СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок алгебры "Координатная плоскость" 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - это урок закрепления пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры "Координатная плоскость" 7 класс»

Разработка урока по алгебре

«Координатная плоскость»

7 класс

Методическая информация

Тип урока

Урок закрепления материала

Цели урока

Образовательные:

Формирование навыков построения и нахождения точек по заданным координатам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Развивающие:

Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету.

Задачи урока

  • закрепить у учащихся понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки;

  • закрепить у учащихся умения и навыки определять координаты точки, заданной в координатной плоскости, и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости;

  • ставить цели и планировать деятельность по их достижению;

  • уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее;

  • совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

  • вносить посильный вклад в достижение общего результата;

  • умение брать на себя ответственность при руководстве мини-группой;

  • прививать навыки самостоятельной творческой работы;

  • учить грамотно использовать в речи математические термины;

  • учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;

  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • совершенствовать графическую культуру.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

-знать основные понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки; знать свойства точек координатной плоскости; уметь определять координаты точки, заданной в координатной плоскости и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости; уметь точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения; аккуратно вести записи и выполнять построения в тетради или на бумаге.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный комплекс.

Приложения 1- 4

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Проверка ЗУН.

1.Математический диктант.

IV. Изучение нового материала

V Закрепление изученного материала

VI. Домашнее задание.



Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Дидактическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка отсутствующих, оценивание состояния готовности к уроку учащихся.

Компетенции:

  • коммуникативная - правила поведения на уроке;

  • информационная - готовиться к уроку, учитывая специфику предмета, умение организовать свое рабочее место;

Метод: информационно-сообщающий.

Форма работы: фронтальная.

Используемые ЦР: презентация.

Содержание этапа:

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Деятельность ученика: Приветствуют учителя.


2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.




















































  1. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность уч-ся, подготовить их к усвоению материала, научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Компетенции:

  • Разрешения проблем - участие в целеполагании, определении задач урока. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Умение составлять схематический план. Умение делать выводы.

  • Коммуникативная - развитие речи, выступление перед классом.

  • Информационная - использование компьютера.

Методы: Информационно-сообщающий. Метод самостоятельной работы

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Используемые ЦР: презентация.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Перед уроком учитель раздает каждому ученику заранее подготовленные материалы, оформленные в виде приложений (Приложение 1 - 4), а также лист самоконтроля, в который учащиеся будут заносить результаты в баллах за каждое задание, выполненное им.


Понимание темы «Координатная плоскость» необходимо каждому человеку.

Прикладное значение данной темы велико и затрагивает все стороны нашей жизни.

-В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение?

Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный клуб. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать…..координаты шахматной фигуры. Определите местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы?

Кто из нас не мечтал отправиться в путешествие вместе с капитаном Врунгелем. Для такого приключения нужно знать, что такое географические координаты. Определите координаты звездочки и человечка на географической карте.

Вывод: Суть координат или, как обычно говорят, системы координат - это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Привести дополнительные примеры. (Доставка почты, координатная сетка для летчиков и моряков, игра «Морской бой», рисование портрета художником, сканирование изображения принтером, программа MS Excel).

Оценивание результатов деятельности учащихся.

Сообщает тему и план урока.






Вводное слово учителя.





Побуждает к началу активной мыслительной деятельности.


Предлагает учащимся взять Приложение 1-2 и вписать координаты указанных шахматных фигур.





Предлагает учащимся взять Приложение 1-3 и вписать координаты звездочки и человечка.






Предлагает привести дополнительные примеры.







Предлагает внести в оценочный лист результаты.













Рассуждают.




Вписывает координаты шахматных фигур, обменивается заданиями для взаимопроверки.



Вписывает координаты звездочки и человечка с последующей самопроверкой.













Оценивает свою работу в этом задании. Вносит в оценочный лист результаты.


  1. Проверка ЗУН.

Дидактическая задача: Проверка знаний по определениям координатной плоскости, оси абсцисс, оси ординат, начала координат; установить, усвоены ли учащимися закономерности, содержащие данные понятия. Устранение обнаруженных пробелов.

Компетенции:

  • Разрешения проблем - Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

  • Коммуникативная - Умение сотрудничать, оказывать помощь.

  • Информационная - использование компьютера.

Методы: Метод самостоятельной работы

Форма работы: индивидуальная.

Используемые ЦР: презентация.


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Чтобы выявить уровень знаний, проведем:

  1. Математический диктант.




Занесение результатов в оценочный лист.


Предлагает учащимся ответить на вопросы (самопроверка). (ответы на презентации)


Предлагает проанализировать полученные результаты. (Приложение 2)

Отвечает на вопросы диктанта



Вносит в оценочный лист результаты.


3

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Изучение нового материала

Дидактическая задача: Познакомиться с понятием координатной плоскости (или прямоугольной системой координат). Научиться определять и записывать координаты точек. Научиться строить точки по их заданным координатам.

