Тип урока | Урок закрепления материала |
Цели урока | Образовательные: Формирование навыков построения и нахождения точек по заданным координатам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивающие: Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей. Воспитательные: Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету. |
Задачи урока | закрепить у учащихся понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки; закрепить у учащихся умения и навыки определять координаты точки, заданной в координатной плоскости, и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости; ставить цели и планировать деятельность по их достижению; уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее; совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; умение брать на себя ответственность при руководстве мини-группой; прививать навыки самостоятельной творческой работы; учить грамотно использовать в речи математические термины; учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях; прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; совершенствовать графическую культуру. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | -знать основные понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки; знать свойства точек координатной плоскости; уметь определять координаты точки, заданной в координатной плоскости и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости; уметь точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения; аккуратно вести записи и выполнять построения в тетради или на бумаге. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийный комплекс. Приложения 1- 4 |
План урока | I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. III. Проверка ЗУН. 1.Математический диктант. IV. Изучение нового материала V Закрепление изученного материала VI. Домашнее задание. |
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1 | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Дидактическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка отсутствующих, оценивание состояния готовности к уроку учащихся. Компетенции: коммуникативная - правила поведения на уроке; информационная - готовиться к уроку, учитывая специфику предмета, умение организовать свое рабочее место; Метод: информационно-сообщающий. Форма работы: фронтальная. Используемые ЦР: презентация. Содержание этапа: Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Деятельность ученика: Приветствуют учителя. |
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Актуализация опорных знаний. Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность уч-ся, подготовить их к усвоению материала, научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения. Компетенции: Разрешения проблем - участие в целеполагании, определении задач урока. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Умение составлять схематический план. Умение делать выводы. Коммуникативная - развитие речи, выступление перед классом. Информационная - использование компьютера. Методы: Информационно-сообщающий. Метод самостоятельной работы Форма работы: фронтальная, индивидуальная. Используемые ЦР: презентация. Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Перед уроком учитель раздает каждому ученику заранее подготовленные материалы, оформленные в виде приложений (Приложение 1 - 4), а также лист самоконтроля, в который учащиеся будут заносить результаты в баллах за каждое задание, выполненное им. Понимание темы «Координатная плоскость» необходимо каждому человеку. Прикладное значение данной темы велико и затрагивает все стороны нашей жизни. -В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный клуб. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать…..координаты шахматной фигуры. Определите местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы? Кто из нас не мечтал отправиться в путешествие вместе с капитаном Врунгелем. Для такого приключения нужно знать, что такое географические координаты. Определите координаты звездочки и человечка на географической карте. Вывод: Суть координат или, как обычно говорят, системы координат - это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Привести дополнительные примеры. (Доставка почты, координатная сетка для летчиков и моряков, игра «Морской бой», рисование портрета художником, сканирование изображения принтером, программа MS Excel). Оценивание результатов деятельности учащихся. | Сообщает тему и план урока. Вводное слово учителя. Побуждает к началу активной мыслительной деятельности. Предлагает учащимся взять Приложение 1-2 и вписать координаты указанных шахматных фигур. Предлагает учащимся взять Приложение 1-3 и вписать координаты звездочки и человечка. Предлагает привести дополнительные примеры. Предлагает внести в оценочный лист результаты. | Рассуждают. Вписывает координаты шахматных фигур, обменивается заданиями для взаимопроверки. Вписывает координаты звездочки и человечка с последующей самопроверкой. Оценивает свою работу в этом задании. Вносит в оценочный лист результаты. | Проверка ЗУН. Дидактическая задача: Проверка знаний по определениям координатной плоскости, оси абсцисс, оси ординат, начала координат; установить, усвоены ли учащимися закономерности, содержащие данные понятия. Устранение обнаруженных пробелов. Компетенции: Разрешения проблем - Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Коммуникативная - Умение сотрудничать, оказывать помощь. Информационная - использование компьютера. Методы: Метод самостоятельной работы Форма работы: индивидуальная. Используемые ЦР: презентация. Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Чтобы выявить уровень знаний, проведем: Математический диктант. Занесение результатов в оценочный лист. | Предлагает учащимся ответить на вопросы (самопроверка). (ответы на презентации) Предлагает проанализировать полученные результаты. (Приложение 2) | Отвечает на вопросы диктанта Вносит в оценочный лист результаты. | |
