СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме: «Особенности наследственности и изменчивости человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: актуализация знаний об основных законах наследования, знакомство с методами изучения наследственности человека.

Задачи урока: Сформировать у учащихся знания о распространении законов наследования на человека, рассмотреть особенности генетики человека. Показать учащимся, что формирование биологических особенностей и социальных черт личности происходит как под влиянием наследственности, так и под влиянием окружающей среды, воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Медиаазбука»

Медиаазбука «Основы генетики»

А: Состояние гена (аллель)

Б: Метод генетики человека (близнецовый)

В: Неклеточный организм (вирус)

Г: Oрганизмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные (альтернативные) аллели одного и того же гена, образуют разные типы гамет.(гетерозигота)

Д: Трисомия 21 хромосомы- два слова (Дауна синдром)

Е: при скрещивании двух особей чистых линий одного вида, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения по доминантному признаку будут ….(первый з-н Менделя – единообразны)

З: Оплодотворённая яйцеклетка (зигота)

И: Бывает комбинативной (изменчивость)

К: совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом) характерных для того или иного вида. Постоянство кариотипа каждого вида поддерживается закономерностями митоза и мейоза. Изменение кариотипа может происходить вследствие хромосомных и геномных мутаций. (кариотип)

Л: местоположение определенного гена (его аллелей) на генетической или цитологической карте хромосомы.(локус)

М: Автор хромосомной теории (Морган)

Н: промежуточный тип наследования признаков (неполное доминирование)

О: избирательное допущение к размножению животных, растений или других организмов с целью выведения новых сортов и пород, обладающих желаемыми качествами. Предшественник современной селекции. ( искусственный отбор)

П: Кратное увеличение количества хромосом (полиплоидия)

Р: при скрещивании двух гибридов первого поколения между собой среди их потомков – гибридов второго поколения – наблюдается расщепление: число особей с доминантным признаком относится к числу особей с рецессивным признаком как 3:1(расщепления закон)

С: Так называют мутации, возникающие под влиянием неизвестных природных факторов, чаще всего как результат ошибок при воспроизведении генетического материала (ДНК или РНК). Частота такого мутирования у каждого вида генетически обусловлена и поддерживается на определенном уровне. (спонтанные мутации)

Т: изменение положения какого-либо участка хромосомы в хромосомном наборе. К наиболее распространенному типу таких мутаций относятся реципрокные, при которых происходит обмен участками между двумя негомологичными хромосомами. Участок хромосомы может изменить свое положение и без реципрокного обмена, оставаясь в той же хромосоме или включаясь в какую-то другую (транслокация)

У: К этому признаку стремится селекционер (урожайность)

Ф: Признаки и свойства организма (фенотип)

Х: органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Основу их составляет плотно закрученные хроматиновые нити из ДНК на особые белки (гистоны). Способны к самоудвоению, обладают структурной и функциональной индивидуальностью и сохраняют ее в ряду поколений (хромосомы)

Ч: Потомство от гомозиготного родителя – два слова. Термин введён в 1903 датским генетиком В. Иогансеном (чистая линия)

Э: Подавление одного гена другим (эпистаз)

Яядро – что является важнейшей структурой в клетках эукариот

Просмотр содержимого документа
«Генетика человека»

Урок биологии по теме: «Особенности наследственности и изменчивости человека» (10 класс)



Урок разработан Евтушенко Антониной Геннадьевной,

учителем биологии высшей квалификационной категории

ГУО «Брестский областной лицей имени П.М.Машерова» , Республика Беларусь, г.Брест, проспект Машерова, 25



Цель данного урока: актуализация знаний об основных законах наследования, знакомство с методами изучения наследственности человека.






















Особенности наследственности и изменчивости человека


Цель урока: вспомнить основные законы наследования, познакомиться с методами изучения наследственности человека, рассмотреть особенности генетики человека.


Задачи урока: образовательные

  • Сформировать у учащихся знания о распространении законов наследования на человека, рассмотреть особенности генетики человека;

  • Показать учащимся, что формирование биологических особенностей и социальных черт личности происходит как под влиянием наследственности, так и под влиянием окружающей среды, воспитания.

воспитательные

  • Воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий генетики для объяснения ряда проблем и болезней человека;

  • Содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы.

развивающие

  • Развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления схем и таблиц;

  • Развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем генетики;

  • Развитие критического мышления учащихся.


Оборудование.

  • раздаточный материал на парты «Методы генетики человека», матрицы для медиаазбуки

  • раздаточный материал на парты “Доминирование некоторых признаков”


Основные понятия темы

Понятие генетики человека. Методы изучения наследственности и изменчивости челове­ка: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, дерматоглифический, популяционно-статистический, биохимический, молекулярно-генетический. Генные болезни: фенилкетонурия, гемофилия. Диагностика, профилактика и лечение наследственных и врожденных заболеваний.


Тип урока по основной образовательной цели: комбинированный урок с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point. Основные опорные моменты урока появляются на экране интерактивной доски, сюда же выводятся материалы образовательного комплекса по общей биологии (мультимедиа «Кирилл и Мефодий»)


Методы и методические приемы: сообщения учащихся, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, постановка проблемных вопросов и заданий, решение генетических задач, работа с текстом учебника.


Структура урока :

  1. Орг.момент (1-2 мин.)

  2. Постановка целей и задач урока. ( до 6 мин.)

  3. Изучение нового материала ( до 30 мин.)

  4. Закрепление материала (до 5 минут)

  5. Д/з (1-2 мин).

Ход урока:


п/п

Этап урока

Содержание этапа

Методы и методические приемы

1

2

3

4

1

Орг.

момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся, пояснение хода урока.


2

Поста-новка целей и задач урока





- Справедливы ли для человека основные закономерности наследственности и изменчивости, установленные для других живых организмов? (да, в полной мере)

- Как называется раздел биологии, занимающийся изучением этого вопроса? (генетика человека)

Формирование медицинской генетики, как её ещёназывают, началось в 30-е гг. XX в., когда стали появляться факты, подтверждающие, что наследование признаков у человека подчиняется тем же закономерностям, что и у других живых организмов. К настоящему времени этот раздел медицинской генетики быстро развивается и накоплены сведения более чем о 5500 наследственных заболеваниях человека имеющих наследственную природу. Сегодня мы продолжаем говорить о достижениях генетики человека, методах используемых данной наукой.

- Что представляет собой генетика человека?

- В чем заключаются предмет и задачи генетики человека (Генетика человека, или медицинская генетика, изучает явления наследственности и изменчивости в различных популяциях людей, особенности проявления и развития нормальных (физических, творческих, интеллектуальных способностей) и патологических признаков, зависимость заболеваний от генетической предопределенности и условий окружающей среды, в том числе от социальных условий жизни. Задачей медицинской генетики является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, а также разработка путей предотвращения вредного воздействия факторов среды на наследственность человека).

- Человек является специфическим объектом для генетических исследований. Почему? Назовите причины, усложняющие изучение наследственности человека. (Малое количество потомков. Позднее половое созревание и медленная смена поколений. Большое количество хромосом и групп сцепления. Невозможность экспериментирования (использовать гибридологический метод, мутагены). Невозможность создания одинаковых условий жизни для всех исследуемых людей).

- Тогда, благодаря чему, за последние годы генетика человека достигла таких больших результатов? (точной выборке из большого числа брачных пар, возможности учета в большой популяции семей с интересующими признаками, разработке новейших методов работы с ДНК и др.)

Постановка целей и задач урока







Запись темы в тетради учащихся







(экран)







Постановка проблемного вопроса




3

Основной этап урока

I. Методы изучения наследственности человека – работа с учебником, составление схемы: (экран)

II. Работа над схемой

III. Обсуждение схемы, изучение методов (Работа в группах, предварительная проектная деятельность):

Генеалогический – был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, с помощью этого метода можно выяснить:

- наследственный характер признака

- тип наследования (доминантный или рецессивный, сцепленный с полом или аутосомный)

С помощью этого метода получены интересные данные о доминантных и рецессивных признаках, о наследственном характере различных заболеваний, которых у человека насчитывается до 1500 и из них 1/3 являются серьёзными (разные виды слабоумия, шизофрения, эпилепсия, миопатия Дюшена, дальтонизм, и др.) т. е. сбор сведений в нескольких поколениях.

- Вспомните, какие признаки у человека наследуются по аутосомно-доминантному типу (темный цвет волос, темный цвет глаз, праворукость, резус фактор, группы крови, шестипалость, короткопалость, карликовость)

- Вспомните, какие признаки у человека наследуются по аутосомно-рецессивному типу (фенилкетонурия, альбинизм и др.)

- У кареглазых родителей – голубоглазый ребенок. Определите генотип каждого.

- Как осуществляется наследование групп крови (множественные аллели гена J)

- Решите следующую задачу: Определить группы крови у детей, если у – I гр., а у – IVгр.

В каком случае говорят о резус – конфликте, когда он возникает?

