экономика, 10, базовый уровень
Урок № 8
Глава 5. Мир денег.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
Д.З.: § 10, словарь, задания в тетради
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Рассмотреть причины возникновения денег, а так же их основную функцию – служить средством обмена, - непосредственно связанную с возникновением денег.
- формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
- развивать экономический образ мышления;
- воспитывать ответственность за экономическое поведение
Универсальные учебные действия
- Знать и понимать экономические законы денежного обращения;
- Уметь описывать: действие рыночного механизма движения денег;
- объяснять: выгодность обращения денег;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки собственных экономических действий в качестве потребителя
Понятия, термины
- товарные деньги;
- бумажные (символические) деньги;
- эмиссия денег;
- наличные денежные средства;
- безналичные денежные средства;
- бартер (натуральный продуктообмен);
- функции денег;
- торговля.
Изучение нового материала
- Причины, по которым люди стали пользоваться деньгами.
- Виды денег.
- Символические деньги.
- История возникновения бумажных денег.
- Наличные и безналичные денежные средства.
- Понятие об эмиссии денег.
- Современная структура денежной массы.
- Роль денег выполняли товары :
- сол ь,
- сушеная рыба,
- медные браслеты,
- раковины,
- скот, и многое другое.
- В древней Руси использовали долгое время меха куницы и белки.
- - Самым древним видом денег были монеты, которые впервые были напечатаны в Древней Греции еще в VIII-VII вв. до н.э.
- - В IX в. в Древнем Китае впервые появилис ь бумажные деньги .
Причины, по которым люди стали пользоваться деньгами
- деньги – особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.
- деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.
- Слово «деньги» возникло потому, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Со временем все места, где изготавливались монеты, стали называть « монета ». Французский вариант этого слова - « моне »; от этого слова и произошло английское слово « мани »- деньги. Монеты, как таковые, существуют повсюду приблизительно уже в течение 2500 лет , но, как известно, им предшествовали разные предметы, используемые в качестве денег.
Свойства денег (преимущества драгоценных металлов)
- ликвидность;
- долговременность/долговечность;
- делимость;
- портативность;
- узнаваемость/ отличимость;
- стандартизированность/ однородность
Деньги
безналичные
наличные
Расчетный счет, пластиковые карты.
Банкноты, монеты
Символические деньги – средство платежа (разменные монеты, бумажные деньги), чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их изготовления или ценность при использовании на иные цели.
Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков
Эволюция форм и видов денег
Металлические деньги – монеты
Вначале монета – это слиток определенной формы, на котором отмечались вес и качество металла. Чаще всего металл использовался чистый, без всякой примеси, чтобы его можно было легко превратить в какой-либо предмет. Считается, что первые монеты появились в Китае в XII веке до н. э. и были литыми. Лишь спустя пять веков появились первые чеканные монеты древнегреческих колоний. Греки утверждают, что монету изобрели герой Тезей и царь Фидон в VII веке до н. э. Римляне приписывают изобретение монет богам Сатурну, Янусу и царю Помпею.
Существует три основные версии происхождения слова «монета». От латинского слова monito – «предвещение, предупреждение» (возможно, о платеже). Вторая – от латинского глагола moneo – «советовать», и третья - от древневавилонской денежной единицы «мины».
Бумажные деньги.
В I веке н. э. в Китае для облегчения торгового оборота император выпустил отпечатанные на высококачественной бумаге денежные знаки , которые считаются первыми бумажными деньгами . Денежных банкнот мелкого достоинства в Китае не было, ими пользовались лишь при заключении крупных сделок В Европе появление бумажных денег связывают с основанием в 1656 году ссудного и вексельного банка. Через пять лет появились первые банкноты, т. е. бумажные деньги.
Наличные и безналичные денежные средства
- БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ - экономическая категория, означающая кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках : расчетных, текущих, текущих валютных, корреспондентских, счетов для финансирования капитальных вложений и др.
Современная структура денежной массы
- Начиная со времен Первой мировой войны в большинстве стран мира банкноты центральных банков стали основным средством всех наличных платежей, т. е. главной формой наличных денежных средств. Их дополняет разменная монета, которую чеканят специальные государственные организации — монетные дворы.
Современная структура денежной массы
- Деньги были созданы прежде всего для облегчения обмена . А поскольку обмен — одно из самых древних занятий человечества, в ту же седую старину уходят корни и денежной системы.
- Образно сказал о рождении денег выдающийся историк Фернан Бродель: «Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег».
- Хотя человечество изначально придумало деньги лишь для облегчения и ускорения обмена, со временем деньги начали выполнять и другие функции.
ВЫВОДЫ
- Изготовителям и продавцам они подают сигналы о том, стоит ли производить тот ИЛИ иной товар и торговать им, насколько это выгодно при сложившемся уровне цен.
- Покупателям они дают информацию для принятия осознанного решения: по карману ли им приобретение данного товара. Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно — по результатам торга между продавцами и покупателями, — постоянно заставляет всех его участников действовать так, чтобы возникало состояние равновесия.
- Рынок в состоянии равновесия — лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
источники
- Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц )
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г.
- Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г.
Обществознание 9 класс ФГОС
Основы финансовой грамотности 8–9...
Право 11 класс. Базовый и углублённый...
Право 10 класс. Базовый и углублённый...
Как уберечь себя от финансового...
Обществознание 6 класс ФГОС
Домашняя экономика
Электронная тетрадь по обществознанию 7...
© 2015, Колмаков Анатолий Иванович 6836 627
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы