СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8 "Размеры лирических произведений. Определения, схемы и примеры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке мы разберемся с такой многоаспектной и трудоемкой темой как стихотворные размеры. Рассмотрим определение, ритмические рисунки, отличия и примеры ямба, хорея, анапеста, амфибрахия и дактиля.

Просмотр содержимого документа
«Урок 8 "Размеры лирических произведений. Определения, схемы и примеры"»

Стихотворные размеры Размеры лирических произведений традиционно делятся на 5 видов и 2 подвида: двухсложные – это ямб и хорей , а трехсложные – анапест, амфибрахий и дактиль .

Стихотворные размеры

Размеры лирических произведений традиционно делятся на 5 видов и 2 подвида: двухсложные – это ямб и хорей , а трехсложные – анапест, амфибрахий и дактиль .

Как определиться с размером? При определении размера первое, что многими рекомендуется сделать, -запомнить ритмический рисунок каждого размера. Для этого нужно выразительно прочитать произведение, расставить соответствующие ударения в словах и наконец схематично повторить это. Можно идти и другим путем, однако знание ритмических рисунков все равно необходимо: хотя бы определиться, «двухсложка» или «трехсложка» перед вами, идти по пути большего сопротивления. Для этого существует маленькая закономерность: если строчки более краткие и сами слова меньше, а стихотворение – энергичное и не напевное, то это наверняка ямб или хорей; если же вы видите длинные стопы (строчки), а стих кажется напевным и мелодичным, то вероятнее всего это дактиль, анапест или амфибрахий. Теперь обратимся к схемам каждого ритмического рисунка.

Как определиться с размером?

  • При определении размера первое, что многими рекомендуется сделать, -запомнить ритмический рисунок каждого размера. Для этого нужно выразительно прочитать произведение, расставить соответствующие ударения в словах и наконец схематично повторить это.
  • Можно идти и другим путем, однако знание ритмических рисунков все равно необходимо: хотя бы определиться, «двухсложка» или «трехсложка» перед вами, идти по пути большего сопротивления. Для этого существует маленькая закономерность: если строчки более краткие и сами слова меньше, а стихотворение – энергичное и не напевное, то это наверняка ямб или хорей; если же вы видите длинные стопы (строчки), а стих кажется напевным и мелодичным, то вероятнее всего это дактиль, анапест или амфибрахий. Теперь обратимся к схемам каждого ритмического рисунка.
Ритмические рисунки  *помните, что слог соответствует гласной букве Хорей выглядит следующим образом Ударение на первый слог Ямб имеет следующий рисунок Ударение падает на второй слог Дактиль имеет такую схему Ударение приходится на первый слог  Амфибрахий схемой выражается так  Ударение на втором слоге  У анапеста ударение на третьем слоге

Ритмические рисунки *помните, что слог соответствует гласной букве

  • Хорей выглядит следующим образом
  • Ударение на первый слог
  • Ямб имеет следующий рисунок
  • Ударение падает на второй слог
  • Дактиль имеет такую схему
  • Ударение приходится на первый слог

Амфибрахий схемой выражается так

Ударение на втором слоге

У анапеста ударение на третьем слоге

Чтобы было нагляднее, обратимся к примерам Хорей Н а бумаге с и ней, Гр у бо, гр у бо с и ней, Но в тончайшей сетке, Размет а лись в е тки, В е тки-паутинки. (И. Ф. Анненский) *Особенность и отличие хорея в том, что в нем чередуются НЕчетные слоги. То есть если в одной строчке посчитать, сколько всего слогов (или, как я говорила, гласных букв), то номера ударных слогов будут идти так: 1, 3, 5 или 1, 3, 5, 7 (если 4-х-стопный)

