СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Басенная карусель"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Басенная карусель"»



Басенная карусель (Творчество И.А. Крылова)

Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания обучающихся фактов биографии И.А. Крылова.

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литератур


Эпиграфом к литературной игре являются слова К.Батюшкова: «Его басни переживут века»

Сегодня, ребята, мы проводим игру – конкурс «Басенная карусель»

Почему карусель? ( дети высказывают свои догадки)

Карусель  аттракцион, представляющий собой вращающуюся платформу, на которой установлены (либо подвешены к крыше, либо прикреплены к центральной стойке) сиденья, сделанные чаще всего в виде лошадок, автомобильчиков и  других животных или транспортных средств.

В Средние века каруселями(слово тогда имело мужской род) называли рыцарские турниры. Позднее, в XVIIIвеке, для подготовки к турнирам, вместо схваток с реальными соперниками, стали использовать вращающуюся платформу, прообраз современной развлекательной карусели, которая тогда же появилась на городских ярмарках.

Учитель: И.А. Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около 200 басен, но не все знают, что Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. Один из знакомых Ивана Андреевича писал, что в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств.




Крылов мог стать замечательным актером, выдающимся художником и музыкантом (он был музыкален, прекрасно играл на скрипке). Крылов очень любил театр.
Поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуете себя в роли актеров (в конкурсе инсценированной басни), в роли иллюстраторов (в конкурсе художников), в роли критиков. Мы попробуем приблизиться к творческому таланту Крылова.
Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. И все сегодняшние задания связаны будут с баснями Крылова. А вы должны показать знание и понимание басен.

Инсценировать басню


Кто из известных вам поэтов работал в жанре басни?
Что такое мораль басни? (привести примеры)
Какие человеческие пороки высмеиваются в басне?

Кроссворд (загаданы слова, встречающиеся в баснях Крылова)

Материальный ущерб, потеря в басне «Мальчик и червяк» ( убыток)
Большой деревянный сосуд для жидкости в басне « Две бочки» ( бочка)
Ползающее беспозвоночное с мягким длинным телом в басне « Муравей» ( червяк)
Водное пространство в басне «Синица» ( океан)
Уныние, тоска в басне « Осёл и соловей» ( скука )
Печное изделие из теста с какой – либо начинкой в басне « Кот и повар» ( пирог)
Помещение для домашнего скота или птицы в басне» Волк на псарне» ( хлев)
Крик лягушки в басне « Лягушки, просящие царя» ( кваканье)
Отверстие в стене для света и воздуха в басне» Две собаки» ( окно)

Учитель: Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

— А ларчик (просто открывался).

— Кукушка хвалит Петуха за то, (что хвалит он Кукушку).

— А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь).

— Слона-то я и (не приметил).

— Недаром говорится, что (дело мастера боится).

— Ах, Моська! знать она сильна, (что лает на слона).

— У сильного всегда (бессильный виноват).

— А Васька слушает (да ест).

— Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят).

Я вам сейчас рассказываю истории из жизни , а вы на них отвечаете словами из басен. Учитель географии вызвал Костю рассказать о населении России. Костя. Вообще не плохой ученик. Переминается у карты. Садись: плохо! В классе волнение. Почему Костя не ответил урока. Один говорит :у него книги не было. Другой говорит: тема очень сложная. А третий: у него температура, он болен. А соседу по парте Костя объяснил так: «Не выучил, т.к. на катке был»(«А ларчик просто открывался»)

Идут по залу 2 мальчика. Надо сказать , что оба они участники стенгазеты, но издают её весьма плоховато. У Пети в газете рисунки плохие, буквы кривые, статьи скучные. Витя смолчал. Ведёт к своей газете : грязь, пятна разлитой туши. Петя смотрит и говорит:» Нет, хорошая газета, статьи интересные, красиво, чисто .Витя ему в тон : « Знаешь, и твоя хоть куда»( « Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушка»)

Просмотр м/ф «Зеркало и обезьяна», определить мораль ,придумать историю, соответствующую басне

Центон - стихотворение, сложенное из «заготовок», заимствованных из разных произведений одного или нескольких авторов. Его сочиняют так, чтобы получился неожиданный и смешной стихотворный текст. Перед вами «новая» басня , составленная из 9 разных басен И.А. Крылова. Великий баснописец, возможно, улыбнулся бы, прочитав этот шедевр.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам слона водили,
Как , видно, напоказ-
Известно, что слоны в диковинку у нас,-
Так за слоном толпы зевак ходили
Какой –то повар грамотей
С поварни убежал своей,
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни.
Как вдруг и подворотни
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело – мука.


Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Собака, Лев да Волк с Лисой
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись,
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу,
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду
Задание: определить, какая строчка из какой басни взята.

Закончить крылатые выражения
Ты всё пела? Это дело….
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник….
А вы , друзья, как ни садитесь……
Кукушка хвалит петуха….
Чем кумушек считать трудиться…..

Помогите герою басни найти свою пару


Свинья
Дуб
Моська
Слон
Повар
Кот
Ворона
Лисица
Ягнёнок

Волк
Кукушка
Петух
Муравей
Стрекоза
Фока
Демьян






«Комната находок»
Разыскать владельцев показанных предметов и сообщить адрес, адресом будет служить название басни.

В ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, что «там за рожа».

В ящике лежит предмет, который героиня достала с полдюжины!
Дюжина - это древняя мера измерения предметов. Обозначает число 12. Есть понятие чертовой дюжины - это число 13. Применяли слово дюжина в Англии для удобства счета мелких вещей, оттуда оно и пришло к нам. Вместе с английскими купцами, которые торговали на русском европейском севере.

В ящике лежит предмет, который «просто открывался»

Подведение итогов: при подведении итогов учитываются и лучшие рисунки к басням



Используемая литература:
Русская словесность. 2003.№ 7 Пашинина И.К. Как мы дружили с дедушкой Крыловым/ ЛВШ, 1998 , № 6 Энциклопедия литературных героев .-М, АГРАФ, 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!