Методическая разработка урока на тему
«Лесные ресурсы мира.»
Разработала учитель географии Разгулина Ю.А.
МАОУ «Школа 161»
2017.
Тема урока «Лесные ресурсы мира».
Цель: Сформировать представление о географии лесных ресурсов мира, а также выявить основные проблемы, связанные с их использованием.
Задачи:
1.Сформировать представление о лесных ресурсах мира и проблемах, связанных с их использованием
2.Сформулировать основное значение лесных ресурсов для человека.
3.Проследить географическое распределение лесных ресурсов в Мире.
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе
5. Развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.
Оборудование: презентация, политическая карта мира, карта лесных ресурсов Мира, атласы, видеофильм и доп. литература.
Тип урока-Лекция-конференция.
Новые образовательные технологии- Лекция-конференция.
Ожидаемый результат-Сформированное представление об использовании лесных ресурсов и проблемы их охраны.
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие
Настрой на работу
Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала.
Слайд 2. Вспоминаем термины
Водные ресурсы – пригодные для употребления пресные воды, содержащиеся в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.
Водоемкость – удельные объемы водопотребления разных потребителей(зависит от характера, условий и режима водопользования, применяемых технологий и оборудования)
Водопотребление – использование воды на нужды населения, промышленности и с/х с изъятием её из водных объектов
Оборотное водоснабжение- процесс повторного использования водных ресурсов
Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.
Водообеспеченность – удельное значение естественного среднегодового стока на единицу площади или в расчете на одного человека.
Опрос по д/з
Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод.(Неравномерно. Ю.Америка – Бразилия; Европа – Россия; Азия – Китай, Мьянма; С.Америка – Канада, США; Африка – ДР Конго; Австралия. Однако если анализировать обеспеченность стран водными ресурсами на душу населения, то наиболее обеспечены – Суринам, ДР Конго, Папуа – Новая Гвинея, Канада и др., наименее обеспечены – Египет, Бурунди, Алжир, Саудовская Аравия)
Какие отрасли мирового хозяйства являются основными водопотребителями.( 70% - с/х, 20% - промышленность, 10% - коммунальное хозяйство. Россия – 17-56-21)
Охарактеризуйте гидроэнергоресурсы мира. (Лидеры- Китай, Россия, США, Бразилия – созданы мощнейшие гидроузлы: плотины, водохранилища и ГЭС. Наиболее освоен гидропотенциал в Зарубежной Европе -70%, С.Америке -38%. В России гидропотенциал азиатской части – 85%, европейской – 15%.
Вам на дом была задана задача.Представьте, что вся вода в гидросфере условно поместилась в 100-литровой бочке. Используя данные рисунка 9 в учебнике, рассчитайте совокупную долю легкодоступной пресной воды на Земле (пресноводные озера, реки, водохранилища) и объем емкости, в которую можно поместить это количество воды (5-литровый бидон, 3-литровая банка, кружка, чайная ложка -7,6 мл, капля). Это очень мало. Поэтому, многие страны испытывают дефицит водных ресурсов. Перечислите основные способы преодоления дефицита пресной воды.
Изучение нового материала.
Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверное, уже догадались, о каких ресурсах сегодня пойдет речь.
(Слайд 3)Сообщение темы урока «Лесные ресурсы»
Формулировка цели урока (учащиеся) - (какова география лесных ресурсов мира, какие проблемы связаны с данными ресурсами и есть ли способы их решить).
Учитель-Сегодня изучение нового материала будет представлено в необычном виде. Нас ждет лекция, но не простая, а лекция-вдвоем. Первую половину темы будет представлять один из учащихся, а вторую другой, а я лишь буду помогать. Ваша задача записывать главное и готовить нам дополнительные вопросы. Мы начинаем.
Учащиеся демонстрируют презентацию.
Вопрос классу- Каково значение леса?
Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд... Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения. Это - исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Л. ЛЕОНОВ
Стоит зеленому листу прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступлении зимы, но только погибнет безвозвратно. С. КОСТЫЧЕВ
Как вы думаете о чем эти цитаты ???Поразмышляйте.
Выводы о значении леса.(слайд 2 и 3 )
Источник О2 (1/2 кислорода, поступающего в атмосферу)
Переработка СО2 – 30-50 млрд.т, это в 2 раза больше чем его поступает от сжигания топлива и других источников)
Сохранение почв от деградации, поддерживает постоянный уровень грунтовых вод, сохраняет реки .
Конструкционный материал (строительный)
Источник энергии (топливо)
Сырье для промышленности (ЦБК)
Краса Земли
Все верно. И сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения - ресурсов. Что же такое – лесные ресурсы?
Лесные ресурсы – это запасы древесины на корню (в лесах) возобновимые и при правильном ведении лесного хозяйства неисчерпаемые ресурсы. (слайд 4)
Запасы и размещение лесных ресурсов
30% суши – леса. Они отличаются по породному составу, запасам древесины, возрасту, техническим качествам и др.признакам.
