СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "«Болезни кожи. Уход за кожей. Гигиена кожных покровов" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка  может помочь  как дополнение к урокам по биологии по теме: «Заболевания кожи»  так и на уроках основ безопасности жизнедеятельности при изучении заболеваний кожи. В разработке рассмотрены  признаки заболеваний, течение(этимология), а так же лечение  и профилактика, значение личной гигиены при кожных заболеваниях. На уроке использованы разные формы и методы, направленные на формирование ЗУН и качественное усвоение учебного материала по теме. Урок способствует развитию познавательного интереса  к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "«Болезни кожи. Уход за кожей. Гигиена кожных покровов" 8 класс»

Урок биологии «Болезни кожи. Уход за кожей. Гигиена кожных покровов» 8 класс

Цели урока:

  • Обучающие:

  • сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; показать связь с процессами, происходящими во всём организме;

  • познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.

  • Развивающие:

  • развивать память и логическое мышление; развитие познавательного интереса.

  • Воспитательные:

  • соблюдение гигиенических требований к коже, одежде и обуви; воспитание  культуры здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Методы обучения: фронтальная беседа, презентация учащихся, проблемное обучение.

Оборудование: мультимедийнный проектор, электронный обучающий диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье»; коллекция кремов для различных типов кожи, книги и журналы с рецептами народной косметологии; для самостоятельной работы бумажные салфетки.

ХОД УРОКА



Эпиграф: « Единственная красота,

которую я знаю - это здоровье»

Г. Гейне

1. Организационный момент.

Учитель: Начать наш урок мне хотелось бы с загадки:

Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождём не промокает
И не мнётся ни за что!
А ещё – не выцветает, 
И дышать легко нам в ней,
И носить её мы можем
Не снимая много дней.

Учитель: О чём идёт речь? (О коже).

Тема урока: ««Болезни кожи. Уход за кожей. Гигиена кожных покровов»

Задачи: Мы должны сформулировать правила ухода за кожей, выявить причины и признаки кожных заболеваний, познакомиться с приёмами доврачебной помощи при ожогах и обморожениях.

II. Фронтальный опрос

Учитель: Кожа – это самый большой орган тела человека. Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды. Давайте вспомним:

1. Какое строение имеет кожа?
2. От чего зависит цвет кожи? (Меланина)
3. Что относят к производным кожи? (Волосы и ногти)
4. Какие функции выполняет кожа? (Защитную, выделительную, дыхательную, чувствительную, участвует в теплорегуляции и обменных процессах)

Это интересно: (слайд)

На 1 квадратном см находится около 50 болевых точек, 12 – холодовых и 1-2 – тепловых.
– Человеческий волос в 500 раз толще стенок мыльного пузыря, в 5раз толще капилляра, в 12 раз толще стенок альвеол.
– По прочности волос занимает среднее положение между медью и железом.
– Девичья коса может выдержать груз в 20 тонн.
– Ежедневно у человека сменяется 30-40 волос.

III. Изучение нового материала (Ролевая игра)

Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Кожа – это своеобразный экран, отражающий процессы, происходящие в организме. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на неё обязанностями, за ней надо ухаживать. Потому что она, как пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей. 

Вот и сегодня мы будем постигать заповеди богини Гигиены.

Что такое красота? Это прежде всего здоровье, ухоженная, сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпь, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Как же правильно ухаживать за кожей, чтобы она оставалась молодой и здоровой? Кто нам поможет – Панацея или Гигиена?

Богиня Панацея - дерматолог

Богиня Гигиена – косметолог

Конечно, гораздо приятнее говорить о здоровой и ухоженной коже. Поэтому отправляемся в салон красоты.

Ну, а теперь, самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что – нет. И расскажет нам об этом косметолог  – в роли, которого ученица класса. Она подготовила всем памятки о типах кожи и рекомендации ухода за ними.
После такого интересного  сообщения  я вам предлагаю определить тип своей кожи.

Практическая работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». По итогам работы проводится беседа.

Оборудование: косметические салфетки.

Возьмите салфетку, которая лежит у вас на столах, и закройте ней лицо. Тщательно промокните лоб, виски, щёки, нос, подбородок. Разверните салфетку и рассмотрите получившийся отпечаток лица. На участках с жирной кожей остаются следы, если следов нет – кожа сухая.

Зачем нужно знать тип своей кожи.
Правильный уход, каждодневная забота и тщательная гигиена позволят коже остаться упругой и эластичной, сохранив красоту и молодость на долгие годы. Каждому типу кожи нужен свой подход в уходе – это непреложное правило. Только верно определив свой тип кожи, вы подберете оптимальную программу ухода за ней, обеспечив тем самым полноценный уход.

