СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 9. Функции денег в современной экономике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Функции денег в современной экономике" ориентировна на 10 класс (базовый уровень). Предназначена учителям и учащимся. Представлены вариант контроля в форме теста. Раскрывает в полном объёме содержание учебного программного материала, хорошо иллюстрирована.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 9. Функции денег в современной экономике.»

экономика, 10, базовый уровень Урок № 9 Глава 5. Мир денег. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ   Д.З.:  § 11, словарь, задания в тетради ©  А.И. Колмаков

экономика, 10, базовый уровень

Урок № 9

Глава 5. Мир денег.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Д.З.: § 11, словарь, задания в тетради

© А.И. Колмаков

Цели урока Рассмотреть функции денег в современной экономике. формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные развивать экономический образ мышления; воспитывать ответственность за экономическое поведение

Цели урока

  • Рассмотреть функции денег в современной экономике.
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономическое поведение
Универсальные учебные действия Знать и понимать экономические законы денежного обращения; Уметь  описывать: действие рыночного механизма движения денег; объяснять: выгодность обращения денег; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки собственных экономических действий в качестве потребителя

Универсальные учебные действия

  • Знать и понимать экономические законы денежного обращения;
  • Уметь описывать: действие рыночного механизма движения денег;
  • объяснять: выгодность обращения денег;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки собственных экономических действий в качестве потребителя
Понятия, термины товарные деньги; бумажные (символические) деньги; эмиссия денег; наличные денежные средства; безналичные денежные средства; бартер (натуральный продуктообмен); функции денег; торговля.

Понятия, термины

  • товарные деньги;
  • бумажные (символические) деньги;
  • эмиссия денег;
  • наличные денежные средства;
  • безналичные денежные средства;
  • бартер (натуральный продуктообмен);
  • функции денег;
  • торговля.
    Изучение нового материала Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Активы и их ликвидность. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Изучение нового материала

  • Деньги как средство обмена.
  • Деньги как средство соизмерения различных товаров.
  • Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны.
  • Деньги как средство сбережения.
  • Активы и их ликвидность.
  • Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Средство обмена Деньги как   средство обмена  выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно – денежного обращения.  Для выполнения этой функции нужны реальные деньги. Деньги были созданы для того, чтобы облегчить обмен одного товара на другой. Некогда один мудрец сказал, что деньги — это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли.

Средство обмена

  • Деньги как 

средство обмена

выступают в качестве посредника в бесконечном процессе товарно – денежного обращения.

Для выполнения этой функции нужны реальные деньги.

  • Деньги были созданы для того, чтобы облегчить обмен одного товара на другой.

Некогда один мудрец сказал, что деньги — это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли.

Бартер БАРТЕР  (от франц. barater - обменивать) натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме

Бартер

  • БАРТЕР  (от франц. barater - обменивать) натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар".
  • Бартер  как товарообменная сделка с передачей права собственности на товар без оплаты деньгами имеет две формы: чистый  бартер  и организованный (торговый).
Деньги Деньги — особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги. Деньги служат тем универсальным языком, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели. И пока с деньгами все в порядке, «разговор торговли на языке денег» происходит без проблем. Но если дела в денежном мире разлаживаются, то торговлю сразу же начинает «лихорадить», а следом «заболевает» вся экономика.

Деньги

  • Деньги — особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.
  • Деньги служат тем универсальным языком, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели. И пока с деньгами все в порядке, «разговор торговли на языке денег» происходит без проблем. Но если дела в денежном мире разлаживаются, то торговлю сразу же начинает «лихорадить», а следом «заболевает» вся экономика.
Средство измерения/мера стоимости Функция денег как мера стоимости. Функции (от лат. functio - исполнение) характеризуют особенности использования денег. Их можно рассматривать как формы проявления сущности денег. Деньги как мера стоимости выражают данную функцию в том, что путем измерения стоимости товара определяется его эквивалент, или соизмеримый аналог в ценовом выражении, т.е. любой товар может быть представлен в форме цены.

