СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии. 10 класс ЕМН. Способы получения органических веществ, автотрофы и гетеротрофы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль учителя на данном уроке состоит в том чтобы направлять усилия учеников в определенное русло; создать условия, побуждающие ребят к принятию самостоятельных решений; дать возможность самостоятельно делать выводы взаимодействуя в группе. 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии. 10 класс ЕМН. Способы получения органических веществ, автотрофы и гетеротрофы.»

Дата:

Класс 10 ЕМН

Урок № 27

Тема занятия:

Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.

Общие цели:

Способствовать сформированию понятий «автотрофные и гетеротрофные организмы»; знакомству учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания, через организацию групповой работы в классе.

Результаты обучения:

Ученики знают: отличительные особенности различных по способу питания групп живых организмов.

Ученики умеют:работать с текстом в группах и самостоятельно, распределять роли при работе в группе, организовывать свою деятельность в соответствующей роли.

Оборудование:

Раздаточный материал, оценочные листы, муз. сопровождение.

Ключевые идеи:

По типу питания все живое оказывается разделенным на две большие группы - автотрофы и гетеротрофы. Главное отличие гетеротрофов от автотрофов заключается в химической природе необходимых им питательных веществ. Отличается и сущность процессов их питания. Кроме того, выделяется группа миксотрофов - это организмы, приспособленные к обоим типам питания.

Этапы

занятия

Время

План

Оценивание

Организац.

момент

 

3 мин


Проверка готовности класса к уроку, психологический настрой. Тренинг «Мне приятно общаться с тобой, потому что…».

Учитель приглашает детей в круг, протягивает руку стоящему рядом ученику со словами: «Мне приятно общаться с тобой, потому что…», а он, протягивает руку следующему ученику и т.д.

Формативное оценивание эмоционального состояния обучающихся

Вызов

7 мин







Скажите, что изучает наука биология? (живые организмы)

- Чем живое отличается от неживого? (Дышит, питается и т. д.)

На Земле проживает огромное множество живых существ.

Для удобства их изучения исследователи классифицируют все организмы по различным признакам.
Есть такие поговорки:
- Волка ноги кормят;
- Сытый голодному не товарищ;
- Голод не тетка.
Слышали? Что они означают? (Ответы учащихся)
Значит, сегодня мы пополним наши знания о группах живых организмовразделенныхпо типу? (Питание)

Давайте вспомним, на какие основные две группы делятся организмы по способу питания (автотрофы, гетеротрофы)

Записываем в тетради число и тему урока. Формирование целей урока совместно с учениками.

Работа в парах:Опираясь на имеющиеся знания из курса 9 класса, объясните, кто такие автотрофы, кто такие гетеротрофы?Работая в паре, ученики делятся мнениями, отвечают на вопрос и дают общий ответ.

Ответы всех пар вывешиваются или записываются на доске и дети рассматривают ответы других, затем повторно обсуждают в паре, что именно они хотели бы добавить.

Добавляют в перечень все дополнительные ответы вместе приходят к общему определению понятий автотрофы и гетеротрофы. Записывают определения в тетрадь.

Заполняется оценочный лист (приложение 1)

Формативное оценивание осмысления детьми темы и целей урока.

Осмысление

Изучение

нового материала

2мин















1 мин

10 мин



7 мин

2мин

Орг. работы в группах: распределение предложенных учителем ролей. организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;

  • протоколист – записывает идеи и результаты работы;

  • докладчик – рассказывает о результатах работы группы всему классу;

  • «хранитель времени и материалов» – следит за временем отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось,получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю.

  • Физминутка

Работа по группам:каждая группа получает раздаточный материал с информацией о группе организмов и преобразует в таблицу (приложение 2)

1 группа – автотрофы2 группа – гетеротрофы

После выполнения работы в ходе презентации делаются выводы, записи в тетрадях.

Заполняется оценочный лист (приложение 1)


Формативноевзаимооцениваниеучителем «Две звезды, одно пожелание»












Этап

Рефлексия

8 мин





4 мин

Индивидуальная работа: тестирование на первичную проверку знаний(приложение 3) Заполнение листа оценивания, выставление оценок

Рефлексия

Все ли получилось? Почему?


________________________________

Лучше всего у нас получилось



_____________________________

Этого мы достигли благодаря





________________________________

Труднее всего было



_______________________________

Эти трудности мы преодолели так:


______________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?





________________________________



Суммативноесаммооценивание по образцу

Каждый правильный ответ 1 балл (наибольший балл - 10)

Формативнаясамопроверка Суммативное индивидуальное оценивание


Формативное оценивание работы в группе

Домашнее задание

1 мин

Конспект в тетради, синквейны «Автотрофы», «Гетеротрофы»

Формативное оценивание ясности д/з.



































