СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок анализа стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со стихотворением "Я убит под Ржевом...", историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написании.

Просмотр содержимого документа
«Урок анализа стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»»

Урок анализа стихотворения А.Т. Твардовского

«Я убит подо Ржевом…»


  • Романова Елена Анатольевнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели урока:

Образовательные:

-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения;-дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;

Развивающие:

- углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;

-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров;

-воспитание коллективистских отношений, умения работать в группе.

Оборудование:

  • Портреты А.Т.Твардовского

  • Карта военных действий под Москвой

Раздаточный материал (тексты стихотворения, памятки для анализа фонетики, лексики и синтаксиса лирического произведения, таблицы для заполнения в групповой работе)


Ход урока

1.Слово учителя.


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

 В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…


     -«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака относятся к  таким стихам А. Твардовского, как

 «Я убит подо Ржевом…» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война…» (1948),

 «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949-1951),  «22 июня 1941 года» (1950),  «Жестокая память»(1951),  «Лежат они, глухие и немые…»,  «Я знаю, никакой моей вины…»(1966).

Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный».

     - Откуда же пришла эта Память? Что мы знаем о жизни А.Т.Твардовского во время войны?

Сообщение ученика. В конце 30-х годов Твардовского призывают в армию. Начиная с 1939 года, он служит спецкором газеты «На страже Родины» в Ленинградском военном округе, а с началом Великой Отечественной войны молодой корреспондент был командирован на Юго-Западный фронт в газету «Красная Армия», где дважды ему едва удается избежать окружения и плена. Летом 1942 года писатель был переведен на Западный фронт для работы в редакции «Красноармейской правды». Именно в этот период появляются первые главы «Василия Теркина». Работать над этой поэмой автор начал еще во время Советско-Финской войны. На тот же период времени приходится и начало работы над другим большим произведением – «Дом у дороги».

Он прошел в качестве военного корреспондента Финскую и Великую Отечественную.

     - Ф.М. Достоевский считал, что писателем можно стать, только перестрадав. А.Т. Твардовский «перестрадал сполна». «У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий.

«В этом ряду, - считает К. Ваншенкин, - безусловно, и «Я убит подо Ржевом…».В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года.

2. Знакомство с историей создания стихотворения:

   Над произведением поэт работал в конце 1945 – начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». Какие жизненные факты побудили поэта к его написанию? В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск  страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

3. Слово учителя:

Из истории создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…»     

В произведении воплощён богатый опыт поэта, участника финской и Отечественной войн. Есть мнение, что стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

Итак, стихотворение было написано сразу после войны и первоначально имело название «Завещание воина». Но первая строчка стала «крылатой», стала символом так трагически и так просто оборвавшейся жизни. Так в название стихотворения вошло собственное наименование – Ржев. Тогда, в войну, это был маленький провинциальный городок. А события вокруг него развернулись очень значительные.

4. Историческая справка о боях подо Ржевом

     "Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», - так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев.
     Ржевская битва 1941- 1943 гг. – одна из самых кровопролитных за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

     На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

          Однако к концу января ситуация резко изменилась. Немецко-фашистское командование спешно перебросило из Западной Европы 12 дивизий и 2 бригады. В результате контрударов 33-я армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус оказались в окружении. Зимой 1942-43 здесь было сосредоточено около 2/3 войск группы армий "Центр". Против этой группировки действовали основные силы Калининского и Западного фронтов".

     Со 2 по 12 июля вермахтом была проведена наступательная операция под кодовым названием "Зейдлиц" против соединений Калининского фронта, попавших в окружение. На протяжении многих лет о ней предпочитали не говорить.