3 | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Изучение нового материала Дидактическая задача: Познакомиться с понятием координатной плоскости (или прямоугольной системой координат). Научиться определять и записывать координаты точек. Научиться строить точки по их заданным координатам. Компетенции: Разрешения проблем - Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Коммуникативная - Умение сотрудничать. Информационная - использование компьютера. Методы: Метод самостоятельной работы Форма работы: фронтальная. Используемые ЦР: презентация. Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Беседа с учащимися: - Что означает слово «координата»? Вы слышали или употребляли его в разговорной речи? Рассказ учителя: «Координата» слово греческого происхождения, означает место нахождения кого-либо. Таким образом «система координат» - нечто согласованное, состоящее из частей. Именно о «системе координат» сегодня пойдет речь. Идея координат зародилась в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер (показ слайда), а так же в работах художников эпохи Возрождения (показ слайда). Но первым кто по достоинству оценил, какие широкие горизонты открывает идея связывать точки с числами был великий француз Рене Декарт (показ слайда). Именно его имя носит прямоугольная система координат. Беседа с учащимися: - Так, что же представляет собой система координат? (ответы детей: две перпендикулярные прямые, показ слайда) - Любые, ли две перпендикулярные прямые можно назвать системой координат? (показ слайда) - Точек на координатной плоскости множество, что надо знать, чтобы выбрать нужную точку? (показ слайда) - Как найти координаты точки? (показ слайда) - Как называются х и у? (показ слайда) - На слайде изображены две точки, какая из них имеет координаты (2;3)? (сделать вывод, что (х;у) – строго упорядоченная пара). - Точки могут находиться в разных координатных четвертях, как это отражается на их координатах? (показ слайда) - Вы готовы к тому, чтобы самим назвать координаты точек? (показ слайда) - Мы рассмотрели все случаи расположения точек в координатной плоскости? (показ слайда) Вывод: что вы узнали на уроке? Как задается положение точки на плоскости? | С помощью беседы подводит детей к новым понятиям (система координат, координата точки, абсцисса, ордината) | Рассуждают. Участвуют в беседе. | |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Закрепление изученного материала Дидактическая задача: отработка навыков построения точки по заданным координатам; умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению; совершенствование навыков работы в команде; умение высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение. Компетенции: Разрешения проблем - Умение выделять главное, составлять план. Умение делать выводы. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Коммуникативная - Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации. Умение строить коммуникации в группе для получения общего результата, оказывать помощь. Умение вести диалог. Умение выступать перед классом. Методы: Практический, частично-поисковый, проблемный, метод самостоятельной работы. Форма работы: индивидуальная, групповая. Используемые ЦР: презентация, использование Internet. Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Сейчас нам предстоит отправиться в зоопарк. Но не в роли посетителей, а в роли экскурсоводов. Для этого 1 и 2 варианты образуют одну группу, 3 и 4 вариант образуют другую группу. Каждая группа выбирает капитана для распределения обязанностей в выполнении заданий. Капитан получает лист с заданием (Приложение), в котором нужно выбрать представителя фауны и проделать следующую работу: 1.Выполнить построение на листах-заготовках по данным координатам. (Приложение) 2. Пользуясь Internet составить рассказ о животных и птицах. 3.Защитить работу всей группы. Вывод: Какие знания помогли правильно, без ошибок построить выбранные фигуры? Группа, в которой четко были распределены обязанности каждого члена, в которой наблюдалось переживание за общий конечный результат, в которой была взаимопомощь, справилась с задание лучше и быстрее. Занесение результатов в оценочный лист. | Предлагает образовать группы и выбрать капитана. Оказывает помощь Задает вопрос Внести в оценочный лист результат. | Выбирают капитана. Выполняют построение на листе-заготовке по данным координатам. Составляют рассказ, используя Internet о животных и птицах. Защищают работу группы. Отвечают на вопрос. Анализируют необходимые для работы на данном этапе ЗУН. Вносит в оценочный лист результат, сохраняет. | |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Домашнее задание. Дидактическая задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашней работы . Компетенции: Разрешения проблем - Умение выбрать уровень сложности домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей. Коммуникативная - Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации. Информационная - использование компьютера. Методы: Информационно-сообщающий. Форма работы: фронтальная. Используемые ЦР: презентация. Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | А теперь, внимание! Домашнее задание: 1. Написать доклад или сделать презентацию о великих ученых: о Гиппархе, Птолемее, Декарте; о различных системах координат. Можно использовать для этого как энциклопедии, так и различные поисковые системы Интернета, обязательно сделав ссылки на источник (книга, адрес в интернете). 2. На листе А4 изобразить по координатам любимое животное или птицу. Творчество и фантазия только приветствуются. | Раздает учащимся карточки с дифференцированными заданиями на дом. (Приложение 4). | Записывает домашнее задание. | |