СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок разработан с учётом стратегий смыслового чтения.
Технологическая карта урока литературы
«Тема милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» »
Тема урока | «Тема милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» |
Тип урока | урок актуализации знаний и умений |
Класс | 6 |
Дата урока | 04.04.2016 |
Образовательные ресурсы | Коровина В.Я. Литература 6 класс. Учебник. М., Просвещение, 2014; В.Я. Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы по литературе. М., Просвещение, 2014. Проектор, экран, презентация, ноутбук, карточки Интернет – ресурсы: http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/ http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola- http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php. |
План урока |
- нахождение информации в тексте; - интерпретация информации; - оценка информации
|
Цели урока
| организовать деятельность учащихся по актуализации знаний и умений. |
Формы и методы обучения | Работа фронтальная, в группах. Методы: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный. Использование стратегий смыслового чтения.
|
Основные термины и понятия | Милосердие, сострадание, жанр, композиция, образы, художественные средства выразительности. |
Планируемые результаты | БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Предметные УУД: - определяют черты жанра, - выделяют композиционные части рассказа, - определяют средства художественной выразительности, - дают характеристику образам.
Метапредметные: Познавательные: - соотносят понятия, - осуществляют поиск информации в тексте - анализируют информацию из текста, -высказывают свое мнение относительно восприятия текста, - оценивают содержание текста
Регулятивные: -самостоятельно определяют цель урока, -планируют деятельность для достижения цели, -оценивают свои результаты и результаты одноклассников, -осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. Коммуникативные: - умеют договариваться при работе в группе, -учитывают позицию партнера. Личностные: -осознают ценность учения, - осознают важность милосердного отношения к людям, - повышая уровень своего словарного запаса, развиваются в личностном и эмоциональном плане. ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ: Предметные: -развивают письменную речь. Познавательные: - составляют текст на заданную тему Личностные: сопоставляют свои взгляды на жизнь с позицией автора. |
Этап урока
| Деятельность Учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организационный этап. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок
| - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь, пожалуйста, мне, друг другу. Теперь я вижу ваш позитивный настрой на работу. Значит, у нас с вами всё получится.
| Личностные: положительно настроены на работу |
2. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Актуализация. Цель: актуализировать знания, создать положительную мотивацию для работы по теме урока.
|
Отвечают на вопросы, решают задачу, анализируют.
Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.
|
Ведет беседу, демонстрирует задачу, направляет ход мысли учеников.
Ведет беседу, подводит детей к нужному ответу.
| Вопрос учителя: - Что мы знаем о А.И. Куприне? Просмотр видеоролика о милосердии. - Какие чувства вызывает в нас поступок мальчика? Каждый ли поступил бы так на его месте? Вернулось ли к нему добро?
|
Познавательные: отвечают на вопросы
|
3.Постановка проблемного вопроса. Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: -организовать формулирование темы и этап целеполагания | Формулируют тему и цели урока. Оценивают деятельность. Формулируют проблемный вопрос | Помогает ученикам сформулировать тему и цель урока.
| - Ребята, как вы считаете: а нужно ли быть добрым? А зачем быть добрым, милосердным? А что такое милосердие? А в рассказе Куприна мы можем выделить тему милосердия? Какова будет тема нашего урока? А цель?
| Регулятивные: формулируют проблемный вопрос, тему и цель урока
|
4. Организация работы с использованием стратегий смыслового чтения. - нахождение информации в тексте; - интерпретация информации; - оценка информации
Цель: выявление умений, следуя которым можно достичь цели | Работаю с текстом в группе, применяя стратегии смыслового чтения. Оценивают умения в листах достижений. | Направляет ход мысли учеников, корректирует работу | -Давайте определим, над какими умениями нам нужно поработать, чтобы достигнуть нашу цель? (Ученики получают листы достижений. Одна строка в листе достижений свободна. Обучающиеся вписывают сюда умение, над которым будут работать, но в списке оно не сформулировано) Задания № 1: (выполняется в парах): работа на нахождение информации в тексте. Задание № 2: ( в группах): работа с жанром, композицией, художественными средствами и образами произведения | Регулятивные: планируют деятельность на весь урок, формулируют умения,
Познават:работают с текстом (находят информацию, интерпретируют, оценивают), работа с литературоведческими понятиями Коммуникативные: работа в группе
|
5.Представление результатов работы группы Цель: презентовать результаты работы | Представление результатов работы, ответы на вопросы | Направляет деятельность групп | Каждая группа представляет результаты своей работы, используя инструкцию и слайды, предложенные учителем. | Коммуникат.: предмставляют результаты работы группы
Познавательные: высказывание личного отношения, составление текста на заданную тему. Личностные: осознание понятия милосердия |
6.Формулирование выводов | Анализируют достигнутые результаты, формулируют выводы | Направляет деятельность учеников | Определение понятий: скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие. Возвращение к проблемному вопросу: зачем быть милосердным? Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?
| Регулятивные: анализ и оценка своей деятельности на уроке.
Личностные: формирование чувства сострадания и милосердия |
8. Рефлексия и оценивание учебной деятельности на уроке.
| Анализируют свою деятельность, подсчитывают баллы. | Организует анализ деятельности учеников на уроке |
Оценивание: 8-10 «+» - «5»
| Регулятивные: рефлексируют свою деятельность на уроке |
9.Объяснение домашнего задания.
| Слушают объяснение задания | Объясняет домашнее задание | СЛАЙД 16 1. Нарисовать святочную открытку. 2. Приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию? Расскажите об этом. 3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? »
| Регулятивн: выбирают домашнее задание |
7
Задания №1
(в парах)
Найдите информацию в тексте:
1. Что в витринах рассматривают мальчики?
