ГБОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат», город Краснотурьинск, Свердловская область.
Аннотация
урока по адаптивной физической культуре, раздел: «Игровые виды спорта. Баскетбол» в 5 классе. Тема урока: «Путешествие в Екатеринбург».
Упражнения с баскетбольными мячами. Правила по Т.Б. Проводит учитель физической культуры высшей квалификационной категории Г.И. Морозова. Данный урок разработан на основании рабочей программы по физической культуре для 5 класса, составлен согласно комплексной программе под редакцией В.В. Воронковой и АООП для обучающихся с нарушением интеллекта (умственная отсталость). Конспект является звеном цепи уроков по разделу игровая деятельность «Баскетбол», и направлен на обучение техники «баскетбола», раскрывает элементы самой игры и ее правил, а так же использование баскетбольного мяча в ОРУ.
Актуальность.
Баскетбол- один из методов воздействия на всесторонне физическое развитие обучающихся. Для него характерны развитие глазомера, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. Эти качества помогают успешно осваивать другие разделы школьной программы: легкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку. Достижение хороших показателей и результатов на уроках мотивируют обучающихся к активному и успешному участию в соревнованиях по всем видам спорта. Для того, чтобы уроки физкультуры в полной мере, развивали личность и дети добивались высоких результатов в своей работе использую разнообразные образовательные технологии, которые положительно влияют на обученность и результативность обучаемых.
Цель урока: Способствовать формированию основных двигательных навыков: ходьбе, бегу, прыжкам, через приемы игры в баскетбол.
Задачи урока:
Образовательная: Напоминание правил Т.Б. при игре в баскетбол. Продолжить обучение передаче, ловле и ведения баскетбольного мяча на месте, совершенствуя основные двигательные навыки, используя при этом разнообразные игровые ситуации.
Развивающая: Способствовать формированию двигательной активности.
Оздоровительная: Повышать функциональные возможности организма, формируя правильную осанку, укрепить мышцы рук, ног и свода стопы.
Коррекционно-развивающая:
корригировать увеличение объема внимания путем выполнения многоступенчатых упражнений;
коррекция и развитие связной устной речи путем пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая через выполнение задач поставленных учителем;
коррекция и развитие зрительных восприятий путем выполнения упражнений с мячом;
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, соразмерности движений при выполнении упражнений с мячом;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, навыков самоконтроля, выдержки, умение выражать свои чувства и эмоции при выполнении упражнений;
Воспитательная: воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; формирование познавательного интереса к предмету, воспитывая трудолюбие, активную жизненную позицию.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие мотивов учебной деятельности, способности управлять своими эмоциями;
Умение обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания на самостоятельных занятиях физической культурой;
Развития личной ответственности.
Предметные:
Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
Овладение навыками баскетбола;
Умение проявлять физические способности (быстроту, ловкость, координацию, выносливость);
Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.
Технология обучения используемая на уроке:
технология личностно-ориентированного обучения (максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей),
технология группового обучения (распределение ролей в очередности выполнения),
здоровьесберегающие технологии (оздоровление и профилактика болезней)
игровая (пробуждение интереса к занятиям, через игру),
технология дифференцированного физкультурного образования (обеспечение дифференцированного и инд. подхода с учетом состояния здоровья),
технология уровневой дифференциации (обеспечение успешного усвоения учебного материала каждым),
ИКТ
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстрированный, рассказ, работа с мячами, наблюдение, решение поставленных задач.
Форма организации поставленной деятельности: фронтальная, групповая, парная, поточная, интервально-повторная, игровая, индивидуальная.
Связь с другими предметами: математика, развитие речи, география.
Место проведения: спортивный зал.
Тип урока: Образовательно-обучающийся.
Инвентарь: Секундомер, баскетбольные мячи, обручи, арки, доска, указатели с надписями станций, козел, маты,
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения:
Дата проведения:
Ресурсы:
- компьютер
- интерактивный тест по ЗОЖ
- Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.; под ред. М.Я. Виленского. 3-е издание – М.: Просвещение, 2014.-239с.;
Проблемная ситуация: 1. Сравнить какую передачу легче выполнить: от груди, из - за головы или одной рукой от плеча? 2. Что такое колона и шеренга, в чем отличие? 3. Как называется областной город? Какие города Свердловской области вы знаете?