– А как же необходимо ухаживать за волосами? Какой уход нужен рукам и ногтям? (Сообщение «Уход за ногтями и волосами»)

Это интересно: (слайд)

из всех микробов, имеющихся на руках, 95% находятся под ногтями.
– в 1 грамме подногтевой грязи насчитывается до 380 млн.микробов.
– на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, на грязной – только 5%.
– во время мытья с кожи удаляется до 1,5 миллиардов микробов.

Учитель: Прослушав эту информацию, какой можно сделать вывод? (Мыть руки, содержать кожу в чистоте).
– А какое значение в нашей жизни имеет одежда? (Защита организма от  неблагоприятных условий среды и обеспечение нормальной терморегуляции).
– А теперь узнаем  о гигиенических требованиях к одежде

(Презентация учеников «Гигиена одежды и обуви»).
В последние годы наблюдается «льняной бум» и объясняется это не только модой. Лён называют естественным кондиционером за его потрясающую способность дышать. Одежда из льна мало пачкается, прекрасно впитывает влагу и при этом быстро высыхает. Медики определили, что такая одежда даже лечит: у людей,прикованных к постели, не бывает пролежней, если они лежат на льняных простынях.
Учитель:– Скажите, а какие высказывания вы слышали о коже? (Кожа – зеркало здоровья.)
– Как вы понимаете эти слова? (Поражение кожи является нарушением работы внутренних органов).
– Действительно, пожелтение кожи, склеры глаз – это заболевание печени и  желчного пузыря; угревая сыпь подростков – следствие перестройки эндокринной системы; нарушение кожных покровов – результат недостатка витаминов А, В, С.
–  А какие поражения кожи вы знаете? (Лишай, чесотка, ожоги, обморожения)
Учитель – Какие пути заражения? 
При заболеваниях кожи необходимо обращаться  к врачу-дерматологу, который поможет решить проблемы с кожей.
Наиболее часто встречаются ожоги и обморожения. 
-Работая с учебником (стр.207-208), вам необходимо заполнить  таблицу,  указав признаки и  доврачебную помощь при ожогах и обморожениях  в тетради с печатной основой  № 160 стр. 67.

Учащиеся выполняют задания по рядам, затем читают записи и дописывают.

Учитель – Хочу обратить ваше внимание на проблемы обморожения: При действии температуры ниже – 30 происходит гибель клеток под действием холода непосредственно на ткани. Но большинство отморожений наступает  при температуре – 10, – 20 градусов, при этом  происходит спазм  сосудов и замедляется кровоток. Отморожение можно получить если ходить в тесной и влажной обуви.

Учитель – А сейчас, консультанты красоты проверят, как вы усвоили правила ухода за  кожей.  Вам необходимо  прослушать высказывание и определить, где ложные, а где истинные.

Правила ухода за  кожей.( Слайд)

1. Выдавливание угрей,  прыщей поможет быстрее избавиться от них  (Ложь. Выдавливание   прыщей может привести к возникновению инфекции и на коже остаются рубцы).
2. Общение с животными не влияет на состояние кожи человека  (Ложь, если гладить незнакомых кошек и собак, то можно заразиться лишаями).
3. Можно пользоваться маминой косметикой. (Ложь, она не подходит для  детской и подростковой кожи).
4. Употребление витаминов улучшает состояние кожи. (Правда)
5. Накрашенные ресницы можно не смывать несколько дней  (Ложь, можно получить заболевание глаз. Надо использовать ежедневно специальные средства  для снятия макияжа)

IV. Рефдексия

Учитель -Какие выводы вы сделали при изучении данной темы? 

(Кожа – это своего рода  визитная карточка организма. Чтобы кожа радовала глаз, мало одного ухода,  необходимо рационально питаться  высыпаться, вести здоровый образ жизни).

V. Подведение итогов

Учитель –сегодня вы молодцы!

Давайте составим СИНКВЕЙН  к слову Кожа

Строение синквейна, правила его написания: (слайд)

Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

1. Кожа
2. Прилагательное (2 слова): чистая, здоровая, красивая
3. Глагол (3 слова) – защищает,
4. Предложение Кожа – зеркало здоровья
5. Слово – резюме (Красота. Здоровье)

Учитель: Закончить урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом: «Кожа – зеркало здоровья». Ведь знания, полученные нами сегодня на уроке могут вам не только на контрольных работах, экзаменах, эти знания прежде всего нужны нам в повседневной жизни, ведь от умения оказать первую помощь при ожогах и обморожениях, предотвратить кожные заболевания, сто раз подумать, взвесить все за и против перед тем как сделать себе татуировку или пирсинг, от этого зависит наше здоровье, а может быть и даже жизнь. Ухаживайте за своей кожей, чтобы быть здоровыми и красивыми!

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны, спора нет,

Ну а лень, обжорство и куренье

Оставляют тоже след.

Кожа – зеркало здоровья!

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно.

Это важно для ребят.

VI. Домашнее задание: п. 40, приготовить памятку самому себе «Как я буду ухаживать за своей кожей лица, рук, волосами и ногтями». Выставление оценок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!