В эритроцитах приблизительно 85% людей имеется белковое вещество, названное резус-фактором (оно впервые обнаружено в крови обезьян макак семейства резус). Кровь таких людей резус-положительная (Rh+), при отсутствии резус-фактора – кровь резус-отрицательная (Rh-)

Основной генеалогического метода является составление родословных, которые всегда начинаются с пробанда, это человек в отношении которого составляется родословная, его братья и сестры называются сибсы.

Этапы составления родословной:

–является ли данный признак наследственным;
–во всех ли поколениях встречается;
– есть ли случаи рождения больных детей от здоровых родителей и наоборот

- Какая символика используется при составлении родословной?

- Обратите внимание на родословную королевы Виктории. Решите следующую задачу: Определите генотипы членов семьи Николая II по гену гемофилии (4 дочери – здоровы, сын – болен). А генотипы родителей - X НXн * X НY

Б) Близнецовый метод – был предложен в 1876 году Гальтоном. Статистика рождения близнецов была предложена французом Элленом: на 87 одиночек рождается 1 двойня, на 87 двоен – 1 тройня, на 87 троен – 4 и т. д Больше всего близнецов рождается у негров в Америке, реже у японцев.

- Что такое однояйцевые и разнояйцевые близнецы? Конкордантность?

В) Цитогенетический метод – позволяет выявить хромосомные и геномные мутации. Исследования по цитогенетике начались с работ Арнольда и Флеминга.

Г) Биохимический метод – позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные мутациями генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Болезнь фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. При заболевании блокируется превращение незаменимой кислоты фенилаланин в тирозин, и фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к слабоумию. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить заболевание.

Д) популяционно-статистический метод – в его основе лежат задачи изучения генетического состава популяций человека. Он позволяет выяснить распространение генов в человеческих популяциях. В основе этого метода лежит закон Харди – Вайнберга, смысл этого закона заключается в том, что при определенных условиях соотношение частот доминантных и рецессивных генов сохраняется неизменно в ряду поколений. При этом соотношение генов в популяции следующее:

р2 АА : 2рq Аа : q2аа

С помощью этого метода устанавливается частота генов, обуславливающих ряд заболеваний (альбинизм, дальтонизм).

Т.обр. различные методы генетики позволяют предупреждать и лечить:

А) заболевания, связанные с обменом веществ
Б) резус-конфликт
В) цитогенетические изменения в организме.

Работа учителя с классом с использованием презентации

подготовленной в программе Microsoft Power Point


(экран)



















Решение задачи (устно)



Решение задачи (устно)














(экран)

Решение задачи (устно)



(экран)

Постановка проблемных вопросов




(экран)



(экран)









(экран)











Формулировка кратких выводов

4

Закрепление материала

Медиаазбука «Основы генетики»

А: Состояние гена (аллель)

Б: Метод генетики человека (близнецовый)

В: Неклеточный организм (вирус)

Г: Oрганизмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные (альтернативные) аллели одного и того же гена, образуют разные типы гамет.(гетерозигота)

Д: Трисомия 21 хромосомы- два слова (Дауна синдром)

Е: при скрещивании двух особей чистых линий одного вида, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения по доминантному признаку будут ….(первый з-н Менделя – единообразны)

З: Оплодотворённая яйцеклетка (зигота)

И: Бывает комбинативной (изменчивость)

К: совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом) характерных для того или иного вида. Постоянство кариотипа каждого вида поддерживается закономерностями митоза и мейоза. Изменение кариотипа может происходить вследствие хромосомных и геномных мутаций. (кариотип)

Л: местоположение определенного гена (его аллелей) на генетической или цитологической карте хромосомы.(локус)

М: Автор хромосомной теории (Морган)

Н: промежуточный тип наследования признаков (неполное доминирование)

О: избирательное допущение к размножению животных, растений или других организмов с целью выведения новых сортов и пород, обладающих желаемыми качествами. Предшественник современной селекции. ( искусственный отбор)

П: Кратное увеличение количества хромосом (полиплоидия)

Р: при скрещивании двух гибридов первого поколения между собой среди их потомков – гибридов второго поколения – наблюдается расщепление: число особей с доминантным признаком относится к числу особей с рецессивным признаком как 3:1(расщепления закон)

С: Так называют мутации, возникающие под влиянием неизвестных природных факторов, чаще всего как результат ошибок при воспроизведении генетического материала (ДНК или РНК). Частота такого мутирования у каждого вида генетически обусловлена и поддерживается на определенном уровне. (спонтанные мутации)

