Урок 8. Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».
Основное содержание урока
Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи Просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. Ода в актёрском исполнении
Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение оды. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев и словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос.
I. Жизнь и творчество Г. Р. Державина.
Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике
Актуализация имеющихся знаний о Г. Р. Державине:
— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какие факты биографии Державина вы считаете самыми важными?
— Какие его произведения вы уже изучали? Каковы их главные мысли?
— Соотнесите цитаты из произведений Державина с их названиями:
ТАБЛИЦА |
Цитата | Произведение |
1. Ум и сердце человечье Были гением моим | «Река времён в своём стремленьи…» (2) |
2. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы | «На птичку» (3) |
3. Пищит бедняжка вместо свисту; А ей твердят: «Пой, птичка, пой!» | «Признание» (1) |
II. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся:
— Г. Р. Державин на военной службе.
— Державин — государственный деятель.
— Первые литературные опыты Державина: «На рождение на Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ».
— Державин-баснописец: «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси».
Примерный план лекции:
1. Детство и годы учения Державина.
2. Державин на военной службе (сообщение учащегося).
3. Начало литературной деятельности Державина (сообщение учащегося).
4. Державин — государственный деятель (сообщение учащегося).
5. «Фелица» — гимн императрице Екатерине II. Черты оды и сатиры в произведениях «Фелица», «На счастие», «Вельможа» (фрагменты).
6. Уроки Державина покровителям-самодержцам: «Признание».
7. Державин-баснописец (сообщение учащегося).
8. Многообразие картин русской жизни и природы: «Русские девушки». Жизнь в Званке: «Евгению. Жизнь Званская».
9. Мысли о скоротечности бытия и неумолимом забвении: «Река времён в своём стремленьи…».
10. Последние годы жизни поэта. Соединение бытового и бытийного в поэзии Державина.
Формулирование вопросов к лекции учителя:
— Какие трудности испытал Державин в детстве и юности?
— Как началась его литературная деятельность?
— Чем отличались стихи Державина от предшествующей поэзии?
— Какие правила похвальной оды он нарушает в «Фелице»?
— Какие посты занимал Державин на государственной службе? Почему его придворная карьера не была успешной?
— Что нового появилось в поэзии Державина в последние годы?
— Как проявились в его творчестве идеи Просвещения и гуманизма?
— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
III. «Властителям и судиям».
Тема несправедливости сильных мира сего.
Стихотворение в актёрском исполнении
— Какие проблемы поднимает Г. Р. Державин в стихотворениях «На счастие», «Вельможа», «Признание»?
Прослушивание сатиры «Властителям и судиям» в актёрском исполнении.
Вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Аналитическая беседа:
— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых.
— Почему поэт противопоставляет «Всевышнего Бога» «земным богам»?
— Что осуждает поэт в своей сатире? Против каких пороков он выступает? В чём видит долг «властителей и судий»?
— Определите в стихотворении смысловые части и озаглавьте их
(строфы 1—3: наставления Всевышнего Бога земным богам;
строфа 4: осуждение властителей за взяточничество, злодейства и неправду;
строфы 5—6: монолог лирического я о скоротечности жизни и смертности «земных богов»;
строфа 7: призыв к Божественной справедливости и осуждению царей).
— Каков авторский пафос стихотворения?
— Прочитайте фрагмент Псалма 81:
«Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость».
Докажите, что стихотворение Державина является переложением Псалма 81.
— Докажите, что в стихотворении звучит мысль о гражданском долге перед Отечеством, об исполнении законов всеми членами общества.
Высокий слог и ораторские, декламационные интонации
Аналитическая беседа:
— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль?
— Укажите функции риторических обращений, восклицаний.
— Почему для поэта важны ораторские, декламационные интонации.
— Выпишите из стихотворения наставления властителям и судиям и прокомментируйте в них смысловую роль глагольных форм.
IV. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Властители и рабы в стихотворении Г. Р. Державина „Властителям и судиям“»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Властители и рабы в стихотворении Г. Р. Державина „Властителям и судиям“» |
«Властители и судии» | «Рабы» |
Земные боги, щадить неправедных и злых, лица сильных, не внемлют, видят — и не знают, покрыты мздою очеса, злодействы, неправда, боги властны, страстны, смертны, падёте, умрёте, лукавые | Без помощи, без обороны, сироты и вдовы, беды, невинные, несчастливые, бессильные, бедные, оковы, последний раб, правые, моление |
— Какую роль играет в тексте антитеза?
Что в нём противопоставлено?
— Какие особенности русского классицизма проявились в этой сатире?
Итоговые вопросы:
В чём заслуги Г. Р. Державина перед русской культурой?
В чём нравственный смысл и новаторский характер сатиры «Властителям и судиям»?
Домашнее задание
Подготовить тезисы статьи учебника «Гавриил Романович Державин»
и выучить наизусть сатиру «Властителям и судиям».
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение «Тема поэта и поэзии в одах Г. Р. Державина „Видение мурзы“, „Соловей“ и „Лебедь“».
Ответить на вопрос: «Почему в оде „Бог“ Державин прославляет человека?»
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Групповое задание.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проект. Читательская конференция «В творческой лаборатории Державина» (с использованием заданий из одноимённого раздела учебника и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»).
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.