
Подготовить сообщения об И.А. Крылове: Крылов — журналист, музыкант, писатель, философ (по группам).

Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об истории создания басни «Обоз» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, о портретах и памятниках писателю.