СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 7 класс по ФГОСООО Многообразие кишечнополостных УМК Пасечник В.В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 7 класс по ФГОСООО Многообразие кишечнополостных УМК Пасечник В.В.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 7 класс по ФГОСООО Многообразие кишечнополостных УМК Пасечник В.В.»

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 7 класс

Тема урока: «Многообразие кишечнополостных, из значение».

Разработал: Краминова И.А., учитель биологии МБОУ «Лицей №1» Коминтерновского района г.Воронежа.

Используемый УМК: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Живот­ные. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

Тип урока: урок открытия нового знания.


Тема урока

«Многообразие кишечнополостных, из значение».

Цели урока

формирование знаний о многообразии кишечнополостных, их значении в природе и жизни человека, развитие умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи в ходе решения биологических задач, воспитание экологической культуры.

Задачи урока

  • Научиться объяснять значение основных понятий урока;

  • Различать представителей гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов;

  • Характеризовать особенности жизнедеятельности кишечнополостных как многоклеточных двухслойных животных с лучевой симметрией тела и описывать их образ жизни;

  • Оценивать роль кишечнополостных в природе и жизни человека;

  • Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически, решать проблемные ситуации, свободно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, использовать информацию из разных источников с последующим выступлением.

Формирование УУД

Метапредметные УУД

Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

Регулятивные: определять цель работы, планировать, осуществлять и оценивать ее выполнение, представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: формировать культуру умственного труда, умение применять полученные знания на практике, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.

Основные понятия

Полип, медуза, коралл, чередование поколений, рифы.

Оборудование

Учебник «Биология. Животные» 7 класс, презентация учителя, кейс, таблицы «Гидра» и «Кишечнополостные», видеофильм «Тип Кишечнополостные», скелеты рифообразующих кораллов.

Виды деятельности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, работа в парах и малых группах – изучение текста и иллюстративного материала по предложенному учителем алгоритму, описание кишечнополостных разных классов, составление сравнительной таблицы «Многообразие кишечнополостных», индивидуальная работа по подготовке сообщений «Медузы прекрасные и опасные обитатели моря» - поиск и отбор информации из разных источников с последующим выступлением, коллективное обсуждение результатов работы.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, индивидуально.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Согласовать и зафиксировать цель, организовать составление совместного плана действий.


Личностные УУД

Смыслообразование.

Познавательные УДД

Целеполагание.

Использование знаково-символических средств.


2. Актуализация и пробное учебное действие

1) Фронтальная беседа:

- Какие типы многоклеточных животных вы уже знаете?

- Назовите представителей типа Губки и систематические группы, к которым они принадлежат.

- Докажите, что губки являются важными компонентами водных сообществ?

- Выделите черты сходства губок и кишечнополостных.

- Объясните, в чем заключается усложнение строения представителей

кишечнополостных по сравнению с губками?

Вспоминают, проговаривают. Отвечают на вопросы.

Называют тип Губки и Кишечнополостные.

Называют классы губок и их представителей, основные признаки по которым проводят систематику губок.

Проговаривают роль в живой природе представителей типа Губки.

Учащиеся проговаривают основные характеристики типов Губок и Кишечнополостных.

Комментируют ответы, дополняют.


Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств, сравнение, аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.

Личностные УУД: формирование культуры умственного труда.

3. Выявление места и причины затруднения. Проверка выполнения домашнего задания.

2) Проверка основных понятий и терминов.

Интерактивная игра «Бумеранг»: ученики задают друг другу вопросы – посылают «бумеранг». Если ответ верный – отвечавший получает право послать «бумеранг» дальше, если ответ неверный – ему дают новое задание, «бумеранг» возвращается.


Работа с основными понятиями и терминами: полость кишечная, симметрия лучевая (радиальная), эктодерма, энтодерма, регенерация.

Задают вопросы. Вопросы обучающиеся выбирают из списка и задают товарищу.

Проверяют друг у друга знание основных терминов.

Фиксируют индивидуальные затруднения в деятельности, которые демонстрируют недостаточные знания о данном типе животных.

Познавательные УДД

Построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учет разных мнений.

Личностные УДД

Умение применять полученные знания на практике


4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения

Почему кишечнополостные получили такое название?

Демонстрация фрагмента видеофильма, беседа, выполнение заданий кейса.


Просмотр фрагмента видеофильма, беседа, ответы на вопросы, выполнение работы в тетради.


5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала

1. Работа в группах по кейсу. Прочитайте в нем информацию о представителях классов кишечнополостных и ответьте на поставленные вопросы.

- На основании каких признаков можно утверждать, что полипы и медузы относятся к одному типу животных?

- По каким признакам их разделяют на классы?

Какова среда обитания, образ жизни, особенности строения и жизнедеятельности представителей классов кишечнополостных?

Каково значение кишечнополостных

в природе и жизни человека?

Учащиеся читают кейс.

Формулируют проблему и отбирают лучшие ее формулировки.

