Н прошлом уроке обучающие получили задание, найти по любым источникам всю информацию о модели Вселенной, о теории Большого взрыва, реликтовом излучении.
За 3 дня до урока трем учащимся было дано задание: подготовить ментальную карту «Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение».
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 10 | Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия | 10 | Б.А. Воронцов – Вельяминов и др. |
Цель урока |
Познакомить учащихся с моделью «горячей Вселенной», реликтовым излучением; сформировать представление о физических условиях на ранних стадиях расширения Вселенной. |
Задачи урока |
Образовательная : формирование понятия: модель «горячей Вселенной», реликтовое излучение; познакомиться с образованием химических элементов во Вселенной; объяснение обилия гелия во Вселенной и его необходимость образования на ранних этапах эволюции Вселенной; знакомство с наблюдаемыми свойствами реликтового излучения. Развивающая: развитие научности мышления, умение анализировать, выделять главное, применять полученные знания для объяснения явлений; работать с источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами. Воспитывающая:: привитие любви и уважения к достижениям науки; акцентирование внимания учащихся на том, что в мире развивающихся тел и их систем существует замкнутый цикл материального мира; формирование коммуникационных компетенций, умение говорить и слушать других. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности. Знание: связи закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимости общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятия «горячая Вселенная»; крупномасштабной структуры Вселенной; что такое метагалактика; космологических моделей Вселенной. Умение использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | Умение ставить и формулировать задачи. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах. Развитость эстетического сознания. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Ноутбук, мультимедийный проектор, доска. | Ресурсы сети Интернет: https://www.youtube.com/watch?v=JpoAXUXTLBo http://portall.zp.ua/video/novyy-bolshoy-vzryv-pererozhdenie-vselennoy-dokumentalnyy-film/id-XJzaruCtu1j.html https://www.youtube.com/watch?v=puYcFm3f_Ik https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jY У Вселенной было начало. Видеоурок «NICA — Вселенная в лаборатории») https://www.youtube.com/watch?v=wMV2TYmgxGs Рождение Вселенной или момент творения. Начало всего. Большой Взрыв. Фильм про космос 31.10.2016) |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
1.Подготовительный этап | Создание ментальной карты по теме «Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение». | Сервис Сacoo | Предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. | Работа в команде, поиск информации, анализ и систематизация информации, полученной из различных источников, составление ментальной карты по теме. | 1 неделя |
2.Организационный этап урока | Готовность обучающихся к уроку. | | Проверка готовности к уроку. Распределение по группам. | Проверка готовности работы в группе, выбор лидера. | 2 мин. |
3.Этап актуализации знаний | Проверка основных понятий предыдущих тем. | | Фронтально осуществляет проверку знаний обучающихся. Возможные вопросы для фронтальной беседы: Как называется раздел астрономии, занимающийся изучением строения Вселенной и процессов, происходящих в ней? Дайте определения Вселенной, Метагалактики, Галактики, Звездной системы. Назовите главные космологические признаки Вселенной. | Отвечают на вопросы учителя. | 8 мин. |
4.Основной этап урока | Презентация ментальных карт, выполненных каждой группой. | | Осуществление контроля за презентацией ментальных карт каждой группой. Возможная корректировка. | Презентация ментальных карт. Уточнение информации, полученной от участников других команд. Обсуждение и корректировка готовых ментальных карт. | 25 мин. |
5.Рефлексия | Подведение итогов урока. | | Оценка деятельности обучающихся. Анализ выполненных заданий. | Самооценка. Оценка каждого члена группы. | 5 мин. |
Домашнее задание |
§ 25, с опорой на ментальные карты |