СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8 РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: ознакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке; побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным.

Просмотр содержимого документа
«Урок 8 РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ».»

Урок 8
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»

Цели деятельности педагога: ознакомить со звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке; побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают понятие «звуки»; умеют различать слово, слог, звук, качественные признаки звуков; решать учебные и практические задачи – проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – сравнение звуковых схем слов; подбор слов к заданным схемам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

– Отгадайте загадку:

Без расчёски причесался и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался и запел на все лады.

– Кто же это? (Кот.)

– Кошки – главные герои нашего урока. У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы-описания учащихся о своих питомцах.)

Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.

В этой сказке нет порядка: КИТ купаться не хотел,

Что ни слово – то загадка! Как огня воды боялся.

Вот что сказка говорит: КОТ всегда над ним смеялся!

Жили-были КОТ и КИТ. Время так проводит КИТ:

КОТ – огромный, просто страшный! Ночью бродит, днём храпит.

КИТ был маленький, домашний. КОТ плывёт по океану,

КИТ мяукал, КОТ пыхтел. КИТ из блюдца ест сметану.

II. Включение в систему знаний.

1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».

– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».

– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.

– Произнесите только первый звук.

– Обозначьте звук к’ фишкой жёлтого цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.

– Произнесите только второй звук.

– Обозначьте звук и фишкой жёлтого цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.

– Произнесите только третий звук.

– Обозначьте звук т фишкой жёлтого цвета.

На доске представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».

Ловит КИТ мышей на суше.

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его: «Кис, кис!» –

Он охотно спрыгнет вниз.

На доске представлены иллюстрация кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)

КОТ на море бьёт баклуши!

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьёт волну

И уходит в глубину…

2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.

– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)

– Посоветуйтесь, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)

– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. (кк’.)

– Назовите вторые звуки. (ио.)

– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы учащихся.)

Прилетели из столицы:

Доктора,

Профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними семьдесят студентов,

Тридцать пять корреспондентов,

Два редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ,

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили.

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка,

Опечатка:

Кто-то,

Против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил “КИТ” на “КОТ”,

“КОТ” на “КИТ”, наоборот!»

Ну, и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

Кот на кухне мирно спит…

– Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.

3. Выставка книг.

Учитель знакомит учеников с выставкой книг: «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.

4. Работа по учебнику.

– Герои произведений приготовили для вас задания.

– Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.)

– «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.)

– Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.)

– Как ещё можно сказать? Не кот, а… (кошка).

– Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.)

– Кто догадался, что же это за слово? (Котёнок.)

– Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.

5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

– Этот серый котёнок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

1) Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»).

2) Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (всё в порядке, она безобидна и дружелюбна).

3) Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому-либо поводу»).

4) Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись!»).

5) Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена).

6) Любящая кошка непременно… (потрётся о ваши ноги).

7) Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана).

6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

– Определите, чем задание на данной странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь – последний звук в слове.)

– Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? (кт .)

– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук т. (Бегемот, бант, кот.)

– Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме.

– От каких картинок проведены линии?

– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук к. (Молоток, ящик, чайник.)

– Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме.

– От каких картинок проведены линии?

7. Различение звуков кт.

– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква.

– Произнесите эти же слова, выделяя звук т.

– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак.

– Произнесите эти слова, выделяя звук к.

8. Составление звуковой цепочки слов.

– Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение, расположенное вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.)

– Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук н.)

– Найдите картинку, название которой начинается со звука н.

– Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.

Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра «Кто сказал “мяу”?»

Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать.

Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.

9. Работа с предложением.

– Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Составьте схему этого предложения.

10. Работа по учебнику.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.

– Придумайте и расскажите, что было дальше.

Учащиеся составляют рассказ по сюжетным картинкам.

– А поэт С. Маршак придумал так…

Учитель читает продолжение стихотворения.

– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания учеников.)

Кошка первой входит в дом и живёт подолгу в нём.

То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…

В. Приходько

Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы её погладили, приласкали, она придёт к вам сама, поверьте!

Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать её, может кинуться в лицо, занести инфекцию. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.

А вообще, кошка – очень преданное животное.

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какое «чудо» сегодня произошло?

– Как кита превратить в кота?

– Что нового вы узнали на уроке?