СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 8

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами 5 класс»

Урок 8. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами 5 класс

Цели урока:

  1. Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с приборами, позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир.

  2. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.

  3. Развивающие:

 способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),

  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),

  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

 способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);

способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы обучения:  практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Приемы деятельности учителя: организация поисковой  и   групповой деятельности,  представление презентации.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу,  демонстрируют знания, производят обсуждения,   работают с различной информацией.

Оборудование: презентация «Увеличительные приборы», тексты для работы в парах, инструктивные карты  для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор, микроскопы 1 на парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, стикеры, цветные карточки, пазл "Строение лупы".




Ход урока

Орг. момент. Здравствуйте. Мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познания. У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы знаете ответ или готовы отвечать, то поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную. Если вы верно отвечаете, то я вам на парту приклеиваю стикер, тот, кто получит больше всего стикеров, получит отметку.

ДЗ Методы изучения живой природы. Фронтальный опрос.

Задания для работы в группе


1)Сопоставьте методы изучения живой природы со сведениями о живых организмах, которые могут быть получены при их применении. Ответы впишите в нижеприведенную таблицу.

Методы изучения

Сведения о живых организмах

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) измерение

1) масса тела амурского тигра достигает 270 кг

2) птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края с приходом осени

3) рост растений происходит интенсивнее при внесении в почву удобрений


А

Б

В

2

3

1

2) Выберите из списка и подчеркните только ту информацию, которая получена путем измерений.

1)Птицы строят гнезда весной.

2)Сахар лучше растворяется в горячей воде, чем в холодной.

3)Рога лося достигают полутора метров в размахе.

4)Дождевые черви питаются перегноем.

5)Длина тела соболя достигает 56 см.

6)При отсутствии полива комнатные растения погибают.

7)Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч.

8)У зверей, живущих в холодном климате, развит густой подшерсток. 


Тест по биологии Методы изучения природы 5 класс

1 вариант

1. Методом изучения природы является

1) сложение
2) деление
3) умножение
4) наблюдение

2. Скорость движения леопарда определяют методом

1) описания
2) измерения
3) рассматривания
4) наблюдения

3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспро­изводит природное явление, называется

1) наблюдение
2) измерение
3) рассматривание
4) эксперимент

4. Для выявления общих признаков животных, растений и грибов используется метод

1) описания
2) сравнения
3) эксперимента
4) деления

5. Метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании копий объектов, называется

1) моделирование
2) сравнение
3) описание
4) наблюдение

2 вариант

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода

1) эксперимента
2) наблюдения
3) описания
4) анкетирования

2. Численность животных, их вес и скорость передвижения человек узнает, используя метод

1) наблюдения
2) измерения
3) рассматривания
4) эксперимента

3. Внесение ученым в полевой дневник информации о при­знаках растений или животных относится к методу

1) измерения
2) моделирования
3) сравнения
4) описания

4. Сопоставление неизвестного животного с уже хорошо изу­ченным относится к методу

1) моделирования
2) сравнения
3) описания
4) наблюдения

5. Эксперимент — это

1) создание моделей
2) сравнение известного явления с неизвестным
3) изучение явления природы в управляемых наблюдате­лем условиях
4) измерение размеров природных объектов


Ответы на тест по биологии Методы изучения природы
1 вариант
1-4, 2-2, 3-4, 4-2, 5-1

2 вариант
1-2, 2-2, 3-4, 4-2, 5-3

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Актуализация знаний. Ребята, кто из вас может сказать, с какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно?  (биология).

-Что изучает данная наука?  (живые организмы).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы. Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (перечисляют).

-Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое? (предположения детей).

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете такие приборы? (да, микроскоп и т. д.)

Введение темы урока. Посмотрите на экран. Какие приборы там изображены? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что изображения являются подсказкой, то какую тему урока вы предложили бы на данный урок? (устройство увеличительных приборов). Я уточню. Мы будем знакомиться со строением микроскопа и лупы.  ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ.

-Что  вы уже знаете об этих приборах? (как используют, для чего используют).

-Что еще НЕ знаете? (как устроен, как им пользоваться…)

Что нужно сделать, что бы узнать? (слушать учителя, выполнять задания, читать учебник…)

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Изучить строение увеличительных приборов)?

-Как вы думаете, сможем ли мы на уроке изучить все существующие увеличительные приборы? (нет), поэтому ограничимся какими? (микроскоп и лупа).