Чтобы было нагляднее, обратимся к примерам

  • Хорей
  • Н а бумаге с и ней,
  • Гр у бо, гр у бо с и ней,
  • Но в тончайшей сетке,
  • Размет а лись в е тки,
  • В е тки-паутинки.
  • (И. Ф. Анненский)
  • *Особенность и отличие хорея в том, что в нем чередуются НЕчетные слоги. То есть если в одной строчке посчитать, сколько всего слогов (или, как я говорила, гласных букв), то номера ударных слогов будут идти так: 1, 3, 5 или 1, 3, 5, 7 (если 4-х-стопный)
Ямб Я зн а ю – г о род б у дет, Я зн а ю – с а ду цв е сть, Когд а так и е л ю ди В стран е сов е тской е сть! (В. В. Маяковский) *Особенность ямба в том, что ударные слоги повторяются в четном порядке: 2, 4, 6 или 2, 4, 6, 8 (если 4-х-стопный). В этом отличие ямба от хорея.
  • Ямб
  • Я зн а ю – г о род б у дет,
  • Я зн а ю – с а ду цв е сть,
  • Когд а так и е л ю ди
  • В стран е сов е тской е сть!
  • (В. В. Маяковский)
  • *Особенность ямба в том, что ударные слоги повторяются в четном порядке: 2, 4, 6 или 2, 4, 6, 8 (если 4-х-стопный).
  • В этом отличие ямба от хорея.
Дактиль *Особенность трехсложного дактиля, по которой можно отличить его от двухсложного хорея, в том, что каждый ударный слог – третий , то есть ударение повторяется не через одну гласную, как в простом хорее, а через две. Тогда номера ударных слогов такие: 1, 4, 7, 9. У тро тум а нное, у тро сед о е, Н и вы печ а льные, сн е гом покр ы тые, Н е хотя всп о мнишь время был о е, Всп о мнишь и л и ца, давн о позаб ы тые. (И. С. Тургенев)
  • Дактиль
  • *Особенность трехсложного дактиля, по которой можно отличить его от двухсложного хорея, в том, что каждый ударный слог – третий , то есть ударение повторяется не через одну гласную, как в простом хорее, а через две. Тогда номера ударных слогов такие: 1, 4, 7, 9.
  • У тро тум а нное, у тро сед о е,
  • Н и вы печ а льные, сн е гом покр ы тые,
  • Н е хотя всп о мнишь время был о е,
  • Всп о мнишь и л и ца, давн о позаб ы тые.
  • (И. С. Тургенев)
Амфибрахий *Особенность амфибрахия – такая же, как у всех трехсложных размеров, - повторяются ударения через 2 слога. А так как ударение начинается со 2 слога, то номера ударных будут такие: 2, 4, 5, 8 На с е вере д и ком сто и т один о ко На г о лой верш и не сосн а И др е млет, кач а ясь, и сн е гом сып у чим Од е та, как р и зой, он а . (М. Ю. Лермонтов)
  • Амфибрахий
  • *Особенность амфибрахия – такая же, как у всех трехсложных размеров, - повторяются ударения через 2 слога. А так как ударение начинается со 2 слога, то номера ударных будут такие: 2, 4, 5, 8
  • На с е вере д и ком сто и т один о ко
  • На г о лой верш и не сосн а
  • И др е млет, кач а ясь, и сн е гом сып у чим
  • Од е та, как р и зой, он а .
  • (М. Ю. Лермонтов)

Анапест *Номера ударных слогов будут такие: 3, 6, 9, 11 Что ты ж а дно гляд и шь на дор о гу, В сторон е от вес е лых подр у г? Знать, заб и ло серд е чко трев о гу Все лиц о твое всп ы хнуло вдр у г. (Н. А. Некрасов)
  • Анапест
  • *Номера ударных слогов будут такие: 3, 6, 9, 11
  • Что ты ж а дно гляд и шь на дор о гу,
  • В сторон е от вес е лых подр у г?
  • Знать, заб и ло серд е чко трев о гу
  • Все лиц о твое всп ы хнуло вдр у г.
  • (Н. А. Некрасов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя