Тема урока: «Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина»
Проблема: Можно ли утверждать, что аграрная политика П.А. Столыпина определенная трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?
Причины аграрного кризиса в начале XX в.
-Рост аграрного перенаселения в европейской части России (20 млн. чел. «лишних»)
-Усиление малоземелья
-Обнищание в результате дробления крестьянских хозяйств
-Чересполосица
-Община сдерживает процесс развития капитализма в деревне
-Сохранение выкупных платежей
Проекты решения аграрного вопроса политическими партиями (листы с заданием – самопроверка на слайде презентации)
Цель урока (формулируют учащиеся): выяснить пути решения крестьянского вопроса в России, предложенные П.А. Столыпиным.
Этап 2. Ориентационный (введение в тему).
Цель этапа: составление плана по достижении цели урока.
Продолжительность: 3 минуты
Форма работы: фронтальная
Содержание:
План работы:
1. Определить цель реформы,
2.Какие задачи преследовал П.А. Столыпин, проводя аграрные преобразования
3. Основные мероприятия реформы
4. Итоги реформы
5. Оценка эффективности аграрной политики П.А. Столыпина
Этап 3. Содержательно-операционный.
Цель этапа: Восприятие, запоминание и анализ учащимися основного учебного
материала.
Продолжительность: 25 минут
Форма работы: фронтальная, работа в парах
Содержание:
1. Задачи аграрной реформы (работа с документом, систематизация в таблицу)
2. Основные положения реформы (работа со схемой, выведение определений понятий)
3. Переселенческая политика (работа с картой, диаграммами)
Задания:
1.
А) На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные задачи
проведения аграрной реформы.
Документ 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность,
не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять
горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
Документ 2
«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как
бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в
них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная
ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»
Документ 3
«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в
богатеющем и крепком населении»
Б) Распределите задачи аграрной реформы по сферам жизнедеятельности общества в таблицу
А) Рассмотрите карту в атласе «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина» и проанализируйте проведение переселенческой политики. Сделайте выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы
Б) Проанализируйте информацию и сделайте выводы о реализации реформы (Приложение №3)
Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный).
Цель: Самоконтроль, оценка степени достижения поставленной цели, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности, контроль достижения учащимися планируемых предметных результатов по оцениванию степени реализации агарной реформы П.А. Столыпина
Продолжительность: 8 минут Содержание:
Решение проблемы: Можно ли утверждать, что аграрная политика П. А. Столыпина определённая трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?
1. Обсуждение итогов аграрной реформы в соответствии с задачами с заполнением таблицы.
Вывод: главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. А это значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию до своего разрешения.
2. Выполнение задания по оценке результатов аграрной реформы Лист заданий для учеников (Приложение №4)
Критерии оценки
«5» - 11 правильных ответов
«4» - 9-10 правильных ответов
«3» - 6-8 правильных ответов
«2» - 5-1 правильных ответов
Определите положительные и отрицательные результаты аграрной реформы П.А. Столыпина
1 | Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств) | |
2 | Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие | |
3 | Развивались кооперативные формы хозяйствования | |
4 | Возросло имущественное расслоение крестьян | |
5 | Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений) | |
6 | Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы) | |
Домашнее задание
§5, вопросы устно; одно задание письменно на выбор
Ответ на вопрос: В чём причины неудач аграрной политики П.А. Столыпина?
Написать эссе «П.А. Столыпин – реформатор»