          В Советской Исторической Энциклопедии одной строкой обозначена Ржевско-Сычевская наступательная операция Красной Армии, проведенная 25 ноября - 20 декабря 1942 года. И вот недавно в журнале "Вопросы истории" была опубликована сенсационная статья американского военного историка Дэвида М. Глантца "Операция "Марс" (ноябрь-декабрь 1942 г.)". В ней говорится о том, что почти одновременно с операцией "Уран" (стратегического наступления советских войск под Сталинградом) проводилась операция "Марс". Целью последней был разгром войск группы армий "Центр" на Ржевско-Вяземском плацдарме. Как и предыдущие, она успеха не имела.

     Последняя наступательная операция, в ходе которой плацдарм был ликвидирован, называется Ржевско-Вяземской и датируется 2-31 марта 1943 года.

     До сегодняшнего дня точно неизвестно скольких жизней стоило освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма.

     Через пятьдесят лет после ликвидации Ржевского выступа вышла в свет книга "Гриф секретности снят" - статистическое исследование о потерях Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. В ней приводятся такие данные:

Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):

безвозвратные потери Красной Армии - 272320 человек,

санитарные - 504569 человек, всего - 776889 человек.

Ржевско-Сычевская операция (30 июля - 23 августа 1942 года): безвозвратные потери 51482 человека, санитарные - 142201 человек, всего -193383 человека.

Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):

безвозвратные потери - 38862 человека, санитарные - 99715 человек, всего - 138577 человек.

Во всех трех операциях:безвозвратные потери - 362664 человека, санитарные - 746485 человек, всего - 1109149 человек.

     К безвозвратным потерям отнесены убитые на поле боя, умершие от ран при эвакуации, пропавшие без вести и оказавшиеся в плену, к санитарным - раненые, контуженные, обожженные и обмороженные военнослужащие, которые были эвакуированы из районов боевых действий в армейские, фронтовые и тыловые госпиталя. Однако, если принять во внимание, что неизвестно сколько раненых вернулись в строй, сколько стали инвалидами, сколько умерли в госпиталях - общая цифра безвозвратных потерь теряет свои конкретные очертания.

     Приблизительность данных о потерях на Ржевско-Вяземском плацдарме заключается еще и в том, что многие боевые действия на этом участке фронта остались вне поля зрения военных историков.

     Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.

5. Чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

6. Беседа на выявление понимания идейного содержания стихотворения:

- От чьего лица идет повествование?  Что этим достигается? (Твардовский:«Форма 1-го лица … показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».)

- Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?

- Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?

- Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?

- К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?

- К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?

- Что завещает живым, а значит, и нам с вами?

7.Анализ средств выразительности с использованием памяток.

- Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- начале1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика. Приведите примеры указанных в таблице выразительных средств.



Художественное средство




















Анафора






Звукоподражание






Ассонанс






Сравнение 


Олицетворение 


Эпитеты

Безымянное болото

Грозное, горькое право

Последняя пядь

Клятва святая

Вражья земля

Залпы победные

Архаизмы

Наши очи померкли

Пламень сердца погас

Эта кара страшна

Да исполнится слово

Клятвы святой

Просторечия

Там, куда на поминки даже мать не придет,

Есть отрада одна

Было все на кону

И ни дна ни покрышки

Воинская лексика, термины

На земле на поверке

Задачи той не выполнил враг

Антонимы

Мертвые – живые

Что живы – что пали

(земля) своя – чужая

Горевать - ликовать

Синонимы

Мертвые =павшие

Братья = побратимы = товарищи верные

Сравнения

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец…


Риторические вопросы

Наш ли Ржев, наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

К Волге вырвался он?

А иначе даже мертвому – как?


Риторические восклицания

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет!


Рефрен

Я – где корни слепые

Я – где с облачком пыли…

Я – где крик петушиный

Я – где ваши машины…


Инверсия

На дороге военной

Товарищи верные

Счастье безмерное

Дело святое

8.Обобщения, выводы.

- Какие выводы в ходе исследований можно сделать? Какова цель использованных выразительных средств?

Итак, перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора. 

9.Прослушивание песни Михаила Ножкина «Под Ржевом».

10.Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  эссе – размышление «Читая стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элементы анализа)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!