СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9. Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9. Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.»



Урок 9 Русский язык 10 класс

Тема. Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.

Цели: повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»; ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отрабатывать навыки выполнения заданий ЕГЭ.

Ход урока

I. Выступление докладчиков.

1. Эта занимательная наука этимология.

Доклады могут быть посвящены происхождению одного сло­ва или слов одной тематики.

Учащиеся могут исследовать про­исхождение и нарицательных, и собственных имен. Отдельной темой исследования может быть происхождение и топонимов, и имен или фамилий. Такие доклады полезны тем, что показы­вают жизнь слова. Наверняка не все ученики знают, что слово «счастье», например, восходит к слову «часть», а оно, в свою очередь, — к слову «кус» (доля). Знание истории слова позволит повысить орфографическую грамотность учащихся, потому что вскрытие происхождения слова нередко помогает объяснить то, что носителям современного русского языка приходится запоми­нать (например, наличие сочетания сч на месте звука [щ] в слове «счастье»).

Литература по теме

        1. Иванов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов

Под ред. В.В. Иванова. 3-е изд., перераб. М., 1994.

        1. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом

этимологии и толкованием). М., 1995.

        1. КрысинЛ.П. Школьный словарь иностранных слов. М., 1997.

        2. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

        3. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвеще­ние, 1988.

        4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М., 1988.

        5. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь уста­ревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVII-XX вв. М., 1996.

        6. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. М., 2001.

        7. Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.

        8. Тихонов А.Н. и др. Словарь русских личных имен. М., 1995.

        9. Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1971.

        10. Успенский Л.В. Ты и твое имя. М., 1972.

        11. Успенский Л.В. Имя дома твоего. М., 1972.

        12. Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Опыт этимо­логических заметок. М., 2005.

        13. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2006.

        14. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.

        15. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.



          1. Диалекты русского языка.

Доклады могут быть посвящены многообразию диалектов, распространенных на территории России. Кроме того, учащиеся могут исследовать и литературные произведения, в которых встре­чаются диалектизмы (их можно найти, например, в произведениях М. Шолохова).

Литература по теме

Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.



          1. Специальные слова.

Доклады могут быть посвящены лексике отдельных профес­сиональных групп, например врачей, моряков и т. д. Отдельной темой может быть язык пользователей персональными компью­терами: большинству учащихся специальные слова, относящиеся к этой сфере употребления, хорошо знакомы.

Литература по теме

            1. Головистикова А.НГрудцына Л.Ю. Толковый словарь юри­дических терминов. М., 2007.

            2. Коноплицкий В. Это бизнес: Толковый словарь экономиче­ских терминов. М., 1996.

            3. Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу / Под ред. П.Ф. Пероченко. М., 1992.

            4. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Па­нов. М., 1989.



4. «Да» или «нет» жаргону?

Тема эта сегодня актуальна, как никогда: сейчас многими от­мечается понижение уровня культуры речи. В докладах, посвя­щенных этой теме, можно рассказать о том, что, с одной стороны, жаргоны имеют свою историю и являются частью национального языка, но с другой — нередко мешают общению, замусоривая речь.

Литература по теме

              1. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М., 2006.

              2. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. JL, 1988.

              3. Колесов В.В. Язык города. М., 1991.





Схема 1


Лексика с точки зрения ее происхождения



Схема 2

Лексика с точки зрения ее употребления






Схема 3

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления







II. Итог урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!