Sобщ (лесов мира) = 5,1 млрд.га – это площадь древесной растительности без учета экономической ценности.
С точки зрения экономики лесные ресурсы характеризуются – запасами древесины, продуктивностью лесов, составом древесных пород. Как вы думаете зачем учитывать эти параметры?(Слайд 5)
2 лесных пояса
Северный
Леса умеренных широт,
67% хвойных пород,
33 % лиственных,
небольшой видовой состав,
медленный прирост
Россия, Канада, США,
Финляндия, Швеция
Южный
Тропики + экватор
На 1 га – более 100 видов(большое разнообразие)
Большой прирост
Центральная и Южная Америка
Экваториальная Африка
Ю и Ю-В Азия
Из всего выше сказанного задание классу - Используя политическую карту мира выпишите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов с последующим нанесением на контурную карту.(слайд 6)
(Слайд 7) Оценку лесных ресурсов производят по параметрам:
Лесистость-это отношение покрытой лесом площади к площади страны.
Запасом древесины-это количество древесина на 1 га лесонасаждений.
Площадь леса-процент от всех земель страны.
Лесной фонд-природно-хозяйственный объект федеральной собственности.
( Слайд 8 ) К Крупнейшим странам мира по площади лесов относятся- Россия, Бразилия, Канада, США, Китай. Показать на карте(указав столицу)
( Слайд 9) Задание: Используя карту (атлас) определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами
Гвиана(144)
Суринам(36)
Габон (36)
Конго (20)
Папуа Новая Гвинея (15)
Канада (14)
Афганистан (0,03)
Великобритания (0,03)
Сомали (0,06)
ФРГ (0,06)
Ливия (0,07)
Видеоролик: «Мир в цифрах. Лесные ресурсы»
(Слайд 9) Как же использует человек древесину?
Лесопользование –это использование участков лесного фонда.
Общий объем заготовок древесины в мире - 4 млрд м3/год:
1)50% - используется в качестве топлива ( большая часть приходится на государства тропической Азии, Латинской Америки и Африки - развивающиеся страны)
2)Развитые страны – в основном являются импортерами деловой древесины (строевого леса): Япония -свой лес не расходует, а импортирует из ЮВ Азии, в Великобритании – лесистость возросла на 20%, но древесину импортирует.
3)Расширились масштабы переработки древесины(фанера, бумага, целлюлоза и т.д): развитые страны – из 1000 м3 древесины получают 200т бумаги и картона, в Африке – 13 т, в России – 40 т.
Учитель-Всегда ли человек бережно и рационально относится к лесным ресурсам, основному богатству страны? Давайте сформулируем основные проблемы, с которыми сталкивается человек при использовании лесных ресурсов?
Хотелось бы вторую часть лекции начать со слов Ф. ШАТОБРИАНА
«Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец».
Какой смысл заложен в этих высказываниях? (Леса в опасности, а вместе с ними и все живое на планете Земля)
Следующий ученик выходит с докладом.
Главная причина сокращения площади лесов – хозяйственная деятельность человека.
Ежегодно площадь лесов сокращается на 25 млн.га
Исчезновение постоянно влажных тропических лесов с целью наживы и обогащения
Деградация от загрязнения воздушной среды и почв лесных массивов многих стран.
Такое явление как «Черные лесорубы» принимает катастрофический характер.
Выжигание лесных массивов ради ведения сельского хозяйства.
Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству:
«…Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу - организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!...»
В. БИАНКИ
Рациональное лесопользование – условие сохранения лесов планеты. Как вы думаете, что для этого необходимо? Поразмышляйте.
Необходимо:
Чтобы ежегодный прирост древостоя превышал лесозаготовку
Нужна глубокая, тщательная переработка древесины (безотходное производство)
Сократить долю дров в топливном балансе
Проведение лесовосстановительных работ
Учитель –К вышесказанному хочу предложить вам видеофильм про нашу Россию-матушку, про отношение к нашим лесным богатствам. И хочу услышать ваше мнение по этому поводу.
Просмотр Видеофильма. «Продаю лес на корню»
Основная Проблема человека при использовании лесных ресурсов-это сохранение и восстановление лесных богатств той или иной страны.
Закрепление изученного материала.
Обобщение и подведение итогов.
Леса располагаются по территории суши………..(неравномерно)
Можно выделить ……..лесных пояса:………..и………….(2, северный и южный)
Северный пояс это леса………………(умеренных широт)
Самые большие площади леса имеют страны……………………..(Россия, Бразилия, Канада, США, Китай)
Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране …(Габон)-….лесного пояса (южного)
Леса находятся в опасности из-за……………….(хоз-ной деят-ти человека)
А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича Чехова “Дядя Ваня”
«… когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.» Берегите природу!
5.Домашнее задание. Записи в тетради и дополнительно параграф 7.