А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель
рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. А. Фете как великом русском поэте, о жизненном и творческом пути поэта; развенчать мнение о Фете как «второстепенном» поэте; развивать интерес учащихся к поэтическому творчеству Фета; помочь проникнуть в лабораторию поэта.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь знания о жизни и творчестве А. А. Фета как замечательного русского поэта; владеть навыками анализа поэтического произведения; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; уметь «видеть» в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении; формулировать собственное отношение к произведениям А. А. Фета, к фактам биографии поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: строить устный ответ с цитированием; владеть навыками выразительного чтения;
эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведений литературы; определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведениях.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (сообщения, анализ стихотворений, выразительное чтение), групповая (инсценирование).
Интернет-ресурсы:
1. Сокина, Л. А. Как создать современную школьную газету / Л. А. Сокина. – Режим доступа : http://old.erono.ru/nomer4/Met_prak/sozd_gazety.html
2. Творчество Афанасия Фета в оценке русской критики. – Режим доступа : http://a-fet.ru/referats/tvorchestvo-v-kritike.html
Оборудование: портрет А. А. Фета, плакат: «Кто он, “второстепенный” поэт или “русский волшебник стиха”?», плакат – эпиграф к уроку: «...Проникнуть в тайну творчества...» (А. А. Фет).
Основные понятия и термины: художественный метод поэта.
Сценарий урока
...Проникнуть в тайну творчества...
А. А. Фет
I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
Краткий рассказ о биографии Ф. И. Тютчева.
– Оцените этот устный ответ одноклассника.
– Какими интересными фактами из биографии Ф. И. Тютчева можете дополнить ответ?
Устный анализ стихотворения Тютчева. Заслушиваются ответы 2-х учащихся.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева. Устное рецензирование выразительного чтения 2–3 одноклассников.
II. Изучение нового материала.
Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи по данной теме.
Учитель читает наизусть стихотворение А. Фета.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли,
Стоит на ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
– Звонко, полнозвучно льются восторженные гимны А. А. Фета, посвященные природе, – лесу, саду, высоким звездам, ароматным цветам. Вполголоса, почти шепотом мы читаем нежные фетовские признания в любви. В области поэзии Фет был новатором, он по-своему раскрепощал слово. Не все умели своевременно и правильно это оценить.
В воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
– Прочитав эти две строчки из стихотворения «Еще майская ночь», Л. Н. Толстой писал: «Откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?».
Чуткий слух большого художника помог Толстому удивительно метко определить смелость Фета в обращении со словом, которая была не понята современниками и которая проложила его стихам дорогу в будущее.
Сегодня мы проводим урок в форме «живой газеты» и перед нами стоит непростая задача – ответить на вопрос: кто он, «второстепенный» поэт или «русский волшебник слова»?
Вывешивается плакат с темой урока в форме вопроса.
– Свою «живую газету» мы назвали «Школьный вестник». По форме она вполне обычная, четырехполосная. По содержанию... Пока сказать нечего, ничего не озвучено, но, думается, что газета будет интересной и содержательной. Редакционный коллектив – весь класс. Роль редактора возьму на себя.
Вкратце напомним основные рубрики нашей «живой газеты»: «Страницы биографии», «Особое мнение», «В мире поэзии», «Размышления на тему...», «Читательская почта», «Фоторепортаж», «А вы не знали?».
1. Рубрика «Страницы биографии». Сообщение ученика «Дорога в будущее» (биография Афанасия Афанасьевича Фета).
2. Рубрика «Особое мнение». Сценка «Голоса критики». (См. Ресурсный материал.)
3. Рубрика «В мире поэзии». Выразительное чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
– Как вы поняли настроение лирического героя стихотворения?
Обращение к учебнику: ответы на вопросы, с. 203–204; выполнение творческого задания, с. 204.
– Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу одновременно? Если да, то когда это было? Почему?
– Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой?
4. Рубрика «Размышления на тему...». Самостоятельное чтение статьи о стихотворении «Еще майская ночь» (с. 204–205).
– Ответьте на вопрос: что такое художественное творчество?
– Сам А. А. Фет в работе «Два письма» на этот вопрос ответил так: «Художественное творчество есть самая изумительная, самая непостижимая тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества... в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворилось в совершенно чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не остывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! Ответа нет. Тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной».
5. Рубрика «В мире поэзии». Выразительное чтение стихотворения «Еще майская ночь».
Устное словесное рисование.
– В чем вы видите «тайну творчества» поэта?
– Что можете сказать о художественном методе Фета?
В тетрадь записывается определение художественного метода.
– Удалось ли вам сегодня «проникнуть в тайну творчества», заглянуть в лабораторию поэта?
6. Рубрика «Читательская почта». Заметка на тему «Родоначальник русского импрессионизма в поэзии». (См. Ресурсный материал.)
7. Рубрика «Фоторепортаж». Презентация фотографий на тему природы.
8. Рубрика «А вы не знали?». «Неожиданно, но интересно!» (См. Ресурсный материал.)
III. Практическая деятельность.
Устный анализ стихотворения А. Фета (по выбору учащихся).
Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике А. А. Фета».
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какими материалами для вас была интересна «живая газета»?
– Какие рубрики вам показались неинтересными, почему?
– Что вы пожелаете редактору «живой газеты» на будущее?
Домашнее задание.
1. Закончить практическую работу по подбору цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике А. Фета».
2. Написать отзыв об уроке на листочках в форме облака (раздает учитель).
3. Выучить наизусть 1–2 стихотворения А. Фета.
4. Начать подготовку проекта «Хотим прекрасное в полете удержать...» (о творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета).
Ресурсный материал
Сценка «Голоса критики» (сон Фета)
Действующие лица
Ведущий.
Белинский.
Некрасов.
Добролюбов.
