Просмотр содержимого документа
«Урок 9. Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.»
Урок 9 Русский язык 10 класс
Тема. Готовимся к ЕГЭ. Урок – конференция.
Цели: повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»; ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отрабатывать навыки выполнения заданий ЕГЭ.
Ход урока
I. Выступление докладчиков.
1. Эта занимательная наука этимология.
Доклады могут быть посвящены происхождению одного слова или слов одной тематики.
Учащиеся могут исследовать происхождение и нарицательных, и собственных имен. Отдельной темой исследования может быть происхождение и топонимов, и имен или фамилий. Такие доклады полезны тем, что показывают жизнь слова. Наверняка не все ученики знают, что слово «счастье», например, восходит к слову «часть», а оно, в свою очередь, — к слову «кус» (доля). Знание истории слова позволит повысить орфографическую грамотность учащихся, потому что вскрытие происхождения слова нередко помогает объяснить то, что носителям современного русского языка приходится запоминать (например, наличие сочетания сч на месте звука [щ] в слове «счастье»).
Литература по теме
Иванов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов
Под ред. В.В. Иванова. 3-е изд., перераб. М., 1994.
Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом
этимологии и толкованием). М., 1995.
КрысинЛ.П. Школьный словарь иностранных слов. М., 1997.
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М., 1993.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение, 1988.
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М., 1988.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVII-XX вв. М., 1996.
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. М., 2001.
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.
Тихонов А.Н. и др. Словарь русских личных имен. М., 1995.
Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1971.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. М., 1972.
Успенский Л.В. Имя дома твоего. М., 1972.
Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Опыт этимологических заметок. М., 2005.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2006.
Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. М., 1989.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., 1998.
Диалекты русского языка.
Доклады могут быть посвящены многообразию диалектов, распространенных на территории России. Кроме того, учащиеся могут исследовать и литературные произведения, в которых встречаются диалектизмы (их можно найти, например, в произведениях М. Шолохова).
Литература по теме
Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. М., 1989.
Специальные слова.
Доклады могут быть посвящены лексике отдельных профессиональных групп, например врачей, моряков и т. д. Отдельной темой может быть язык пользователей персональными компьютерами: большинству учащихся специальные слова, относящиеся к этой сфере употребления, хорошо знакомы.
Литература по теме
Головистикова А.НГрудцына Л.Ю. Толковый словарь юридических терминов. М., 2007.
Коноплицкий В. Это бизнес: Толковый словарь экономических терминов. М., 1996.
Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу / Под ред. П.Ф. Пероченко. М., 1992.
Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. М., 1989.
4. «Да» или «нет» жаргону?
Тема эта сегодня актуальна, как никогда: сейчас многими отмечается понижение уровня культуры речи. В докладах, посвященных этой теме, можно рассказать о том, что, с одной стороны, жаргоны имеют свою историю и являются частью национального языка, но с другой — нередко мешают общению, замусоривая речь.
Литература по теме
Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М., 2006.
Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. JL, 1988.
Колесов В.В. Язык города. М., 1991.
Схема 1
Лексика с точки зрения ее происхождения
Схема 2
Лексика с точки зрения ее употребления
Схема 3
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
II. Итог урока