Тема урока « Байкал – жемчужина Сибири»
Предмет: география
Класс: 8 класс
Учитель: Орлова Т.В.
Место работы: МОУ Шипиловская ООШ
Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе озера Байкал.
Оборудование : Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор.
Рабочее место ученика : раздаточный материал в виде таблицы для заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с незавершенным текстом.
Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами технологии критического мышления.
Форма проведения урока: Путешествие по Байкалу.
Планируемые результаты:
личностные УУД: развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
метапредметные УУД формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; организовывать выполнение задания по предложенному плану;
предметные: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
Физическая карта России; карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала; таблички с названиями групп учащихся (историки и геологи, климатологи и гидрологи, ботаники и зоологи, экологи); учебник «География: природа России. 8 класс» (автор И.И.Баринова); компьютер, мультимедийное оборудование.
План – конспект урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель приглашает детей в путешествие по просторам России, просит вспомнить об изученных природных районах европейской части страны.
2. Постановка цели, задач урока.
2. На экране СЛАЙД , на котором написана тема урока, но не до конца: «Жемчужина Сибири — ……».
Учитель:
— Чтобы узнать тему нашего урока, и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
Легенда
«Посмотрел господь: неласкова, вышла земля в Восточной Сибири… как бы она на меня не стала обижаться. И чтоб не держала обиды на меня, дам я ей не какую – ни будь подстилку для ног, а самую щедрую из своих запасов чудес. И получилось «чудо природы во всех отношениях».
Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири.
1. Что это за географический объект есть на юге Восточной Сибири?
2. Как будет звучать тема нашего урока?
На СЛАЙДЕ появляется тема урока полностью « Жемчужина Сибири — Байкал ».
-Запишите тему урока в тетрадь.
3. Где находится это уникальное озеро? Покажите на карте и определите его географическое положение?
Байкал расположен на юге Восточной Сибири, протягиваясь на сотни километров в форме рождающегося полумесяца. Байкал вытянулся, с юго-запада на северо-восток. Географические координаты 52-56 с.ш, 105-110 в.д. Озеро находится в котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками.
— Лев Семенович Берг сказал «Озеро Байкал – чудо природы во всех отношениях».
Чтобы лучше вы представили особенность озера, я поделюсь уникальными снимками.
Фоторяд о Байкале. СЛАЙДЫ
На фоне фото слова учителя: Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
(После просмотра видеоряда)
1.Что вы до сегодняшнего урока знали о Байкале?
2.Что нового вы хотели бы узнать на уроке? (ученики высказывают свои пожелания).
1. История изучения оз. Байкал.
2. Происхождение и геологическое строение .
3. Климат.
4. Воды.
5. Живые организмы.
6. Охрана оз. Байкал.
— Это и есть план нашего урока.
3. Изучение нового материала.
Организация работы в группах.
— Действительно, сегодня мы с вами узнаем, в чем заключается уникальность озера Байкал. Для этого класс разделен на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем.
1 группа – историки и геологи
2 группа – климатологи и гидрологи
3 группа – зоологи и ботаники.
4 группа – экологи.
— Все группы специалистов получают карточки с инструкцией по программе изучения своей проблемы, Приложение 1 и работаете с материалами учебника, источниками дополнительной информации, Приложение 2, картами в течение 5-7 минут. По окончании работы представитель от группы выступает с отчетом.
Работа в группах (5-7 минут).
Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 5-7 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.
— Слово предоставляется специалистам групп. Остальные учащиеся выполняют краткие записи учебного материала.
1 блок Ответы учащихся 1 группы - историки и геологи
— Послушаем наших историков. История изучения Байкала.
1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?
2.Когда впервые на берегах озера появились русские?
3.Что такое «Житие протопопа Аввакума»?
4.Кто из ученых занимался изучением Байкала? (Перечислить фамилии ученых).
— Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала? Приглашаю специалиста от группы геологов.
1.Определите возраст котловины озера Байкал.
2.Какие очертания имеет озеро, почему?
3.Почему озеро является самым глубоким в мире (глубина озера максимальная, средняя)?
4.Каков характер берегов озера?
5.Какими породами сложены берега?
6. Какие острова находятся в озере? (названия)
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение. СЛАЙД
— Глубокая котловина Байкала окаймлена живописными горными хребтами: Баргузинский, Хамар-Дабар, Приморский, Байкальский.
2 блок — Ответы учащихся 2 группы – климатологи и гидрологи
— Каков климат на Байкале? На этот вопрос я приглашаю специалиста от группы климатологов.
1.Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
2.Какие местные ветры возникают на озере? (названия, особенности). СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)
Климат на Байкале умеренный резко континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -24С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода), +15С – средняя температура июля. Таким образом, воды озера заметно смягчают континентальность климата побережья. Самый теплый месяц на берегах озера – август, наиболее холодный – февраль.
Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводят к возникновению сильных ветров. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: баргузин, или верховик, култук, сарма, ангара
Иногда на Байкале возникают бури, продолжающиеся несколько дней.
Эти ветры и штормы доставляют немало неприятностей судам и рыбакам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.
— Погода на Байкале меняется не только в течение сезона, суток, но даже за час.
— Настало время физкультминутки. Выполняем упражнения со мной.
