Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
астрономия | 11 | Планеты земной группы |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
астрономия | 11 | Б.В. Воронцов- Вельяминов, Е.К. Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся указывать общую характеристику планет земной группы (атмосфера, поверхность); получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектонические движения на планетах земной группы, обосновывать сходство и различия планет земной группы. | познавательные – работать с текстом учебника, выделять главное, обобщать информацию, представленную в различной форме; регулятивные – соотносить характеристики планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы; коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания, работать в группе. | Организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; выступать с результатами работы группы; принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Мультимедиа, проектор, компьютер, мобильные устройства учащихся. | Презентация, ЦОР. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
1.Организационно – мотивационный этап | Личностные результаты: формировать позитивное отношение к людям и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире | Презентация. Слайд 1 | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. Деление на группы по рядам | Настраиваются на учебную деятельность. Организуются на работу в группе. | 1 мин |
2а )Мотивация учебной деятельности | Личностные результаты: организовывать самостоятельную познавательную деятельность | Презентация. Слайд 2 | Мозговой штурм Дайте ответы на загадки. О чём пойдёт речь на уроке? В небе я свечусь нередко, Ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра, И на мне всегда жара. (Венера) Это красная планета По соседству с нами. Он зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что не говори,- Лед не сверху, а внутри. (Марс) Вот планетам младший брат, По размеру маловат. К солнышку всех ближе он, Потому и раскален. (Меркурий) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя, она моя, А называется… (Земля) | Говорят ответы на загадки. Индивидуальная форма работы. | 1 мин |
2б)Актуализация знаний. | Личностные результаты: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, построение научно обоснованных устных высказываний | Презентация. Слайд3 | Мозговой штурм Завершите высказывания: Самый длинный день - на планете… Быстрее всех вокруг оси вращается …. В одном направлении вокруг своей оси вращаются все планеты, кроме… Наибольшее количество спутников имеет…. На самое близкое расстояние к Земле подходит …….. Среди планет земной группы наименьший радиус имеет .. Наибольшая полуось орбиты говорит о ……….. Тема нашего урока «Планеты земной группы» Сформулируйте задачи нашего урока | Завершают предложения, используя знания, полученные на предыдущих уроках Индивидуальная форма работы.
В совместной беседе с учителем формулируют задачи урока | 3 мин |
3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Личностные результаты: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, построение научно обоснованных устных высказываний, выдвижение гипотез | Презентация. Слайд 4 | - Какие характеристики планет земной группы позволяют говорить о сходстве Земли, Меркурия, Венеры и Марса? - Какая из планет уникальна? - Какие сведения вам известны о Меркурии, Венере и Марсе? - На сегодняшнем уроке наши отдельные представления необходимо перевести в разряд научно обоснованных и системных. - На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? | Индивидуальная форма работы. Отвечают на вопросы. Высказывают собственные представления о планетах. Формулируют собственные познавательные вопросы относительно планет земной группы | 3 мин |
4. Открытие нового знания обучающимися | Личностные результаты: Организация самостоятельной познавательной деятельности. Работа с текстом научного содержания. Метапредметные познавательные – работа с текстом учебника, выделение главного, обобщение информации, представленную в различной форме; регулятивные – соотнесение характеристик планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы; коммуникативные – выражение логически верных обоснованных высказываний, работа в группе. Предметные - указывают общую характеристику планет земной группы по плану. | Презентация. Слайд 5 | Вспомним структуру плана характеристики планеты по которому мы уже работали. Работаем по группам. 1 группа характеризует Меркурий, 2 группа – Венеру, 3 группа – Марс. Первоначально вы начнёте работать в парах, а затем в группе выработаете общий подход к характеристике планеты. Метод работы: частично - поисковый | Обращаются к предыдущему уроку, воспроизводят структуру плана характеристики планеты. Организуют работу в парах, используя учебник (§18), приложение 6 учебника, «Школьный астрономический календарь», цветная вклейка 2; и интернет-ресурсы (мобильные устройства учащихся). Затем общая группа за 2 минуты до окончания | 12 мин |
5. Включение нового знания в систему | Личностные результаты: выступать с результатами работы группы; принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные результаты: регулятивные – соотносить характеристики планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы; коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания, работать в группе. | Презентация. Слайд 6 | Организует обсуждение результатов работы, акцентирует внимание на наиболее важных характеристиках планет: - для Меркурия – вследствие значительного эксцентриситета орбиты изменяется расстояние Меркурия от Солнца (продолжительность солнечных суток) днём 560°С, ночью минус 173°С. - для Венеры – особенность формирования атмосферы и литосферы без участия воды в большей мере, чем Земля, близости от Солнца, значительный период вращения, и вращается в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет. - для Марса – наличие спутников, со значительно отличающимися скоростями движения (Фобос обгоняет вращение планеты), возмущения орбиты Марса. | Каждая группа представляет результаты работы ( ответственный в группе) , индивидуальная деятельность остальные конспектируют информацию, задают вопросы, участвуют в обсуждении для каждой группы планеты по плану: 1. Особенности строение оболочек планеты 2.Характеристика рельефа планеты 3.Физические характеристики планеты (температура, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период ) 4. Химический состав оболочек планеты 5. Отличительные особенности планеты. | 14 мин |
6. Рефлексия | Предметные результаты: получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектонические движения на планетах земной группы, обосновывать сходство и различия планет земной группы. Личностные результаты: принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы. | Презентация. Слайд 7 | Сверяем данные в группах http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9839c58c-432e-4e0b-92ae-76c059d9b5f2/7_43.swf -Какие новые факты о сходстве Земли и других планет группы вы сегодня открыли? Какие сходные характеристики определяют эти факторы? - Какие новые факты, подтверждающие значительное различие Земли и других планет земной группы, вы открыли на сегодняшнем уроке? | Само рефлексия деятельности на уроке Отвечают на вопросы, указывая на наличие смены времён года на Марсе вследствие угла наклона оси к плоскости орбиты, наличие атмосфер, наличие магнитных полей. Обосновывают предположения. | 5 мин |
7. домашнее задание | | Презентация. Слайд 8 | Учебник, §18,с. 98-107 читать; По выбору: 1. составить 10 тестовых вопросов с ответами по теме «планеты земной группы». 2. Упражнение 14 (1-3) | Записывают домашнее задание | 1 мин |