Урок 84
Прибавление однозначного числа к 10.
Дециметр. Измерение дециметром
и сантиметром
Цель: развивать умение прибавлять любое однозначное число к 10, умение выражать см в дм и наоборот.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Индивидуальная работа.
У доски работают трое учащихся. После правильного решения получают сюрпризы.
10 + 3 10 + 4 7 + 2
10 + 10 10 + 1 9 – 3
10 + 8 10 + 7 8 + 2
10 + 6 10 + 2 10 – 4
10 + 9 10 + 5 4 + 4
Проверка ведется по сигнальным карточкам-светофорам.
2. Фронтальная работа.
1) Чему равна сумма?
4 и 10 2 и 10 7 и 10 1 и 10
8 и 10 6 и 10 3 и 10 0 и 10
2) Найти разность.
10 и 3 10 и 4 10 и 2
10 и 1 10 и 10 10 и 0
3) Решение задачи.
Из клубка шерсти можно связать пару носков. Сколько носков можно связать из трех клубков? (3 пары носков, или 6 носков.)
– Как получили? (2 · 3 = 6.)
Здесь можно напомнить, какие еще предметы в жизни употребляются парами.
III. Работа над новым материалом.
1. Минутка чистописания.
Письмо цифр 1 0 1 0.
2. Дети повторяют знания о сантиметре и дециметре.
– Какие единицы измерения вы знаете? (Сантиметр и дециметр.)
– Сколько сантиметров в одном дециметре? (10 см, или десяток сантиметров.)
– Сколько дециметров будут составлять десять сантиметров? (1 дм.)
3. Работа по тетради над заданием 6 на с. 40.
Дети анализируют задание: перевести одни единицы измерения в другие.
Объяснение. 1 дм 7 см – это один десяток сантиметров и 7 см, то есть 17 см, и наоборот; 19 см – это 1 десяток сантиметров, то есть 1 дм и еще 9 см и т. д.
Важно, чтобы у учащихся были модели дециметра и сантиметра (например бумажные полоски). Это даст возможность сравнить эти единицы измерения, выполнить с их помощью практические измерения – в результате у детей вырабатывается наглядное представление об этих единицах измерения и усваиваются соотношения между ними.
4. Работа по тетради над заданием 8 на с. 41.
– Рассмотрите чертеж. Измерьте красный отрезок. (4 см.)
– Начертите синий отрезок. Измерьте. (5 см.)
– Измерьте зеленый отрезок.
– Сколько раз уложился дециметр? (1 раз.)
– А еще раз можно отложить дециметр? (Нет, остался отрезок меньше дециметра.)
– Чем измеряем остальную часть отрезка? (Сантиметром.)
– Сколько раз уложился? (1 раз.)
– Длину этого отрезка запишите числом: 1 дм 1 см. Начертите в тетрадях отрезок такой же длины.
– Сколько в отрезке уложилось бы сантиметров, если измеряли только сантиметром? (1 десяток сантиметров и 1 см – всего 11 см.)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Тропинка вьётся, извивается,
Тропинка УЗКАЯ такая,
На ней едва лишь умещается
Одна ступня моя босая.
А вот ШИРОКОЕ шоссе,
И по нему пройдём мы все:
И я, и бабушка, и брат –
Здесь можно проводить парад.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи 5 на с. 35 учебника.
2. Самостоятельная работа.
1) Решение примеров (задание 9 на с. 40 в тетради).
Выполняется взаимопроверка.
2) Рисование фишек (задание 7 на с. 40 в тетради).
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? Что понравилось?