Т: изменение положения какого-либо участка хромосомы в хромосомном наборе. К наиболее распространенному типу таких мутаций относятся реципрокные, при которых происходит обмен участками между двумя негомологичными хромосомами. Участок хромосомы может изменить свое положение и без реципрокного обмена, оставаясь в той же хромосоме или включаясь в какую-то другую (транслокация)

У: К этому признаку стремится селекционер (урожайность)

Ф: Признаки и свойства организма (фенотип)

Х: органоиды клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Основу их составляет плотно закрученные хроматиновые нити из ДНК на особые белки (гистоны). Способны к самоудвоению, обладают структурной и функциональной индивидуальностью и сохраняют ее в ряду поколений (хромосомы)

Ч: Потомство от гомозиготного родителя – два слова. Термин введён в 1903 датским генетиком В. Иогансеном (чистая линия)

Э: Подавление одного гена другим (эпистаз)

Яядро – что является важнейшей структурой в клетках эукариот

Реши задачу:

1. При скрещивании коричневой норки с серой потомство коричневое. В F2 получено 47 коричневых и 15 серых. Какой признак доминирует? Сколько будет гомозигот среди 47 коричневых и 15 серых?

2. Цвет кожи негров определяется двумя парами генов ААВВ, цвет кожи белых – аллелями аавв. Мулаты имеют различной степени промежуточный цвет кожи. Определить цвет кожи у детей от брака негра и мулатки (АаВв).

3. У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости, ген курчавости над геном прямых волос. Запишите все варианты следующих генотипов:

а) оба родителя кареглазые и кудрявые;
б)один родитель кареглазый и имеет прямые волосы, другой имеет голубые глаза и прямые волосы.

4. У кошек черепаховый (трехцветный) окрас сцеплен с полом (с Х-хромосомой). Черный цвет – доминантный ген, а рыжий цвет – рецессивный ген. Какое получится потомство от скрещивания рыжего кота с черепаховой кошкой?

Медиаазбука

5

Д/з

§ 52

Подготовиться к контрольной работе

Запись в дневниках и на доске


Учащийся должен

знать:

  • методы генетики человека;

уметь:

характеризовать

  • особенности наследственности и изменчивости человека;

  • методы генетики человека;

обосновывать

  • закономерности наследования признаков у организмов;

  • вредное влияние на наследственность человека загрязнения окружающей среды мутагенами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина;

владеть:

  • методами решения задач на применение закономерностей моногибридного скрещивания; дигибридного скрещивания; сцепление генов и кроссинговер; наследование признаков, сцепленных с полом

  • правилами использования учебников, популярной и справочной литературы.




Просмотр содержимого презентации
«Знаменитые близнецы»

