3. Изучение нового материала 10 мин 10 мин 4. Этап закрепления знаний 5 мин 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия. 5 мин | 1. Переход к изучению нового материала. Вводное слово учителя о папоротниковидных растениях. 2. Папоротники – представители высших споровых растений. 3. Способы размножения папоротника. Цикл развития папоротника. Работа с рисунками (слайд и учебник).  Из глубокой древности к нам пришёл Иван Купала – языческий праздник. «В ночь на Ивана Купалу, по суеверным представлениям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает всем цветкам цветок – папоротник, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеваешь прочесть «Отче наш» и «Богородицу». Колдуны в Иванову ночь ходили за некоторыми колдовскими травами. В ночь под Иванов день затевались игры, зажигались купальские огни, умывались росой… Считалось, что в эту ночь счастливчикам открывались клады, нужно только было найти заветный цветок папоротника. Многие отправлялись на его поиски, чтобы разбогатеть. Так поступил и герой повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»: «…Подошёл он к трём пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника… Глядь – краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дёрнул он за стебелёк, и цветок остался в его руках. Всё утихло». 4. Роль папоротников в образовании каменного угля. 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Призвав воображение, можно представить себе этот великолепный полог над головой в палеозойском «лесу» из древовидных папоротников: плотный сырой теплый воздух, зеленый полумрак... Приходит время – и этот древний лес как будто расцветает новыми узорами теплых желтовато-коричневых тонов. Это созревают споры в хитроумных спорангиях на нижней стороне вай. Созревшие споры рассыпаются пыльным дождем на поверхность заросших водоёмов – и жизнь леса продолжится. С виду неприглядный камень, Он в земле лежит пластами. Чтоб наверх его поднять, Надо в шахте побывать. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Торф — это частично разложившиеся в условиях затрудненного доступа кислорода растительные остатки. Торф образуется на болотах. Похожие процессы происходили и в каменноугольном периоде. В этот геологический период шло активное образование и накопление каменного угля. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Из угля получают кокс, необходимый в металлургии. Каменноугольная смола используется как сырьё для получения аммиака, удобрений, бензола, фенола, красителей, пластмасс и много другого. Задание 1. Предлагает заполнить в таблице 4 колонку § 38 Знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа. Творческое задание. Нарисуйте пейзаж, характерный для каменноугольного периода. Составьте интеллект-карту на тему «Папоротникообразные» Оцените свои знания 5 - мне все понятно, могу применить свои знания на практике 4 - материал понятен, но остались вопросы 3 - материал был для меня трудным, нужно самостоятельно поработать. | 1. Записывают тему урока в тетрадь. 2. Сравнивают папоротник с хвощами и плаунами, выявляют отличительные особенности. 3. Работа в группах: записывают основные стадии цикла развития (РТ Тема 33, Задание 2). 4. Проверка выполнения задания (просмотр видеоролика «Размножение папоротника») 1. Отгадывают загадку 2. Знакомятся с процессом образования каменного угля 3. Знакомятся с продуктами переработки каменного угля 4. Выполняют Задание 1 Записывают домашнее задание Оценивают свои знания | |