Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. |
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка д/з. |
Проверка наличия домашнего задания | Показывают работы. |
Проверка усвоения материал прошлого урока |
Изобразите в тетради схему «Лексика русского языка» по материалам прошлого урока | Работают над схемой. |
Мотивация УД. |
Работа с эпиграфом В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н. В. Гоголь В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя? | Читают, анализируют, осмысливают. |
Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока. |
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале. | Оформление тетради. Оформление эпиграфа. |
Актуализация опорных знаний. |
Что такое слово? (Основная единица языка) Что называется лексикой? (Словарный состав языка) Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. ) Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов. Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика). | Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают. |
Работа над темой. |
Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые. Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони. – Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его! – Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем. Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем? | Слушают, анализируют, осмысливают, отвечают. |
Физкультминутка |
Один из учащихся проводит разминку. | Выполняют разминку. |
Работа над темой урока ( продолжение). |
Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга. Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.). | Работают со схемой учебника: стр. 83. Работа с рисунками на доске. |
Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д. | |
| Учащиеся предполагают соответствия частей тел, подбирают архаизмам современные слова. |
Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря. Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др. | |
Дополнительный материал. |
Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный». Бармаглот Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. | Слушают, определяют окказионализм. |
Рефлексия. |
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке? 6. Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? 7. Для чего нужны неологизмы? 8. Можем ли мы остановить процесс образования новых слов? | Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают. |
Заключительное слово учителя: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...» В.Г.Белинский |
Домашнее задание |
Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидоры росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название. Изучить §20, выполнить упр.162 | Запись в дневник. |