На Байкале красота …………(руки вперед)
Посмотри туда……………… (руки к плечам, поворот влево — вправо)
Наклонились вниз к ногам… (руки на пояс, наклоны вперед)
Потянулись к небесам……… (руки вверх, вращение кистей рук)
Над Байкалом чайки кружат,
Полетим за ними дружно…… (руки на пояс)
Брызги пены, шум прибоя….. (ходьба на месте)
Над Байкалом — мы с тобою!
Тихо сели на песок………….. (сели за парту)
И продолжили урок
— Об уникальности воды озера Байкал, мы послушаем специалиста от группы гидрологов.
В чем уникальность воды Байкала?
Прозрачность воды (сколько метров?)
Химический состав воды (сколько содержится солей).
Реки, впадающие в озеро (указать количество рек, назвать самые крупные).
Река, вытекающая из озера (сколько их, название).
Воды озера имеют сине-зеленый цвет и чрезвычайно прозрачны: в тихую погоду можно видеть лежащие на его глубине 10-15 м камни и заросли водорослей, а опущенный в воду белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4).
Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой “ледяной” воде растворенных солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая соленость делает воду лечебной.
Так почему же вода в озере такая чистая и такая мягкая? В первую очередь потому, что Байкал собирает свои воды с большой, почти незагрязненной территории, покрытой густыми лесами. Кроме того, здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение и большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод. Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами, при выветривании образующими песок и почти не дающими примесей в воду.
Специалисты утверждают, что своей исключительной чистотой Байкал обязан главным образом микроскопическим растениям, которые выделяют в воду Байкала более 10 млн. тонн кислорода и создают за год около 4 млн. тонн органических веществ. Все это является основой питания мельчайших животных – зоопланктона.
К тому же у Байкала оказались свои “санитары” — рачки Эпишура, которые больше нигде в мире не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими “цветение” воды.
3 блок –Ответы учащихся 3 группы — зоологи и ботаники.
— О фауне и флоре озера Байкал нам расскажет специалист группы зоологов и ботаников.
СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)
1. В чем состоит уникальность органического мира Байкала? В чем уникальность фауны озера Байкал?
2.Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
3.Чем уникальна рыба голомянка?
4.Каков тип растительности Прибайкалья?
Свыше 2500 видов животных, из них 82 % — эндемики.
По сравнению с другими водоёмами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причём очень многих из них можно встретить только здесь. Байкал замечателен также своей уникальной флорой и фауной. Более 1300 видов различных животных и почти 600 видов водных растений обитают в его водах. Подобного разнообразия нет ни в каком другом озере. 82 % видов животных, обитающих в открытых водах озера, эндемичны, т.е. нигде кроме Байкала, не встречаются. Для озера особенно характерны байкальская нерпа, омуль, бычки-подкаменщики, глубинная живородящая рыбка голомянка; здесь насчитывается 300 видов инфузорий, 240 видов небольших рачков-бокоплавов, 84 вида различных моллюсков, 52 вида рыб – сиговых, лососевых, частиковых.
— На сегодняшний день, это «чудо природы России», подвергается экологической опасности и стоит вопрос о дальнейшем его сохранении и об этом нам расскажет специалист группы экологов
4 блок – Ответы учащихся 4 группы — экологов. СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)
1.В чем значение озера Байкал для человека и для природы? (Ресурсы Байкала)
2.Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
3.Каковы пути решения проблем Байкала? (Ваши предложения по охране, бережному отношению к природе Байкала).
4. Какой статус имеет озеро в настоящее время?
Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В 1996 году Байкал был объявлен территорией Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкальском регионе 5 заповедников, 3 национальных парка, 25 заказников, более 200 памятников природы и других уникальных объектов.
4. Заключительная часть урока
Решаемая учебная задача: найти в тексте несоответствия
Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только для россиян, но и всего человечества. «Байгал-далай» — называют его буряты, что означает «Байкал – океан». Байкал занимает второе место по глубине. Его максимальная глубина достигает – 1527 м. Нет на Земле другого столь древнего озера. Возраст Байкала – 5 – 10 тыс. лет. Из-за большой глубины и протяженности в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 20% пресных вод планеты.
В озеро впадает 336 рек, а вытекает только две – Ангара и Лена. Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно исчезнувших времен.1/2 организмов озера эндемичны, то есть не встречаются больше нигде. Наиболее интересные эндемики Байкала – ехидна, утконос, байкальский тюлень и голомянка.
Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 12 веке. Изучением Байкала занимались многие крупные ученые И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Паллас П. С., В. А. Обручев, Л. С. Берг. Но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала.
Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер сарма. Он налетает с юго-востока со скоростью более 30 км/ч и сметает все на своем пути. К местным ветрам относятся также баргузин, верховик, култук.
Старейшим заповедником Байкала является Байкальский, созданный в 1916 году. Однако понятно, что Байкал – природная святыня России – это не только уникальное природное явление мирового масштаба, но и мощный хозяйственный комплекс. Сооружение Иркутской ГЭС, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, различных промышленных предприятий в Улан – Удэ и Иркутске положительно влияет на природу Байкала.
5. 1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью, каких источников информации вы достигли поставленных целей?
6. Рефлексия.
Составьте «Синквейн» на тему «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»
7. Домашнее задание ( по выбору) :
1. Составить туристическую схему маршрута по о. Байкал.
2. Подготовить рассказ об эндемиках озера Байкал.
3. Составить кроссворд по теме урока.