Выдвигают гипотетические ответы на проблемные вопросы.

Проверяют свои гипотезы на основе информации учебника и изученной информации на информационных листах кейса.


Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

6. Первичное закреплении с комментированием во внешней речи

2. Составление сравнительной характеристики представителей разных классов и сворачивание информации в таблицу: «Многообразие кишечнополостных»

(используйте учебник § 6 стр. 25 – 31 и информацию из кейса о представителях кишечнополостных, их образу жизни, систематике и значению).

Решают кейс.

Записывают пути решения.

Презентуют свое решение.

Выслушивают мнения друг друга.


Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Развитие учебных навыков по поиску и систематизации информации, умений перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Умение работать в команде, группе.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

3. Проверка кейса.


4. Индивидуальная работа по подготовке сообщений «Медузы прекрасные и опасные обитатели моря».

Учащиеся слушают. Анализируют свои ответы.

Отвечают на вопросы.


Поиск и отбор информации из разных источников с последующим выступлением, коллективное обсуждение результатов работы.

Познавательные УДД

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Использовать информацию из разных источников с последующим выступлением.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать.

Регулятивные УДД

Контроль. Коррекция.

Личностные УУД

Формируется любовь к животным, к живой природе. Формируется бережное отношение к окружающей природе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Составьте 3 цепи питания, в которые входят кишечнополостные.

2. Решите кроссворд «Кишечнополостные»:

  1. Наружный слой клеток кишечнополостных.

  2. Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.

  3. Способность организмов восстанавливать утраченные части тела.

  4. Внутренний слой клеток кишечнополостных.

  5. «Португальский военный кораблик».

  6. Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда.

  7. Наиболее известный пресноводный представитель класса Гидроидные.

  8. Тип симметрии, характерный для кишечнополостных.

  9. Свободноплавающая форма кишечнополостных – результат чередования поколений.

  10. Острова, образованные коралловыми отложениями.

3. Решите биологические задачи.

1вариант

В Индийском океане обитает небольшой краб мелия, который при нападении на него врагов, берет в каждую клешню по актинии и выставляет их вперед против нападающего. Чем объясняется такое поведение краба?

2 вариант

Колонии коралловых полипов, образующие береговые и барьерные рифы, значительно лучше развиваются и растут быстрее на наружной стороне рифа, чем на внутренней, ближней к берегу. Почему?

Составляют цепи питания, приводят примеры, сравнивают с готовым образцом.


Решают кроссворд «Кишечнополостные»

Эталон для самопроверки:

  1. эктодерма

  2. кишечная

  3. регенерация

  4. энтодерма

  5. физалия

  6. стрекательные

  7. гидра

  8. лучевая

  9. медуза

  10. атоллы


















Формулируют ответ на биологическую задачу.


Регулятивные УУД

Контроль полученных знаний, корректировка.

Познавательные УУД

Решение проблемных ситуаций, свободное высказывание своего мнения и выслушивание мнения других.

Анализ, сравнение, обобщение знаний.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать.





















Регулятивные УУД

Контроль полученных знаний, корректировка.

Познавательные УУД

Решение проблемных ситуаций.

Анализ, сравнение, обобщение знаний.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, свободное высказывание своего мнения и выслушивание мнения других.


8. Включение в систему знаний и повторение

1. Ответьте на вопросы:

- На какие классы подразделяют тип Кишечнополостные?

- Каково значение кишечнополостных

в природе и жизни человека?

- Назовите кишечнополостных

наиболее опасных для человека. Объясните, почему они опасны.


2. Решите биологические задачи.

- Предположите, к каким последствиям может привести изменение качества воды в местах обитания кишечнополостных. Ответ обоснуйте.

- Чем соседство рака отшельника и актинии выгодно им обоим. Ответ обоснуйте.


Контроль правильности ответов учащихся, корректировка при необходимости их ответов.


Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют ответы на биологические задачи.

Контроль правильности ответов учащихся, корректировка при необходимости их ответов.

Познавательные УДД

Обобщение изученного.

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело.

10. Домашнее задание

Домашнее задание: используя учебник § 6 стр. 25 – 31 и записи в тетради выучить материал.

Внимательно слушают задание на дом. Делают записи.

 


Приложение к уроку

Кроссворд «Кишечнополостные»



1.Наружный слой клеток кишечнополостных.

2.Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.

3.Способность организмов восстанавливать утраченные части тела.

4.Внутренний слой клеток кишечнополостных.

5.«Португальский военный кораблик».

6. Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда.

7. Наиболее известный пресноводный представитель класса Гидроидные.

8. Тип симметрии, характерный для кишечнополостных.

9. Свободноплавающая форма кишечнополостных – результат чередования поколений.

10.Острова, образованные коралловыми отложениями.


Ответы для самопроверки:

1. эктодерма

2. кишечная

3. регенерация

4. энтодерма

5. физалия

6. стрекательные

7. гидра

8. лучевая

9. медуза

10. атоллы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей