СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 10 класс Пластический обмен.Фотосинтез.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  предлагается при изучении пластического обмена, изучении фотосинтеза , как  основы жизни всех живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 10 класс Пластический обмен.Фотосинтез.»

Учитель:

Мосейко Наталья Александровна


Дата: 14.12.17г.

Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:

Тема урока:

Пластический обмен. Фотосинтез.

Класс:

10

Тип урока:

Изучение нового знания

Цель урока:

формирование комплекса знаний о пластическом обмене;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию;

формировать навыки личной ответственности за личное поведение,

контролировать и оценивать достижение результата,


Критерии достижения цели:

учащийся :

-знает особенности пластического обмена ;

-понимает значение пластического обмена для клетки и организма в целом;

-умеет находить и преобразовывать необходимую информацию

Материально-техническое обеспечение:


- компьютер, мультимедийный проектор, видео


Ход урока:

Этапы планируемого урока

Планируемые действия в классе

Ресурсы

Организационный момент


Приветствует учащихся,определяет готовность к уроку.

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Повернитесь-ка ко мне.

Улыбнитесь-ка все мне.

Спасибо!



Проверка знаний 5 мин.

I. Диктант

1.Расщепление органических веществ характерно для ….. (катаболизма)

2.Гликолиз – это процесс расщепления …(глюкозы), который происходит в (цитоплазме)

3.36 молекул АТФ образуется в ходе …(кислородного этапа)

4.Этот процесс протекает с поглощением энергии… (анаболизм, пластический)

5.Биологическим аккумулятором клетки является…(митохондрия)

Проверьте свои ответы. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:  5 баллов – высокий уровень –«5», 4 балла – средний «4», 3 балла – ниже среднего- «3» , 2 балла и менее – низкий уровень –«2»


Индивидуальная работа

Взаимопроверка

Вызов: 4 мин.

Борис Пастернак писал:


«Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины…»

Ребята, биологию вы изучаете с шестого класса и за это время научились объяснять суть многих процессов и явлений, происходящих в природе. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад, в 1600 год. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений.

Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос. Возвращаемся в XXI век. Как вы объясните результаты опыта? Чего не учёл бельгийский естествоиспытатель? (Выслушать варианты ответов учащихся).

Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок, тема которого так и звучит: «Фотосинтез» (запись темы урока). Как вы думаете, какова цель нашего с вами сегодняшнего урока? (высказывания учащихся)


Изучение нового материала 25 мин.

Условия необходимые для фотосинтеза. Место протекания процесса

Дайте определение фотосинтеза.(записывают в тетрадях.)

Сделайте вывод, какие основные вещества необходимы для процесса фотосинтеза

При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (Ответ: углекислый газ, вода, хлорофилл, свет).

Следовательно, мы можем предположить, что для протекания данного процесса необходимо наличие определенных веществ и условий.

А где же конкретно происходит процесс фотосинтеза? Для того, чтобы это определить составьте логическую цепочку ,которая будет отражать место протекания процесса фотосинтеза.

Растение – лист –– клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды, содержащие пигмент хлорофилл.

Именно в этих маленьких структурах и происходит процесс фотосинтеза. А вспомните пожалуйста в чем особенности строения хлоропласта.

Фотосинтез является сложным многоступенчатым процессом, часть реакций которого происходит на свету, а часть – в его отсутствии. Следовательно, выделяют две фазы фотосинтеза световую и темновую. И сейчас вы самостоятельно попытаетесь определить суть этих процессов. Путем заполнения таблицы Работа в парах. 1 ряд – характеризует световую фазу, 2,3 – ряды темновую. После заполнения таблицы, учитель предлагает 1 учащемуся каждого ряда выступить и объяснить суть процесса,

Сравнение этапов фотосинтеза


Световая фаза

Темновая фаза

Место протекания процессов

Мембраны тилакоидов

Строма хлоропласта

Условия


Свет

Наличие света не обязательно

Необходимые вещества

Вода, углекислый газ, АДФ, НАДФ

Углекислый газ, АТФ, НАДФ-Н,

Процессы, происходящие на данном этапе

Фотолиз воды,

Нециклическое фосфорилирование (образование АТФ)

Цикл Кальвина

Что образуется?

Кислород (удаляется в атмосферу), АТФ, НАДФ-Н.

Глюкоза, АДФ, НАДФ


Значение фотосинтеза (5 минут)

О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А. Тимирязева (предложить учащимся закрыть глаза и мысленно нарисовать картинку к тексту).


«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».

Как вы думаете, почему К.А. Тимирязев считал, что растениям в нашей жизни принадлежит космическая роль?

Основным источником тепла и света является космическое тело – Солнце. А зелёные растения – единственные организмы на нашей планете, которые способны усваивать солнечную энергию и переводить её в химическую энергию органических веществ.

Видео



Рабочие

тетради






























Работа в парах

Закрепление

Дайте определение фотосинтезу.

Назовите условия протекания этого процесса.

Какие фазы включает фотосинтез.Объясните их названия.

Значение фотосинтеза.

Фронтальный опрос.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. ( ответы учащихся)

Как вы думаете достигли ли вы цели нашего сегодняшнего урока? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- как вы оцениваете свою работу на уроке?

- какие у вас есть вопросы по теме урока?




Домашнее задание

Изучить параграф учебника № 25