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Оценочный листФИ_____________________________________________

Роль в группе ____________________________________________________

задания

Задание

Балл

Задание 1

Работа в паре

Взаимооценивание вклада каждого в ответ пары, наивысший бал - 2



Задание2

Работа в группе

В ходе групповой работы я …

балл

выполнял отведенную мне роль


участвовал в дискуссии, предлагая свою точку зрения


анализировал, обобщал точки зрения других, делал выводы


В каждой строке наивысший 3 балла

Средний бал(сложить баллы трех строк и разделить на три)

______

Задание3

Индивидуальное задание





Каждый правильный ответ 1 балл, наибольший балл - 10.







Общий балл

Сложить баллы трех заданий и разделить на три





Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Оценочный лист _____________________________________________

Роль в группе ____________________________________________________

задания

Задание

Балл

Задание 1

Работа в паре

Взаимооценивание вклада каждого в ответ пары, наивысший бал - 2



Задание2

Работа в группе

В ходе групповой работы я …

балл

выполнял отведенную мне роль


участвовал в дискуссии, предлагая свою точку зрения


анализировал, обобщал точки зрения других, делал выводы


В каждой строке наивысший 3 балла

Средний бал(сложить баллы трех строк и разделить на три)

______

Задание3

Индивидуальное задание





Каждый правильный ответ 1 балл, наибольший балл - 10.







Общий балл

Сложить баллы трех заданий и разделить на

три





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Автотрофные организмы

Группы автотрофов в зависимости от используемого источника энергии.

Способ получения

органических

веществ

Позиции в пищевой цепи

Представители




















































Гетеротрофные организмы

 

Группы гетеротрофных организмов в зависимости от способа получения органических веществ



Особенности питания


Позиции в пищевой цепи

Представители
























































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Механизм использования солнечной энергии в процессе синтеза органических веществ из неорганических сформировался в клетках

1) грибов

2) животных

3) растений

4) сапротрофов



2. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

1) в клетках органические вещества образуются из неорганических

2) на образование органических веществ используется солнечная энергия

3) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ

4) образуются одни и те же продукты обмена



3. Фототрофами являются:

1) простейшие          2) вирусы          3) растения          4) грибы


4.Совокупность  реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:

1) хемосинтезом

2) брожением

3) гликолизом

4) фотосинтезом.



5. Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии, освобождаемой при окислении неорганических веществ, называют:

1)_гетеротрофами  2) хемотрофами  3) фототрофами4) сапротрофами.


6.К гетеротрофам относят: 1) рожь2)бурые водоросли 3) дрожжи4) хлорелла.



7. Организмы, приспособленные к обоим типам питания

1) хемосинтетики

2) автотрофы

3) миксотрофы

4) серобактерии


8.Тип питания, при котором организмы получают органические вещества в растворенном виде через клеточные стенки, питаясь мертвыми органиче­скими остатками.

1) сапрофитный

2) автотрофный

3) фототрофный

4) паразитический


9. Продуцентами в пищевой цепи являются

1) автотрофы 2) паразиты 3) сапрофиты 4) гетеротрофы


10. Многоклеточные животные, имеющие пищевари­тельную систему относятся к

1) сапротрофам 2) хемотрофам  3) фототрофам4) голозоям



КЛЮЧ К ТЕСТУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1

3

4

2

3

3

1

1

4







  • организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;


  • протоколист – записывает идеи и результаты работы;


  • докладчик – рассказывает о результатах работы группы всему классу;


  • «хранитель времени и материалов» – следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось, получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю.


  • знаток терминов – составляет терминологический словарь урока, комментирует употребляемые из них докладчиком, когда тот рассказывает о результатах работы группы всему классу.

























Рефлексия гр. «Гетеротрофы»

Все ли получилось? Почему?


________________________________________________

Лучше всего у нас получилось





________________________________________________

Этого мы достигли благодаря





________________________________________________

Труднее всего было





________________________________________________

Эти трудности мы преодолели так:



________________________________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?





________________________________________________





Рефлексия гр. «Автотрофы»

Все ли получилось? Почему?


________________________________________________

Лучше всего у нас получилось





________________________________________________

Этого мы достигли благодаря





________________________________________________

Труднее всего было





________________________________________________

Эти трудности мы преодолели так:



________________________________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?





________________________________________________