2. Что они видят в окнах домов?
3. В каком месте находится их дом?
Задания №2
(в парах)
Найдите информацию в тексте:
Как выглядит жильё Мерцаловых?
Что чувствуют мальчики, видя их квартиру?
Что Вова Гриша рассказывают о выполнении поручения матери?
Задания №3
(в парах)
Найдите информацию в тексте:
Как Мерцаловы оказались в бедственном положении?
Чем он был занят весь день?
Какие мысли приходят ему в голову?
Задания № 4
(в парах)
Найдите информацию в тексте:
Как произошла встреча Мерцалова с незнакомцем?
Почему Мерцалов доверился незнакомцу?
Что поменялось в семье после встречи с чудесным доктором?
Задания Группа №1
«Жанр»
Групповое обсуждение текста.
А) Что такое «святочный рассказ»?
Б) Почему рассказ «Чудесный доктор» называется рождественским?
2. Заполните таблицу:
Признаки рождественского рассказа | Примеры из текста |
1.Трёхуровневая организация пространства рассказа (ад – земля-рай) | Ад: подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни. Земля:
Рай:
|
2.Чудесное изменение мира |
|
3.Материальный и духовный кризис героев рассказа. Для разрешения кризиса требуется чудо. |
|
4.Чудо – это не только вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение. |
|
5.Светлый и радостный финал рассказа. |
|
6.Социальная тематика рассказа |
|
3.Представьте в виде кластера, схемы или рисунка ваше представление «Чудесного доктора» как рождественского рассказа, выразив в нём своё отношение.
Задания Группа № 2
«Композиция»
Групповое обсуждение текста.
А) Почему, по-вашему, рассказ назван «Чудесный доктор»?
Б) Как менялось ваше настроение, какие чувства вы испытывали по ходу чтения рассказа?
Выделите главные эпизоды рассказа.
Представьте в виде кластера, схемы или рисунка композицию рассказа, выразив в нём своё отношение.
Задания Группа № 3
«Художественные средства»
Групповое обсуждение текста.
А) Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых. Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?
Б) Какие эпитеты и почему использует Куприн при описании доктора?
Найдите в тексте:
- гиперболу,
- эпитеты
- контрастные ряды однородных членов.
Представьте в виде кластера, схемы или рисунка контрастные понятия, используемые в тексте, выразив в нём своё отношение.
Задания Группа № 4
«Образы»
1.Групповое обсуждение текста:
А) Что можно сказать о внутреннем состоянии Мерцалова по его описанию?
Б) Как ведёт себя и что делает чудесный доктор?
В) Расскажите о прототипе чудесного доктора.
2.Ответьте на вопросы:
- Дайте характеристику семье Мерцаловых.
- Какое влияние оказал доктор на души членов семьи Мерцаловых?
3.Представьте в виде кластера, схемы или рисунка образы рассказа, выразив в нём своё отношение.
КЛЮЧ
Задания №1
1. «Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, — поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.»
2. «Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки.»
3. «Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный.»
КЛЮЧ
Задания №2
1.«Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. Что чувствуют мальчики, видя их квартиру?»
2. «Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания.»
3. «Я ему все, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего... Матушка больна... Помирает...» Говорю: «Как папа место найдет, так отблагодарит вас, Савелий Петрович, ей-богу, отблагодарит». Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к черту! Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил.»
КЛЮЧ
Задания №3
«В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети.»
«Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.»
««Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове.»
КЛЮЧ
Задания №4
«Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
— Вы позволите здесь присесть?»
«В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.»
«С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек.»
Лист достижений
ФИ: Роль в группе:
Умения | ++/+/ /- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист достижений
ФИ: Роль в группе:
Умения | ++/+/ /- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист достижений
ФИ: Роль в группе:
Умения | ++/+/ /- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист достижений
ФИ: Роль в группе:
Умения | ++/+/ /- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Иванович Куприн
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Зачем быть добрым?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Зачем быть милосердным?
Тема милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Александр Иванович Куприн
ЦЕЛЬ:
анализирую рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка,
Сходили Ангелы с небес!
Звезда катилась от востока
Мир искупленья ожидал-
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную эдема
Младенец дивный воссиял …
(Л. Мей)
Рождественский рассказ -
н ебольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев в соответствии с евангельскими заповедями.
Композиция рассказа
1.Перед окном гастрономического магазина
2.В подземелье у Мерцаловых
3.Встреча в саду
4.Доктор принес в дом свет и надежду
5.Перемены в жизни семьи Мерцаловых
Гипербола
Эпитеты
Контрастные ряды однородных членов
Елизавета Ивановна
«…высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом. …»
Портрет Мерцалова
« Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца.»
Врач, основоположник военно – полевой хирургии, хирург, анатом, педагог, общественный деятель, способствующий организации движения сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в
1853 – 1856 г. г.
Пирогов Н.И.
Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
« Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостивость, мягкосердность».
(из толкового словаря В.И.Даля)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Зачем быть милосердным?
Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?
8-10 «+» - «5» 7-9 «+» - «4» 6-8 «+» - «3»
ОЦЕНИВАНИЕ
Домашнее задание (на выбор)
1. Нарисовать святочную открытку.
2. Приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию? Расскажите об этом.
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? »
© 2017, Николаева Ольга Викторовна 2803 20