Средство измерения/мера стоимости

  • Функция денег как мера стоимости. Функции (от лат. functio - исполнение) характеризуют особенности использования денег. Их можно рассматривать как формы проявления сущности денег.
  • Деньги как мера стоимости выражают данную функцию в том, что путем измерения стоимости товара определяется его эквивалент, или соизмеримый аналог в ценовом выражении, т.е. любой товар может быть представлен в форме цены.
Средство обмена деньги не единственная форма сокровищ . Эту роль у них оспаривают ценности иного рода: недвижимость (земельные участки или дома), произведения искусства, антиквариат, драгоценности, коллекции марок или монет и даже винные погреба . Все эти активы при необходимости можно использовать для того, чтобы выменять на них какие-то другие блага. Активы  — все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности. Ликвидность   — способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.

Средство обмена

  • деньги не единственная форма сокровищ . Эту роль у них оспаривают ценности иного рода: недвижимость (земельные участки или дома), произведения искусства, антиквариат, драгоценности, коллекции марок или монет и даже винные погреба .
  • Все эти активы при необходимости можно использовать для того, чтобы выменять на них какие-то другие блага.

Активы  — все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Ликвидность   — способность имущества различных типов быть быстро проданным (обмененным на деньги) по цене, близкой к рыночной.

Средство сбережения и накопления Средствами сбережения и накопления деньги становятся, когда происходит их временное изъятие из обращения с целью накопления для совершения сделок в будущем. Деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления и выполняют функцию средства накопления (сбережения). В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными. Накопление денег чревато для их владельца определенными потерями, порождаемыми двумя причинами: 1) упущенной возможностью получения дохода. Деньги могли бы принести доход при вложении их в коммерческие операции; 2) обесценением денег в результате инфляции

Средство сбережения и накопления

  • Средствами сбережения и накопления деньги становятся, когда происходит их временное изъятие из обращения с целью накопления для совершения сделок в будущем.
  • Деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления и выполняют функцию средства накопления (сбережения).
  • В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.

Накопление денег чревато для их владельца определенными потерями, порождаемыми двумя причинами:

1) упущенной возможностью получения дохода. Деньги могли бы принести доход при вложении их в коммерческие операции;

2) обесценением денег в результате инфляции

Средство обращения Средство обращения — функция денег, характеризующая их способность участвовать в осуществлении обмена товаров, возможность опосредовать отношения продавцов и покупателей товаров; деньги как средство   обращения   преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

Средство обращения

  • Средство обращения — функция денег, характеризующая их способность участвовать в осуществлении обмена товаров, возможность опосредовать отношения продавцов и покупателей товаров;
  • деньги как средство 

обращения 

преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п. Деньги как средство платежа получили возможность раскрыться в связи с возникновением и развитием в экономике кредитной системы, когда реализация товаров стала осуществляться в кредит.

Средство платежа

  • Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
  • Деньги как средство платежа получили возможность раскрыться в связи с возникновением и развитием в экономике кредитной системы, когда реализация товаров стала осуществляться в кредит.
Мировые деньги Мировые   деньги  -  это   деньги , используемые в качестве международных расчетных и платежных средств. Это  может быть национальная валюта при условии, что она принимается резидентами других стран. Мировые   деньги  являются платежным средством для всех международных сделок. Мировые   деньги  выполняют функции меры ценности, средства сохранения ценности (накопления) и средства платежа.

Мировые деньги

  • Мировые   деньги  -  это   деньги , используемые в качестве международных расчетных и платежных средств.
  • Это  может быть национальная валюта при условии, что она принимается резидентами других стран.
  • Мировые   деньги  являются платежным средством для всех международных сделок.
  • Мировые   деньги  выполняют функции меры ценности, средства сохранения ценности (накопления) и средства платежа.
ВЫВОДЫ Деньги —  особый товар , который: принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а также дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений. Знакомство с миром денег мы завершим формулировкой еще одного рецепта экономического благоразумия. Рецепт пятый Экономическая жизнь страны должна организовываться таким образом, чтобы не развивался бартер и ничто не мешало использованию денег в присущих им функциях.

ВЫВОДЫ

  • Деньги — особый товар , который:
  • принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги,
  • позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а также
  • дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
  • Знакомство с миром денег мы завершим формулировкой еще одного рецепта экономического благоразумия.
  • Рецепт пятый
  • Экономическая жизнь страны должна организовываться таким образом, чтобы не развивался бартер и ничто не мешало использованию денег в присущих им функциях.
Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

рефлексия Рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Студент дневного отделения получает стипендию. В этом случае деньги выполняют функцию: 1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара. Как называется ежегодный доход владельцев акций?  1) заработная плата, 2) дивиденд, 3) прибыль, 4) банковский процент.
  • Студент дневного отделения получает стипендию. В этом случае деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

  • Как называется ежегодный доход владельцев акций?

1) заработная плата,

2) дивиденд,

3) прибыль,

4) банковский процент.

3. Верны ли суждения о денежной массе? А. Объем денежной массы должен соответствовать количеству продаваемых в стране товаров. Б. Объем денежной массы должен соответствовать ценам на товары и услуги. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения , 4) оба суждения неверны. 4. На ценнике в магазине гражданин С. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере? 1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара.

3. Верны ли суждения о денежной массе?

А. Объем денежной массы должен соответствовать количеству продаваемых в стране товаров.

Б. Объем денежной массы должен соответствовать ценам на товары и услуги.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения ,

4) оба суждения неверны.

4. На ценнике в магазине гражданин С. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

5. Ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенного пая в капитал предприятия, дает право на получение части прибыли и позволяет участвовать в управлении предприятием: акция облигация вексель  чек 6. К ценным бумагам относится: 1) дивиденд, 2) вексель, 3) кредитная карта, 4) купон.

5. Ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенного пая в капитал предприятия, дает право на получение части прибыли и позволяет участвовать в управлении предприятием:

  • акция
  • облигация
  • вексель
  • чек

6. К ценным бумагам относится:

1) дивиденд,

2) вексель,

3) кредитная карта,

4) купон.

7. Накануне Пасхи в России резко возрастает спрос на продукты для приготовления куличей и готовые куличи. Какой фактор в данном случае влияет на формирование спроса? 1) сезонность, 2) интенсивность рекламы, 3) религиозные традиции, 4) инфляционные ожидания. 8. Что из перечисленного не является функцией денег: Единица счёта Запас ценности Защита от инфляции Средства платежа

7. Накануне Пасхи в России резко возрастает спрос на продукты для приготовления куличей и готовые куличи. Какой фактор в данном случае влияет на формирование спроса?

1) сезонность,

2) интенсивность рекламы,

3) религиозные традиции,

4) инфляционные ожидания.

8. Что из перечисленного не является функцией денег:

  • Единица счёта
  • Запас ценности
  • Защита от инфляции
  • Средства платежа
9. Если человек откладывает ежемесячно по 5 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию: 1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара 10. Когда человек получает дивиденды на принадлежащие ему акции фирмы, то деньги выполняют функцию:  1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара.

9. Если человек откладывает ежемесячно по 5 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара

10. Когда человек получает дивиденды на принадлежащие ему акции фирмы, то деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

11. Когда человек покупает себе холодильник и платит за него 16 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию: 1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара. 12. Когда человек покупает холодильник в кредит, то деньги выполняют функцию:  1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара.

11. Когда человек покупает себе холодильник и платит за него 16 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

12. Когда человек покупает холодильник в кредит, то деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

13. Когда человек раздумывает, сможет ли он купить себе мобильный телефон, зная, что он стоит 7 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию:  1) средство платежа, 2) средство обращения, 3) средство накопления, 4) мера стоимости товара. 14. Законное платёжное средство для покупки товаров и услуг – это ________ .

13. Когда человек раздумывает, сможет ли он купить себе мобильный телефон, зная, что он стоит 7 тысяч рублей, то деньги выполняют функцию:

1) средство платежа,

2) средство обращения,

3) средство накопления,

4) мера стоимости товара.

14. Законное платёжное средство для покупки товаров и услуг – это ________ .

1.1 2. 2 3.3 4.4 5. 1 6.2 7.3  8.3 9.3 10.1 11.2 12.1 13.4 14. деньги
  • 1.1
  • 2. 2
  • 3.3
  • 4.4
  • 5. 1
  • 6.2
  • 7.3
  • 8.3
  • 9.3
  • 10.1
  • 11.2
  • 12.1
  • 13.4
  • 14. деньги
источники Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц )  Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г. Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г. http :// pwpt.ru / presentation / obschestvoznanie / dengi_i_ih_funktsii /

источники

  • Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень). (Автор программы – И.В.Липсиц )
  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс,2015г.
  • Методические пособия: Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2006 г.
  • http :// pwpt.ru / presentation / obschestvoznanie / dengi_i_ih_funktsii /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!