СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке "Аграрная реформа Петра Столыпина" выяснить пути решения крестьянского вопроса в России, предложенные П.А. Столыпиным

Просмотр содержимого документа
«Урок "Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина"»

Тема урока: «Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина»

Проблема: Можно ли утверждать, что аграрная политика П.А. Столыпина определенная трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?



Причины аграрного кризиса в начале XX в.

-Рост аграрного перенаселения в европейской части России (20 млн. чел. «лишних»)

-Усиление малоземелья

-Обнищание в результате дробления крестьянских хозяйств

-Чересполосица

-Община сдерживает процесс развития капитализма в деревне

-Сохранение выкупных платежей

Проекты решения аграрного вопроса политическими партиями (листы с заданием – самопроверка на слайде презентации)

Цель урока (формулируют учащиеся): выяснить пути решения крестьянского вопроса в России, предложенные П.А. Столыпиным.

Этап 2. Ориентационный (введение в тему).

Цель этапа: составление плана по достижении цели урока.

Продолжительность: 3 минуты

Форма работы: фронтальная

Содержание:

План работы:

1. Определить цель реформы,

2.Какие задачи преследовал П.А. Столыпин, проводя аграрные преобразования

3. Основные мероприятия реформы

4. Итоги реформы

5. Оценка эффективности аграрной политики П.А. Столыпина

Этап 3. Содержательно-операционный.

Цель этапа: Восприятие, запоминание и анализ учащимися основного учебного

материала.

Продолжительность: 25 минут

Форма работы: фронтальная, работа в парах

Содержание:

1. Задачи аграрной реформы (работа с документом, систематизация в таблицу)

2. Основные положения реформы (работа со схемой, выведение определений понятий)

3. Переселенческая политика (работа с картой, диаграммами)

Задания:

1.

А) На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные задачи

проведения аграрной реформы.

Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность,

не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять

горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как

бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в

них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная

ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»

Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в

богатеющем и крепком населении»

Б) Распределите задачи аграрной реформы по сферам жизнедеятельности общества в таблицу



А) Рассмотрите карту в атласе «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина» и проанализируйте проведение переселенческой политики. Сделайте выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы



Б) Проанализируйте информацию и сделайте выводы о реализации реформы (Приложение №3)



Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный).

Цель: Самоконтроль, оценка степени достижения поставленной цели, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности, контроль достижения учащимися планируемых предметных результатов по оцениванию степени реализации агарной реформы П.А. Столыпина

Продолжительность: 8 минут Содержание:

Решение проблемы: Можно ли утверждать, что аграрная политика П. А. Столыпина определённая трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?

1. Обсуждение итогов аграрной реформы в соответствии с задачами с заполнением таблицы.

Вывод: главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. А это значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию до своего разрешения.

2. Выполнение задания по оценке результатов аграрной реформы Лист заданий для учеников (Приложение №4)

Критерии оценки

«5» - 11 правильных ответов

«4» - 9-10 правильных ответов

«3» - 6-8 правильных ответов

«2» - 5-1 правильных ответов

Определите положительные и отрицательные результаты аграрной реформы П.А. Столыпина

1

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств)


2

Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в

основном зажиточные и беднейшие


3

Развивались кооперативные формы хозяйствования


4

Возросло имущественное расслоение крестьян


5

Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый

сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений)


6

Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам

(поджоги, потравы)




Домашнее задание



§5, вопросы устно; одно задание письменно на выбор

  1. Ответ на вопрос: В чём причины неудач аграрной политики П.А. Столыпина?

  2. Написать эссе «П.А. Столыпин – реформатор»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!