СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Антропогенез и его стадии" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения урока о движущих силах, основных этапах и проблемах антропогенеза.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Антропогенез и его стадии" 11 класс»


Тема: Антропогенез и его стадии.

Цель: Сформировать научное понятие об основных .этапах антропогенеза и их особенностях, основных направлениях эволюции человека; развивать понятия о движущих силах антропогенеза; развивать познавательный интерес и логическое мышление уч-ся, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.


Оборудование: таблицы по теме «Антропогенез».

Тип урока: комбинированный.


Ход урока:

I. Организационный момент ( приветствие, проверка отсутствующих).

II. Контроль знаний, умений и навыков.

1. Три ученика работают индивидуально по карточкам различных уровней.


Карточка №1 (средний уровень )

Что такое эволюция ?

Что такое антропогенез ?

Какие ученые внесли вклад в развитие представлений о происхождении человека?


Карточка №2 ( достаточный уровень)

Как классифицируются движущие силы антропогенеза?

Сравнить различные группы движущих сил антропогенеза.

Как изменялось их соотношение в процессе антропогенеза?


Карточка №3 (высокий уровень) Раскрыть роль труда и общественного образа жизни в эволюции человека.

    1. Устный опрос у доски:

а) развитие представлений о происхождении человека;

б) движущие силы антропогенеза и их классификация;

в) роль социальных факторов в эволюции человека.

Оценки комментируются, даются рекомендации.


    1. Итоги подготовки уч-ся к уроку. Рекомендации классу.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Что называется эволюцией ?

  2. Что такое антропогенез ?

  3. Что является главными движущими силами антропогенеза ?


IV. Мотивация учебной деятельности.

      1. Формулирование и записывание в тетрадь темы урока.

      2. Важность изучения данной темы .Комментирование учениками отрывка стихотворения Бодлера:

... Но в грации причудливой смуглянки,

В округлостях, в изломах, в остроге

Сквозила инфантильность обезьянки...


      1. Постановка проблемы урока: как происходило становление Homo sapiens как биологического

вида?


V. Изучение нового материала.


1. Человек и человекообразные обезьяны- две ветви одного родословного древа (сообщение

ученика ). Перед сообщением исследовательским группам ставятся вопросы:

а) в чем заключаются сходства человекообразных обезьян и человека ?

б) в чем состоят различия человекообразных обезьян и человека


в) чем объясняются сходства и чем объясняются различия?

После обобщения и - обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Сходства

Отличия

1. Крупные размеры тела, длинные конечности.

2. Пяточная кость.

3. Объемное и цветное зрение.

4. Пять пальцев с ногтями, большой палец противопоставляется остальным.

5. Две молочные железы.

6. Большой мозг.

7. Сроки полового созревания, продолжительность беременности.

8. Четыре группы крови, белковый комплекс, набор хромосом.

9. Общие болезни и паразиты.

10. Мимика и образное мышление.

11.Групповой способ жизни.

1. Изгибы позвоночника.

2. Свод стопы.

3.Форма таза.

4. Строение кисти.

5. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым у человека.

6. Подбородочный выступ у человека.

7.У человека мозг в 2-2,5 раза больше.

8. У человека грудная клетка расширена в стороны.

9. Речь у человека.

10. Абстрактное мышление у человека.


2. Родословная человека (рассказ с вычерчиванием схемы):

Неоантропы (кроманьонцы)


Палеоантропы (неандертальцы)


Архантропы (питекантроп, синантроп)

Австралопитеки Шимпанзе Гориллы

Дриопитеки Орангутаны Гиббоны

Проплиопитеки

Парапитеки

Схема родословной человека

3. Характеристика обезьяноподобных предков человека ( парапитеки, проплиопитеки, дриопитеки, австралопитеки).

Самостоятельная работа со статьей на стр.111 - 112 , затем - беседа.

4. Характеристика древних людей (сообщение ученика).


Предварительные вопросы исследовательским группам :


а) находки каких людей относят к архантропам ?


б) исторический возраст архантропов;


в) условия жизни;


г) объем мозга;


д) владение речью;


е) особенности передвижения;


ж) трудовая деятельность;


з) образ жизни древнейших людей.


Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.


5. Древние люди (сообщение ученика ).


Предварительные вопросы исследовательским группам:


а) находки каких людей относят к палеоантропам?


б) исторический возраст древних людей;


в) условия жизни;


г) объем мозга;


д) владение речью;


е) особенности передвижения;


ж) трудовая деятельность;


з) образ жизни палеоантропов.


После сообщения - обсуждение вопросов и заполнение таблицы.


6 Первые современные люди - неоантропы ( сообщение ученика ).


Предварительные вопросы:


а) находки каких людей относят к неоантропам?


б) когда появились первые современные люди?


в) условия жизни неоантропов ;


г) объем мозга;


д) владение речью;


е) особенности передвижения;


ж) трудовая деятельность;


з) образ жизни первых современных людей.


После сообщения - обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Стадии антропогенеза




Исторический

Условия

Объем

Владение

Особеннос-ти

Трудовая

Образ жизни

Стадии

возраст

жизни

мозга

речью

передвиже-ния

деятельность


1.Архантропы –

древнейшие люди (пите-

кантроп, синангроп, гейдельберг-ский человек)


2-3 млн. лет

Отсутствие жилищ, пользова- ние огнем

900-1200

см3

Нечлено-раздель-ная и

зачатки членораз-дельной речи­

ходили на 2

ногах, слегка наклонив-шись вперед и опираясь на дубину

Изготавли-вали из камня примитив-ные орудия труда

Первобыт- ное стадо

2.Палеоантропы - древние

люди

(неандерталь-


цы)



150 тыс. лет

Жили в пещерах, поддержива-ли огонь






1400 см3

нечлено­раздель- ные звуки и зачатки членораз-дельной речи

Передвига-лись, несколько согнувшись

Пользова-лись каменными, костяными

и деревянны-ми орудиями труда

Коллектив по 50-100 человек

3. Неоантропы-первые современные люди (крома-

ньонцы)


30-40 тыс лет


Строили жилища, одевались в шкуры


1600см3


Хорошее развитие членораз-дельной речи


Вертикаль-

ная походка


орудия и предметы быта из рога, кости, кремня; гончарное дело, земледелие


Родовое общество



































7. Постепенное возрастание роли социальных факторов в антропогенезе (рассказ - беседа).

VI.  Закрепление изученного материала (беседа с использованием рис. 37 - 44).

VII. Решение проблемы, поставленной в начале изучения нового материала.

VIII. Обобщение и систематизация знаний. Формулирование вместе с учениками выводов.

IX. Итог урока и домашнее задание: §21 - 23.