Структура урока:
Вводная часть:
- организация подготовки обучающихся к уроку;
- постановка цели урока и обеспечение её восприятия обучающимися;
- психофизиологическая подготовка обучающихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся.
2. Основная часть:
- развитие двигательных качеств;
- воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
- контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
- коррекция учебно-воспитательных воздействий.
3. Заключительная часть:
- снижение физической нагрузки обучающихся;
- подведение итогов урока;
- организованное завершение урока.
Ход урока.
Частные задачи | Содержание урока | Дозирование нагрузки | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть (15 мин) | | | |
1.Организовать детей к уроку 2. Подготовить организм детей к работе в основной части урока , 3. Развивать чувство мяча, укреплять мышцы рук, ног, спины. | 1. Построение, приветствие. 2. Сообщение темы всего урока 3. I остановка: г. Серов «остановка Железнодорожная»: Сообщение задачи урока на данном этапе: Бег (средний, медленный, быстрый) 4.II остановка: г. Н.Ляля « остановка Здоровье» Построение в малый круг: - упр. на восстановление дыхания: насос, обнимашки, повороты головы в стороны; -упр-я для глаз с использованием пальца: далеко-близко, влево-вправо, вверх-вниз, круг, квадрат. - упр-я на координацию и внимание: 5. III остановка: г. Верхатурье « остановка Баскетбольная» Перестроение в 2 колоны с Б/мячами, дистанция вытянутой руки. ОРУ | 2 м 13 м | Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку. Учитель подводит детей к доске на которой нарисована карта (схематично) нашей области и спрашивает: -Как называется областной центр Свердловской области? (Екатеринбург). Затем сообщает, что сегодня мы все приглашены в город Екатеринбург на соревнования «Спортивных знатоков», но чтобы попасть туда мы должны преодолеть 400 км, это приблизительно как 20 раз сходить в город и обратно. - А какие города вы знаете, через которые нам нужно проехать? (Серов, Н. Ляля, Верхотурье, Тагил, Невьянск, Лесной). Ну что отправляемся в путь. Учитель обозначает цветным магнитом на карте - Город Серов знаменит тем, что стоит на пересечении всех транспортных дорог: автомобильных, железнодорожных, воздушных и водных .А еще его называют «Вратами Северного Урала» По периметру зала разложены пластмассовые кольца трёх цветов. Во время бега, если вы услышали название цвета, должны пробегать по кругу и наступать в кольца названного цвета (достаточно наступить одной ногой и бежать дальше). Не забывайте про Т.Б. при выполнении бега (дистанция между друг другом) На карте отмечает еще одну остановку цветным магнитом и показывает картину с изображением города на слайде. -Город Н.Ляля славен с1914года, там открылась первая на Урале фабрика по произволству бумаги, а намного позже дерево перерабатывающий завод. Стало быть люди использовали древесину и высаживали огромное кол-во деревьев. На полу лежат квадратные квадраты, учитель выбрав одного из детей касается рукой головы (ребенок выполняет шаг прямо, на пр. плече –ребенок делает шаг вправо и так дальше. - г. Верхатурье славен своими монастырями, которые являются культурным наследием Северного Урала. В обход по залу в колонну по одному шагом марш. Перестроение в колону по два через середину зала, спина прямая, становимся на расстоянии вытянутой руки: 1 упр- «Передача мяча из рук в руки» 2 упр- «Мяч по кругу» 3 упр- « Передача мяча межу ног и через голову стоящему» 4 упр- «броски в паре одной рукой» Достаточный уровень:. 5 упр- «броски и ловля одной рукой». |
Основная часть (22 мин) | | | |