Салтыков-Щедрин.
Писарев.
Зайцев.
Чернышевский.
Бальмонт.
Блок.
Чтец.
Ведуший. Творчество А. А. Фета – одна из вершин русской классической поэзии. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций. Сначала появление лирических откровений Фета сопровождалось положительными откликами.
Появляется группа «критиков» и «писателей».
Белинский. Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет.
Некрасов. Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит господин Фет.
Ведущий. Но позже, когда накануне крестьянской реформы 1861 года и после нее обострились социальные отношения и на страницах журнала «Современник» развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Появилось много недоброжелателей.
Добролюбов. Господин Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и, однако ж, отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе. Поэта, которого хвалили когда-то, давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнят десяток его стихов.
Ведущий. Собрание сочинений Фета, появившееся в 1863 году, было встречено градом насмешек и оскорблений.
Салтыков-Щедрин. В семье второстепенных русских поэтов господину Фету, бесспорно, одно из видных мест.
Писарев (прямолинейно, иронично). Не трудно предсказывать, что книгопродавцы за отсутствием спроса на стихи Фета со временем их продадут пудами для склеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы.
Зайцев (потешался). Он в стихах придерживается «гусиного миросозерцания»; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи.
Чернышевский. Он пишет пустяки.
Вся группа с возгласами покидает сцену.
Ведущий. Отношение к творчеству Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов-символистов К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока, где подчеркивались достоинства произведений Фета.
На сцену выходят «писатели».
Бальмонт. Афанасий Фет – это волшебник стиха.
Блок. Заглавие книжки «За гранью прошлых лет» заимствовано мною из стихов Фета, которые некогда были для меня «путеводной звездой». Фета вижу среди «великих учителей», которые пролили свет на бездну века, «вещих поэтов».
Ведущий. Итак, мы видим, что оценка творчества Фета была заведомо искаженной и долгое время не давала читателю почувствовать всю красоту его произведений. К счастью, отношение к поэзии А. А. Фета изменилось, и мы с вами можем почувствовать, насколько глубоки философские обобщения и сколь эстетически прекрасны стихи Фета.
Это поэт не «второстепенный», а поэт, которого с полным правом можно поставить в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Есениным, Блоком.
Чтец.
О, фетовский, душе знакомый стих,
Как он звучит ласкательно и звучно!
Сроднился он с движеньем дум моих.
Ряд образов поэта неразлучно
Живет с мечтой, и я лелею их
В тревогах жизни, бледной и докучной;
И мило мне их нынче воскресить,
Вплетая в ткань мою чужую нить.
Лишь повторю ряд этих слов – мгновенно
Прошедшее пред памятью встает.
Всегда былое сердцу драгоценно,
И стих любимый связан неизменно
С былыми днями счастья и забот.
В. Я. Брюсов
Заметка
«Родоначальник русского импрессионизма в поэзии»
Стиль Фета не зря назвали импрессионизмом в поэзии.
Что в лирике Фета позволяет назвать его стиль импрессионистическим видением мира?
Стремления передать впечатление от мимолетных видений, явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости, зафиксировать нюансы чувств;
тождество состояния человека, его внутреннего мира и природы;
поиск новых способов поэтической выразительности.
Поэзия Фета близка к импрессионизму в живописи (например, картины И. Грабаря).
А в 1874 году на художественной выставке в Париже была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Художник не воспроизводил действительность, не подражал природе, а передавал свое личное впечатление. С точки зрения академической живописи, техника этой картины груба и неряшлива, фигуры едва намечены. Но для Моне самое главное – игра цвета: он поглощен сиянием и переливанием синей воды и яркого восхода и свой восторг стремится донести до зрителя. Работа получила резко отрицательные отзывы, но своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению в искусстве (в первую очередь, живописи) – импрессионизму (картины Ренуара, Моне, Дега, Сезана).
И Фет писал о красоте, разлитой вокруг нас. Он считал, что поэтическая действительность слагается из 2-х элементов: объективного – мира внешнего; субъективного – некоего «шестого» чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Это стремление передать «шестое» чувство человека, оттенки настроения формирует творческий «почерк» А. Фета, благодаря чему поэта назовут родоначальником русского импрессионизма в поэзии. Все это нисколько не умаляет значимость поэзии Фета, а, напротив, делает ее еще более выразительной и притягательной.
Неожиданно, но интересно!
Первая книга А. Фета «Лирический пантеон» вышла в свет в 1840 году, а в последний период его жизни – сборник стихов Фета «Вечерние огни» в четырех выпусках: в 1883, 1885, 1889, 1891 годах.
К. Бальмонт: «Фет – мой крестный отец в поэзии».
Фет писал свои стихи без помарок, без черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы.
Когда Фету было тесно в рамках поэзии, тогда он обращался за помощью к звуку, музыке. Поэт считал, что слово не может передать глубину чувств человека, и когда слово «немеет», тогда приходит музыка.
Творчество А. Фета оказало огромное влияние на таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Н. Рубцов, Н. Рыленков, К. Ваншенкин и др.
Валерий Брюсов в 1895 году писал, что Фет произвел на него такое сильное впечатление, что он смотрел на Фета, как на божество, знал наизусть обе части стихотворений издания 63 года.
Любителям путешествовать по литературным местам России сообщаем адрес, где находится мемориальный музей А. А. Фета: с. Воробьевка Золотухинского района Курской области.
Фет и музыка
П. И. Чайковский писал: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом».
«К чему искать сюжеты для стихов; сюжеты на каждом шагу, – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты», – говорил Фет Полонскому.
А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать «так называемого содержания», что в них «тон» и «музыка» важнее, чем мысль, важнее – чувство.
«Скорбь никак не могла вдохновить нас, – писал Фет. – Напротив... жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя б на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».