Компетенции:

  • Разрешения проблем - Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

  • Коммуникативная - Умение сотрудничать.

  • Информационная - использование компьютера.

Методы: Метод самостоятельной работы

Форма работы: фронтальная.

Используемые ЦР: презентация.


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Беседа с учащимися:

- Что означает слово «координата»? Вы слышали или употребляли его в разговорной речи?

Рассказ учителя:

«Координата» слово греческого происхождения, означает место нахождения кого-либо. Таким образом «система координат» - нечто согласованное, состоящее из частей. Именно о «системе координат» сегодня пойдет речь.

Идея координат зародилась в древности.

Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер (показ слайда),  а так же в работах художников эпохи Возрождения (показ слайда).

Но первым кто по достоинству оценил, какие широкие горизонты открывает идея связывать точки с числами был великий француз Рене Декарт (показ слайда).

Именно его имя носит прямоугольная система координат.

Беседа с учащимися:

- Так, что же представляет собой система координат? (ответы детей: две перпендикулярные прямые, показ слайда)

- Любые, ли две перпендикулярные прямые можно назвать системой координат? (показ слайда)

- Точек на координатной плоскости множество, что надо знать, чтобы выбрать нужную точку? (показ слайда)

- Как найти координаты точки? (показ слайда)

- Как называются х и у? (показ слайда)

- На слайде изображены две точки, какая из них имеет координаты (2;3)? (сделать вывод, что (х;у) – строго упорядоченная пара).

- Точки могут находиться в разных координатных четвертях, как это отражается на их координатах? (показ слайда)

- Вы готовы к тому, чтобы самим назвать координаты точек? (показ слайда)

- Мы рассмотрели все случаи расположения точек в координатной плоскости? (показ слайда)

Вывод: что вы узнали на уроке? Как задается положение точки на плоскости?

С помощью беседы подводит детей к новым понятиям (система координат, координата точки, абсцисса, ордината)

Рассуждают. Участвуют в беседе.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Закрепление изученного материала

Дидактическая задача: отработка навыков построения точки по заданным координатам; умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению; совершенствование навыков работы в команде; умение высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Компетенции:

  • Разрешения проблем - Умение выделять главное, составлять план. Умение делать выводы. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

  • Коммуникативная - Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации. Умение строить коммуникации в группе для получения общего результата, оказывать помощь. Умение вести диалог. Умение выступать перед классом.

  • Информационная - использование компьютера.

Методы: Практический, частично-поисковый, проблемный, метод самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Используемые ЦР: презентация, использование Internet.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сейчас нам предстоит отправиться в зоопарк. Но не в роли посетителей, а в роли экскурсоводов. Для этого 1 и 2 варианты образуют одну группу, 3 и 4 вариант образуют другую группу. Каждая группа выбирает капитана для распределения обязанностей в выполнении заданий.


Капитан получает лист с заданием (Приложение), в котором нужно выбрать представителя фауны и проделать следующую работу:


1.Выполнить построение на листах-заготовках по данным координатам. (Приложение)


2. Пользуясь Internet составить рассказ о животных и птицах.


3.Защитить работу всей группы.


Вывод: Какие знания помогли правильно, без ошибок построить выбранные фигуры?

Группа, в которой четко были распределены обязанности каждого члена, в которой наблюдалось переживание за общий конечный результат, в которой была взаимопомощь, справилась с задание лучше и быстрее.


Занесение результатов в оценочный лист.

Предлагает образовать группы и выбрать капитана.


Оказывает помощь












Задает вопрос








Внести в оценочный лист результат.

Выбирают капитана.






Выполняют построение на листе-заготовке по данным координатам.

Составляют рассказ, используя Internet о животных и птицах.

Защищают работу группы.





Отвечают на вопрос. Анализируют необходимые для работы на данном этапе ЗУН.




Вносит в оценочный лист результат, сохраняет.


5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание.

Дидактическая задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашней работы

. Компетенции:

  • Разрешения проблем - Умение выбрать уровень сложности домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей.

  • Коммуникативная - Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации.

  • Информационная - использование компьютера.

Методы: Информационно-сообщающий.

Форма работы: фронтальная.

Используемые ЦР: презентация.


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А теперь, внимание!

Домашнее задание:

1. Написать доклад или сделать презентацию о великих ученых: о Гиппархе, Птолемее, Декарте; о различных системах координат. Можно использовать для этого как энциклопедии, так и различные поисковые системы Интернета, обязательно сделав ссылки на источник (книга, адрес в интернете).

2. На листе А4 изобразить по координатам любимое животное или птицу. Творчество и фантазия только приветствуются.

Раздает учащимся карточки с дифференцированными заданиями на дом.

(Приложение 4).




Записывает домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!