СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок алгебры в 10 классе "Логарифмы и их свойства"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;
  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;
  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;
  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;
  • вычислять значения несложных логарифмических выражений;
  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства
  • развивать творческие способности учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 10 классе "Логарифмы и их свойства"»

Урок алгебры в 10 классе "Логарифмы и их свойства"



"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".

Учитель математики: Коваль Е.В.

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть понятие логарифма числа и свойства логарифмов;

  • дать понятие десятичного и натурального логарифма;

  • овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы перехода от одного основания к другому в процессе решения упражнений;

  • развивать мышление учащихся при выполнении упражнений;

  • вычислять значения несложных логарифмических выражений;

  • научить учащихся определять логарифм числа и его свойства

  • развивать творческие способности учащихся.


Методы работы:

  • проблемный;

  • частично-поисковый.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Виды работ:

  • индивидуальная;

  • коллективная;

  • индивидуально-коллективная;

  • фронтальная.

Методическое обеспечение:  учебники, индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, определение отсутствующих. Сообщается тема и цель урока.

2. Актуализация знаний

В кратком вступительном слове преподаватель акцентирует внимание о важной роли логарифмов в курсе математики, при этом подчеркивает значение десятичных и натуральных логарифмов.

3. Повторение изученного материала.

Экспресс-опрос

Учитель задает вопросы:

а) Что такое степень; что такое основание степени; что такое показатель степени.

б) Работа над основными свойствами степеней. Рассмотреть связь между показателями степеней в равенствах

в) Решить устно примеры:



4. Изучение нового материала



4.1. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов.

4.2. Основное логарифмическое тождество.

4.3. Формула перехода одного основания логарифмов к другому.

4.4. Десятичный логарифм.

4.5. Натуральный логарифм.



4.1. Логарифм числа


Понятие логарифма числа связано с решением показательных уравнений.

Остановимся на решении двух показательных уравнений. Решение уравнения  не вызывает труда. Так как то данное уравнение примет вид  Поэтому уравнение имеет единственное решение 

А теперь попробуем решить уравнение  По теореме о корне это уравнение также имеет единственное решение. Однако, в отличие от предыдущего уравнения, это уравнение является иррациональным числом. Докажем, что корень данного уравнения является числом рациональным, т.е. Тогда выполняется равенство  или  Но  в любой натуральной степени будет числом четным, а  в любой натуральной степени – число нечетное. Получаем противоречие, которое и доказывает, что корень уравнения – число иррациональное. Обдумывая, ситуацию с показательным уравнением  математики ввели в рассмотрение новый символ – логарифм. С помощью этого символа корень уравнения  записали так: (читается : логарифм числа  по основанию 

Остановимся теперь на понятии логарифма числа. Очень часто приходится решать задачу: известно, что  необходимо найти показатель степени  т.е. решить задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени  и возникает понятие логарифма числа  по основанию  

дается определение логарифма

Например

а) log 81 = 4, так как 34 = 81;

б) log 125 = 3, так как 53 = 125;

в) log 0,5 16 = -4, так как (0,5)-4 = 16;

г) , так как ==


4.2. Введение основного логарифмического тождества 



Обратите внимание на то, что  является корнем уравнения  , а поэтому =8

Таким образом и получается основное логарифмическое тождеств

Это равенство является краткой символической записью определения логарифмов.

Решить примеры согласно тождеству: 

=5;   .

Подчеркнем, что  и  одна математическая модель

4.3. Основные свойства логарифмов 

Вы замечательно справились с примерами. А теперь вычислите следующие задания, записанные на доске:

а) log 153 + log 155 = …, в) log 48 =…,
б) log 1545 – log 153 = …, г) 7 = … .

А как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?
Если у учащихся возникают затруднения, то задать вопрос: “Чтобы выполнять действия со степенями, что надо знать?” (Ответ: “Свойства степени”). Ещё раз задать первоначальный вопрос. (Свойства логарифмов)

Перед вами таблица со свойствами логарифмов. Надо дать название каждому свойству и правильно сформулировать их”.

Название свойства логарифмов

Свойства логарифмов

1.

Логарифм единицы.

log a1 = 0, a 0, a 1.

2.

Логарифм основания.

log aa = 1, a 0, a 1.

3.

Логарифм произведения.

log a(xy) = log ax + log ay, a 0, a 1, x 0, y0.

4.

Логарифм частного.

log a = log ax - log ay,
a 0, a 1, x 0, y 0.

5.

Логарифм степени.

log axn = n log ax,
x 0, a 0, a 1, nR.

6.

Формула перехода к новому основанию

 a 0, a 1, b 0, b 1, x 0.



Решить примеры устно. Найти x

  1.  Ответ: 

  2.  Ответ: 

  3.  Ответ:

  4.  Ответ: 

  5.  Ответ:

4.4. Десятичные и натуральные логарифмы 


На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10.

Логарифмом положительного числа  по основанию 10 называют десятичным логарифмом числа в и обозначается,  т.е. вместо  пишут .

Например,   

Натуральным логарифмом (обозначается In) называется логарифм по основанию e

Примеры вычисления десятичных логарифмов

  1.  так как 

  2. , так как 

  3.  так как 

  4.  так как 

  5.  так как 

  6.  так как 


4.5. Формулы перехода от одного основания логарифм к другому 

На практике рассматривается логарифм по различным основаниям. Отсюда возникает необходимость формулы перехода от одного основания к логарифму по другому основанию.

 

Решить пример типа: Упростить выражения:

a) 

б)

в) 

Ответ. a) ; б); в) 

5. Обобщение и систематизация знаний. Творческое применение знаний, умений и навыков. 

Работа по карточкам.

Выполнить упражнения.

6. Подведение итогов

1. Выставление и комментирование оценок на уроке

2. Домашнее задание.

7. Рефлексия

  • Какая тема была изучена на уроке?

  • Что вам сегодня больше всего запомнилось на уроке, что понравилось?

  • Достигнута ли цель урока?



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!