| 6. IV Уральские горы Преодоление препятствий: - козла, матов на увеличение высоты, (выполняются перелезание любым удобным способом) - арок разных по высоте (прыжки разноименным и одноименным способом), - скамейки и ребристой доски (прыжки произвольные «змейкой») - горки (подлезание под препятствие «по-пластунски») 7. V остановка: г. Н.Тагил « остановка Игровая». Т.Б. напоминаем. Выполняются упражнения броски баскетбольного мяча в парах : Стойка баскетболиста: Ноги поставить в стойку ноги врозь и слегка согнуть в коленях. Распределить тяжесть тела равномерно на обе ноги, руки слегка согнуты, туловище немного наклонено. Тело как пружина Достаточный уровень. Т.Б. при выполнении бросков от груди, одновременно друг-другу, владея двумя мячами. | 4 мин 7 мин. 3 м 3 м 3 м 1 м 4 круга 1 м | -Ребята на пути у нас протянулись Уральские горы, которые протянулись с юга на север и заканчиваются там где начинается Северный Ледовитый океан. С 1….года в этих горах проводятся знаменитый марафон «Канжак». Вот и нам нужно образно преодолеть Уральские горы, чтобы очутиться с другой стороны и продолжить свой путь. А автомобильную дорогу пробивали в самих горах взрывая и вывозя камни. Обратите внимания на Т.Б. -удерживайте дистанцию, чтобы не было столкновений, -соскоки и приземление должно быть мягким, Выполняется показ одним из учеников. - г. Н. Тагил славен тем, что на военном заводе выпускают самые настоящие танки. И Уральский танковый завод за заслуги в создании танков в годы ВОВ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А недавно городу присвоено звание Трудовой доблести. - Ребята, перестраиваемся в колону по два, через средину зала, берем мячи баскетбольные для выполнения упражнений на совершенствование техники бросков. Не забываем что пальцы в перед не выставляем по Т.Б. Становимся на расстоянии 4 метров друг на против друга и выполняем ряд бросков по команде. - Напомните правила игры в баскетбол: 1. Покажите стойку баскетболиста. 2. До куда должен доходить мяч при введении мяча? 3. Как выполняется бросок от плеча? Следить за точностью передачи. Мяч летит за среднюю линию. Одна нога впереди, другая чуть назад, колени согнуты. Мяч у груди, пальцы широко расставлены. Потянуться за мячом. Стоя лицом к партнеру, руки с мячом за головой, постараться бросить мяч через себя вперед, для этого надо наклониться вперед и быстро бросить мяч, как катапульта. Основные требования при броске: 1) выполняй бросок быстро; 2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу; 3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину; 4) выпускай мяч через указательный палец; 5) сопровождай бросок рукой и кистью; 6) постоянно удерживай взгляд на цели; 7) полностью сосредотачивайся на бросок; 8) следи за мягкостью и непринужденностью броска; 9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно. Выполняется: бросок снизу одной рукой, другой сверху от плеча. Убираем мячи. И смотрим на горизонте появился город Лесной, но мы не будем делать здесь остановку, так как город закрыт и туда можно попасть только по особым документам. А знаете почему? А потому что там находится АС. И по этому мы медленным бегом удаляемся от этого города и переходя на средний бег стремительно приближаемся к конечному пункту нашего путешествия г. Екатеринбургу. |
Заключительная часть (8 мин.) | | | |
1. Содействовать более быстрому восстановлению функционального состояния организма учащихся. 2. Производят мозговой штурм 3.Организованное завершение урока. | 1. Построение. 2. Выполнение упражнений на восстановлении дыхания и на расслабление. 3. Выполняют интерактивный тест: «Здоровым быть здорово» 4. Подводят итоги урока. 5. Производится выход из зала. | 1 м 5 мин 2 м | Выполняются дыхательные упр-я (Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания, на медленном и плавном выполнении упражнений на расслабление мышц). Проводится всеми обучающими выполнение интерактивного теста по ЗОЖ. - Путешествия по каким городам у нас сегодня было? - Какие задания мы выполняли? - Как вы думаете что самое главное мы сделали на сегодняшнем уроке? Всем спасибо и до сведения. |