Изучение нового материала. Итак, приступаем. Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. У вас в конвертах лежат части рисунка (пазл), на котором есть изображение этого прибора с обозначением всех его составных частей. Ваша задача сложить пазл и выяснить как устроения лупа.

По окончании вам нужно будет рассказать что же вы выяснили.

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ.пауза.  Вы усердно трудились, устали, поэтому необходима производственная гимнастика. Давайте встанем и посмотрим на экран.

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь до производственной гимнастики на  уроке? (об увеличительных приборах).

О чем уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

Учитель. Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в текстах, которые лежат у вас на столах.

Для каждого ряда своя история. После того как прочтете нужно  рассказать всему классу об истории создания микроскопа.

(дети читают, тот, кто готов поднимает жетон)


Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном ЗахариейЯнссеном. Но это было сказано самим ЗахариейЯнссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.


Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.


Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную  трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он  придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.


Итак, кто же является создателем микроскопа? (ответы детей)

Учитель. Что означает "микроскоп"? (учебник, §6)

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. Во время просмотра отыскивайте озвученные части на микроскопах, которые стоят на столах.

Беседа по видеофрагменту. Учитель на своем микроскопе показывает части микроскопа, а учащиеся дают названия и объясняют их назначение.

Итак, вы сейчас…продолжите мое предложение? (изучили строение микроскопа). Все ли вы рассмотрели, изучили? (нет). Что для вас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Вы знаете, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз?  (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить). У меня на столе стоит микроскоп, давайте определим его увеличительную способность. (назвать цифры и посчитать). Давайте сравним, чей микроскоп мой или ваш дает большее увеличение?

Вы плодотворно потрудились, знаете строение микроскопа. Что еще вы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы с Микр.). Теперь вам, как исследователям, предстоит познакомиться с правилами работы с микроскопом. Работу построим таким образом: работаем в парах. Один читает – другой выполняет, потом наоборот. После вашей работы в парах вы будете обучать меня правилам работы с микроскопом. Правила пользования находятся в учебнике на стр. 32.


Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

Подведем итог данного этапа. Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой?  (постановка и проведение эксперимента).

Рефлексия. Каким прибором мы пользуемся в нашей обычной жизни? (очки, лупа). Что будет, если человека оставить без этих увеличительных приборов?

Оцените свою работу цветом Красный - плохо, зеленый - хорошо.

Домашнее задание нов.уч. стр 23-26, п.5 ст уч ответы на ?



Приложения. (раздать на столы по рядам)


Рассказ 1. Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном Захарией Янссеном. Но это было сказано самим Захарией Янссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов. За счёт выдвижного тубуса достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-10 крат. Это изобретение стало настоящим прорывом в сфере микроскопии. Каждый последующий свой микроскоп Захария совершенствовал.


Рассказ 2. Однажды Галилей соорудил очень длинную подзорную трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр он оторопел: все поле зрения заняла какая-то искрящаяся серая масса. Труба немного покачнулась, и ученый увидел огромную голову с выпуклыми черными глазами. Отняв глаза от трубы Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.


Рассказ 3. Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную  трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он  придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.



Тест по биологии Методы изучения природы 5 класс

1 вариант

1. Методом изучения природы является

1) сложение
2) деление
3) умножение
4) наблюдение

2. Скорость движения леопарда определяют методом

1) описания
2) измерения
3) рассматривания
4) наблюдения

3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспро­изводит природное явление, называется

1) наблюдение
2) измерение
3) рассматривание
4) эксперимент

4. Для выявления общих признаков животных, растений и грибов используется метод

1) описания
2) сравнения
3) эксперимента
4) деления

5. Метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании копий объектов, называется

1) моделирование
2) сравнение
3) описание
4) наблюдение

_______________________________________________________________________________________________

2 вариант

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода

1) эксперимента
2) наблюдения
3) описания
4) анкетирования

2. Численность животных, их вес и скорость передвижения человек узнает, используя метод

1) наблюдения
2) измерения
3) рассматривания
4) эксперимента

3. Внесение ученым в полевой дневник информации о при­знаках растений или животных относится к методу

1) измерения
2) моделирования
3) сравнения
4) описания

4. Сопоставление неизвестного животного с уже хорошо изу­ченным относится к методу

1) моделирования
2) сравнения
3) описания
4) наблюдения

5. Эксперимент — это

1) создание моделей
2) сравнение известного явления с неизвестным
3) изучение явления природы в управляемых наблюдате­лем условиях
4) измерение размеров природных объектов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс