СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Активная лекция.Лекция вдвоем."Лесные ресурсы мира."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные лекции это такие уроки,которые позволяют нетолько преподавателю излагать большой объем информации,но и учащимся принимать в ней непосредственное участие.

Просмотр содержимого документа
«Урок Активная лекция.Лекция вдвоем."Лесные ресурсы мира."»









Методическая разработка урока на тему

«Лесные ресурсы мира.»













Разработала учитель географии Разгулина Ю.А.

МАОУ «Школа 161»














2017.

Тема урока «Лесные ресурсы мира».

Цель: Сформировать представление о географии лесных ресурсов мира, а также выявить основные проблемы, связанные с их использованием.

Задачи:

1.Сформировать представление о лесных ресурсах мира и проблемах, связанных с их использованием

2.Сформулировать основное значение лесных ресурсов для человека.

3.Проследить географическое распределение лесных ресурсов в Мире.

4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе

5. Развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.


Оборудование: презентация, политическая карта мира, карта лесных ресурсов Мира, атласы, видеофильм и доп. литература.

Тип урока-Лекция-конференция.

Новые образовательные технологии- Лекция-конференция.

Ожидаемый результат-Сформированное представление об использовании лесных ресурсов и проблемы их охраны.


Ход урока.

  1. Организационный момент

  • Приветствие

  • Настрой на работу

  1. Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала.

Слайд 2. Вспоминаем термины

  • Водные ресурсы – пригодные для употребления пресные воды, содержащиеся в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.

  • Водоемкость – удельные объемы водопотребления разных потребителей(зависит от характера, условий и режима водопользования, применяемых технологий и оборудования)

  • Водопотребление – использование воды на нужды населения, промышленности и с/х с изъятием её из водных объектов

  • Оборотное водоснабжение- процесс повторного использования водных ресурсов

  • Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.

  • Водообеспеченность – удельное значение естественного среднегодового стока на единицу площади или в расчете на одного человека.

Опрос по д/з

  • Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод.(Неравномерно. Ю.Америка – Бразилия; Европа – Россия; Азия – Китай, Мьянма; С.Америка – Канада, США; Африка – ДР Конго; Австралия. Однако если анализировать обеспеченность стран водными ресурсами на душу населения, то наиболее обеспечены – Суринам, ДР Конго, Папуа – Новая Гвинея, Канада и др., наименее обеспечены – Египет, Бурунди, Алжир, Саудовская Аравия)

  • Какие отрасли мирового хозяйства являются основными водопотребителями.( 70% - с/х, 20% - промышленность, 10% - коммунальное хозяйство. Россия – 17-56-21)

  • Охарактеризуйте гидроэнергоресурсы мира. (Лидеры- Китай, Россия, США, Бразилия – созданы мощнейшие гидроузлы: плотины, водохранилища и ГЭС. Наиболее освоен гидропотенциал в Зарубежной Европе -70%, С.Америке -38%. В России гидропотенциал азиатской части – 85%, европейской – 15%.

  • Вам на дом была задана задача.Представьте, что вся вода в гидросфере условно поместилась в 100-литровой бочке. Используя данные рисунка 9 в учебнике, рассчитайте совокупную долю легкодоступной пресной воды на Земле (пресноводные озера, реки, водохранилища) и объем емкости, в которую можно поместить это количество воды (5-литровый бидон, 3-литровая банка, кружка, чайная ложка -7,6 мл, капля). Это очень мало. Поэтому, многие страны испытывают дефицит водных ресурсов. Перечислите основные способы преодоления дефицита пресной воды.


  1. Изучение нового материала.

  • Актуализация! (Просмотр видеоролика «Лес – наше богатство»)

Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверное, уже догадались, о каких ресурсах сегодня пойдет речь.

  • (Слайд 3)Сообщение темы урока «Лесные ресурсы»

  • Формулировка цели урока (учащиеся) - (какова география лесных ресурсов мира, какие проблемы связаны с данными ресурсами и есть ли способы их решить).


Учитель-Сегодня изучение нового материала будет представлено в необычном виде. Нас ждет лекция, но не простая, а лекция-вдвоем. Первую половину темы будет представлять один из учащихся, а вторую другой, а я лишь буду помогать. Ваша задача записывать главное и готовить нам дополнительные вопросы. Мы начинаем.

Учащиеся демонстрируют презентацию.

Вопрос классу- Каково значение леса?

Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд... Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения. Это - исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Л. ЛЕОНОВ

Стоит зеленому листу прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступлении зимы, но только погибнет безвозвратно. С. КОСТЫЧЕВ

Как вы думаете о чем эти цитаты ???Поразмышляйте.

Выводы о значении леса.(слайд 2 и 3 )

  • Источник О2 (1/2 кислорода, поступающего в атмосферу)

  • Переработка СО2 – 30-50 млрд.т, это в 2 раза больше чем его поступает от сжигания топлива и других источников)

  • Сохранение почв от деградации, поддерживает постоянный уровень грунтовых вод, сохраняет реки .

  • Конструкционный материал (строительный)

  • Источник энергии (топливо)

  • Сырье для промышленности (ЦБК)

  • Краса Земли

Все верно. И сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения - ресурсов. Что же такое – лесные ресурсы?

Лесные ресурсы – это запасы древесины на корню (в лесах) возобновимые и при правильном ведении лесного хозяйства неисчерпаемые ресурсы. (слайд 4)

Запасы и размещение лесных ресурсов

30% суши – леса. Они отличаются по породному составу, запасам древесины, возрасту, техническим качествам и др.признакам.

Sобщ (лесов мира) = 5,1 млрд.га – это площадь древесной растительности без учета экономической ценности.

С точки зрения экономики лесные ресурсы характеризуются – запасами древесины, продуктивностью лесов, составом древесных пород. Как вы думаете зачем учитывать эти параметры?(Слайд 5)


2 лесных пояса



Северный

Леса умеренных широт,

67% хвойных пород,

33 % лиственных,

небольшой видовой состав,

медленный прирост

Россия, Канада, США,

Финляндия, Швеция

Южный

Тропики + экватор

На 1 га – более 100 видов(большое разнообразие)

Большой прирост

Центральная и Южная Америка

Экваториальная Африка

Ю и Ю-В Азия


Из всего выше сказанного задание классу - Используя политическую карту мира выпишите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов с последующим нанесением на контурную карту.(слайд 6)

(Слайд 7) Оценку лесных ресурсов производят по параметрам:

  • Лесистость-это отношение покрытой лесом площади к площади страны.

  • Запасом древесины-это количество древесина на 1 га лесонасаждений.

  • Площадь леса-процент от всех земель страны.

  • Лесной фонд-природно-хозяйственный объект федеральной собственности.


( Слайд 8 ) К Крупнейшим странам мира по площади лесов относятся- Россия, Бразилия, Канада, США, Китай. Показать на карте(указав столицу)



( Слайд 9) Задание: Используя карту (атлас) определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами

Гвиана(144)

Суринам(36)

Габон (36)

Конго (20)

Папуа Новая Гвинея (15)

Канада (14)

Афганистан (0,03)

Великобритания (0,03)

Сомали (0,06)

ФРГ (0,06)

Ливия (0,07)


Видеоролик: «Мир в цифрах. Лесные ресурсы»


(Слайд 9) Как же использует человек древесину?

Лесопользование –это использование участков лесного фонда.

Общий объем заготовок древесины в мире - 4 млрд м3/год:

1)50% - используется в качестве топлива ( большая часть приходится на государства тропической Азии, Латинской Америки и Африки - развивающиеся страны)

2)Развитые страны – в основном являются импортерами деловой древесины (строевого леса): Япония -свой лес не расходует, а импортирует из ЮВ Азии, в Великобритании – лесистость возросла на 20%, но древесину импортирует.

3)Расширились масштабы переработки древесины(фанера, бумага, целлюлоза и т.д): развитые страны – из 1000 м3 древесины получают 200т бумаги и картона, в Африке – 13 т, в России – 40 т.


Учитель-Всегда ли человек бережно и рационально относится к лесным ресурсам, основному богатству страны? Давайте сформулируем основные проблемы, с которыми сталкивается человек при использовании лесных ресурсов?

Хотелось бы вторую часть лекции начать со слов Ф. ШАТОБРИАНА


«Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец».

Какой смысл заложен в этих высказываниях? (Леса в опасности, а вместе с ними и все живое на планете Земля)

Следующий ученик выходит с докладом.

Главная причина сокращения площади лесов – хозяйственная деятельность человека.

Ежегодно площадь лесов сокращается на 25 млн.га

  • Исчезновение постоянно влажных тропических лесов с целью наживы и обогащения

  • Деградация от загрязнения воздушной среды и почв лесных массивов многих стран.

  • Такое явление как «Черные лесорубы» принимает катастрофический характер.

  • Выжигание лесных массивов ради ведения сельского хозяйства.

Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству:

«…Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу - организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!...»

В. БИАНКИ


Рациональное лесопользование – условие сохранения лесов планеты. Как вы думаете, что для этого необходимо? Поразмышляйте.

Необходимо:

  • Чтобы ежегодный прирост древостоя превышал лесозаготовку

  • Нужна глубокая, тщательная переработка древесины (безотходное производство)

  • Сократить долю дров в топливном балансе

  • Проведение лесовосстановительных работ

Учитель –К вышесказанному хочу предложить вам видеофильм про нашу Россию-матушку, про отношение к нашим лесным богатствам. И хочу услышать ваше мнение по этому поводу.

Просмотр Видеофильма. «Продаю лес на корню»

Основная Проблема человека при использовании лесных ресурсов-это сохранение и восстановление лесных богатств той или иной страны.


  1. Закрепление изученного материала.

Обобщение и подведение итогов.

  • Леса располагаются по территории суши………..(неравномерно)

  • Можно выделить ……..лесных пояса:………..и………….(2, северный и южный)

  • Северный пояс это леса………………(умеренных широт)

  • Самые большие площади леса имеют страны……………………..(Россия, Бразилия, Канада, США, Китай)

  • Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране …(Габон)-….лесного пояса (южного)

  • Леса находятся в опасности из-за……………….(хоз-ной деят-ти человека)

А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича Чехова “Дядя Ваня”

«… когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.» Берегите природу!

5.Домашнее задание. Записи в тетради и дополнительно параграф 7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!