2) уметь вычислять степени с натуральным показателем и представлять числа в виде степени с натуральным показателем.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.(2-3 мин.) Пусть математика сложна, Ее до края не познать, Откроет двери всем она, В них только надо постучать. (Цицерон) (слайд 1) | |
2. Актуализация знаний.(5-7мин) И мы сегодня постучим в двери Математики, название которых вы узнаете, разгадав ребус (слайд 2) | Ученики разгадывают ребус: «Степень» |
Вопрос к классу: Что же значит степень? Где можно найти значение слова «Степень»? В это время один из учеников получает задание: найти значение слова «Степень» в толковом словаре С.И. Ожегова.( Слайд 3) Посмотрите на выражения (Слайд 4) Какое из них отличается от остальных? Чем? 7 + 7 3 + 3 + 3 6 * 6 * 6 9 + 9 + 9 + 9 + 9 -К какому множеству чисел относят число 3? -Определите тему урока. -Точнее, степень с натуральным показателем.(Слайд5) -Итак, мы определили тему сегодняшнего урока. -А как вы думаете, ребята, можно ли записать эти произведения короче? (Слайд6) 3*3 6*6*6 9*9*9*9*9 Значит, какова цель нашего урока? | Подбирают ассоциативный ряд к слову «Степень». -В Интернете, в библиотеке, словаре. Зачитывает значение слова: «СТЕПЕНЬ 1. Мера, сравнительная величина чего-н. 2. То же, что звание, а также (устар.) ранг, чин. 3. обычно с порядк. числит. Разряд, категория. 4. В математике: число (или величина), получающееся повторным умножением другого числа (или величины) на самого себя.» - 6*6*6. Умножение 6 на самого себя 3 раза.Степень. -Множество натуральных чисел. -Степень числа. Записывают тему урока. -? Научиться записывать степень с натуральным показателем и научиться вычислять степень числа |
3. Изучение нового материала.(10-11 мин) На доске вывешиваются карточки-пазлы: «К каждой карточке найдите пару!» 15*15*15*15 26 * 26 * 26 = 3 * 3 * 3 * 3 * 3 = а * а * а * а * а = х * х * х * х * х * х * х * х = Карточки: 35; 263; 154; а4; х8 Повторяющийся множитель назовем ОСНОВАНИЕМ СТЕПЕНИ, а число повторяющихся множителей- ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ. Если основание степени равно числу а, а показатель степени равен n, запишите степень числа в тетради. ( Слайд 7) an=aa…a n раз Нахождение значения степени называют возведением в степень. -Давайте попробуем определить, что называют степенью данного числа a с натуральным показателем n. -Найдите это определение в учебнике и сравните с тем, что вы сами определили.Определение выводится на доску (Слайд7) | Учащиеся ставят в соответствие пару Запись в тетради: an, где а-основание степени, n-показатель степени Учащиеся пытаются дать определение степени с натуральным показателем. Учащиеся сравнивают данное самостоятельно определение и из учебника, записывают его в тетрадь, затем проговаривают определение из учебника. |
Мини-лабораторная работа. Класс делится на группы и каждой группе выдается карточка с заданием: Найдите значение степени. Карточки: 33; 34; 35; 36; ; 01; 02; 03; 04; 05; 06; (0,1)2; (0,1)3; (0,1)4; (0,1)5 (–2)2; (–2)3; (–2)4; (–2)5; ; (–0,1)2; (–0,1)3; (–0,1)4; (–0,1)5 . (Слайд8) Постепенно вместе с ответами учеников появляются следующие правила. Теперь рассмотрим примеры из учебника. | Ученики решают задание и рассказывают о своем «исследовании», записывают на доске свои результаты, анализируют ответы и составляют правило к карточкам. -При возведении в степень положительного числа получается положительное число. -При возведении в степень нуля получается нуль. -Степень отрицательного числа с четным показателем – положительное число. -Степень отрицательного числа с нечетным показателем – отрицательное число. -Квадрат любого числа есть положительное число либо нуль (а2 ≥ 0 при любом а). Дети читают примеры 1-3 из учебника с.97 |
4.Физкультминутка.(1-2мин) На слайде записана степень с натуральным показателем! Если я называю ОСНОВАНИЕ СТЕПЕНИ, то нужно хлопнуть в ладоши. Если ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ, то нужно топнуть.(Слайд9) 45, 79, (-1,2)4, 123, 610 | Дети выполняют упражнение |
5. Закрепление новых знаний.(10-11мин) Давайте теперь выполним несколько упражнений из учебника №386, №387(устно) (Задания на усвоение понятия степени.) | При выполнении этих заданий учащиеся четко называют степень, их основание и показатель степени. |
А теперь поиграем в игру верю- не верю. Для этого на ваших партах лежат карточки: зеленая - верю, красная - не верю! Один ученик работает у доски, а остальные на местах. Проверим ответы на доске всем классом(слайд 10) 0,3· 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3 · 0,3 (-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас)· (-ас) 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5· 5 (х+3) · (х+3) · (х+3) · (х+3) | 1)0,36, 2)(-ac)6, 3)510, 4)(x+3)4. Ученики поднимают карточки, корректируют работу у доски. |
№388, №389 (Задания на вычисление значения степени числа с натуральным показателем.) Продолжим игру верю-не верю!? Напоминаю, зеленая карточка - верю, красная - не верю!(Слайд 11) Вычислите: 1) 73 , 2) 23 – 6 2; 3) (-4) 2 + 53; 4) 17 – 112 + 103 | При выполнении этих заданий учащиеся четко называют степень, их основание и показатель степени. 1)(343) 2)(- 28 ) 3)(141) 4)(880) Ученики поднимают карточки, корректируют работу у доски. |
Математический диктант. – Выполняем задания самостоятельно, потом проверите друг у друга правильность выполненных заданий, поменявшись тетрадями.(Слайд12) № 1. Запишите в виде произведения 4-ую степень числа а и найдите его значение при а = 3. № 2. Чему равна первая степень числа 0,25? № 3. Чему равна 100-я степень числа 0? № 4. Запишите число 125 в виде степени с основанием 5. № 5. Сравните -24 и (-2)4. – Проверьте работы друг у друга, (Слайд 13) –У кого все правильно? 1–2 ошибки? У каждого есть 3 смайлика, оцените работу в соответствии с критериями. | а4 = 34 = 81 0,25 0 53 -24 4 Оценивание работ учащимися. |
6.Рефлексия. Подведение итогов.(5мин) – Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем. Приведите примеры и назовите в каждом из них основание и показатель степени. – Чему равна первая степень любого числа? – Какой знак имеет результат возведения положительного числа в натуральную степень? – Какой знак имеет значение степени отрицательного числа с четным показателем? С нечетным показателем? Учащиеся, активно работавшие на уроке, получают оценки. На полях тетради поставьте соответствующий одному из утверждений знак(Слайд 14): + на уроке я понял, что такое степень с натуральным показателем, как вычислятьзначение степени; +- я не очень хорошо понял, что такое степень с натуральным показателем, каквычислять значение степени; - на уроке я совсем не понял, что такое степень с натуральным показателем, как вычислять значение степени. | Формулируют определение степени, приводят примеры; Любое число a в первой степени равно самому числу а; +; +; -. Ученики ставят знаки в конце рабочего листа. |
7.Домашнее задание (2 мин) (Cлайд15) §18, определения наизусть, №390,№391 | |