Знаменитые  близнецы

Знаменитые близнецы

10 место Братья Алтынтоп (Хамит и Халил) — турецкие футболисты.
  • 10 место Братья Алтынтоп (Хамит и Халил) — турецкие футболисты.
9 место Сёстры Кутеповы (Полина и Ксения) — российские актрисы
  • 9 место Сёстры Кутеповы (Полина и Ксения) — российские актрисы
8 место Братья Каулитц (Билл и Том) — известные музыканты ( Tokio Hotel )
  • 8 место Братья Каулитц (Билл и Том) — известные музыканты ( Tokio Hotel )
7 место Братья Граймс (Джон и Эдвард) - ирландские музыканты ( Jedward )
  • 7 место Братья Граймс (Джон и Эдвард) - ирландские музыканты ( Jedward )
6 место Сёстры Арнтгольц (Татьяна и Ольга) — российские актрисы
  • 6 место Сёстры Арнтгольц (Татьяна и Ольга) — российские актрисы
5 место : Близнецами являются музыканты, братья Борис и Константин Грим. (братья Бурдаевы)
  • 5 место : Близнецами являются музыканты, братья Борис и Константин Грим. (братья Бурдаевы)
4 место : Оборону ЦСК сегодня трудно представить без похожих друг на друга, как две капли воды, Алексея и Василия Березуцких
  • 4 место : Оборону ЦСК сегодня трудно представить без похожих друг на друга, как две капли воды, Алексея и Василия Березуцких
3 место : Среди девушек самыми знаменитыми близнецами стали актрисы Эшли и Мэри Кейт Олсен. Они – самые юные миллионерши в истории Америки: свой первый миллион они заработали в возрасте 10 лет.
  • 3 место : Среди девушек самыми знаменитыми близнецами стали актрисы Эшли и Мэри Кейт Олсен. Они – самые юные миллионерши в истории Америки: свой первый миллион они заработали в возрасте 10 лет.
2 место : Близнецами (уникальный случай в политике!) являются президент Польши Лех Качиньский и премьер-министр этой страны Ярослав Качиньский. Последний, кстати, поначалу министром быть не хотел, поскольку никогда не работал в правительстве.
  • 2 место : Близнецами (уникальный случай в политике!) являются президент Польши Лех Качиньский и премьер-министр этой страны Ярослав Качиньский. Последний, кстати, поначалу министром быть не хотел, поскольку никогда не работал в правительстве.
1 место : Самые знаменитые близнецы Советского Союза – это братья Владимир и Юрий Торсуевы: Сыроежкин и Электроник. Во время съемок их было совершенно невозможно отличить, хотя в жизни есть один простой способ: у одного из них, Юрия, действительно есть знаменитая родинка. Именно Юрий сыграл Сыроежкина.
  • 1 место : Самые знаменитые близнецы Советского Союза – это братья Владимир и Юрий Торсуевы: Сыроежкин и Электроник. Во время съемок их было совершенно невозможно отличить, хотя в жизни есть один простой способ: у одного из них, Юрия, действительно есть знаменитая родинка. Именно Юрий сыграл Сыроежкина.
Тайна деревни близнецов в Индии В далекой индийской деревеньке Кодинхи штата Керала существует необыкновенный феномен, над которым ломают голову видавшие виды эксперты. В этом селении рождается почти в шесть раз больше близнецов, чем в среднем по миру. В 2008 году в Кодинхи появились на свет 15 пар близняшек.
  • Тайна деревни близнецов в Индии
  • В далекой индийской деревеньке Кодинхи штата Керала существует необыкновенный феномен, над которым ломают голову видавшие виды эксперты. В этом селении рождается почти в шесть раз больше близнецов, чем в среднем по миру. В 2008 году в Кодинхи появились на свет 15 пар близняшек.
Известные близнецы

Известные близнецы

  • Братья Комбаровы (Дмитрий и Кирилл) — российские хоккеисты
Братья Фелпс (Джеймс и Оливер) — актёры фильмов о Гарри Поттере
  • Братья Фелпс (Джеймс и Оливер) — актёры фильмов о Гарри Поттере
Братья Перейра да Силва (Рафаэл и Фабио) — бразильские футболисты
  • Братья Перейра да Силва (Рафаэл и Фабио) — бразильские футболисты
Братья Мэдден (Джоэл и Бенджи) — известные музыканты (группа « Good Charlotte »)
  • Братья Мэдден (Джоэл и Бенджи) — известные музыканты (группа « Good Charlotte »)
C ёстры Кривошляповы
  • C ёстры Кривошляповы
Конец Спасибо за внимание
  • Конец
  • Спасибо за внимание

Просмотр содержимого презентации
«медиаазбука»

А

А

Б

Б

В

В

Г

Г

Д

Д

♂ аа ♀ АА P X G а А а А Аа Аа Аа Аа F 1  Е

аа

АА

P

X

G

а

А

а

А

Аа

Аа

Аа

Аа

F 1

Е

З

З

И

И

К

К

Г  Л D – растение нормальной высоты,  d – карликовое растение;  О – округлый плод,  о – овальный плод;  Ne – нормальные листья,  ne – пораженные болезнью;  Bk – круглый плод,  bk – плод с заостренным концом F – гладкий плод,  f – ребристый плод;  Lf – соцветие необлиственное,  lf – соцветие облиственное

Г

Л

D – растение нормальной высоты, d – карликовое растение; О – округлый плод, о – овальный плод; Ne – нормальные листья, ne – пораженные болезнью; Bk – круглый плод, bk – плод с заостренным концом

F – гладкий плод, f – ребристый плод; Lf – соцветие необлиственное, lf – соцветие облиственное

М

М

Н

Н

О

О

П

П

Р

Р

С

С

Т

Т

У

У

Ф

Ф

Х

Х

Ч

Ч

Э Сплошные окрасы - все шерстинки окрашены равномерно от корней до кончиков. Агути - все шерстинки окрашены кольцами (чередование светлого и темного цвета). Табби - на шерсти, состоящей из волосков агути, образуется рисунок: тигровый (макрель), мраморный, пятнистый. Серебристая (дымчатая группа) - кажда шерстинка имеет темный кончик и светлое основание. Колор-пойнт , или гималайский окрас, - все тело достаточно светлого тона, окрашены маска и уши, конечности, хвост. Черепаховый и голубо-кремовый окрас (голубой черепаховый) - эти окрасы не могут считаться самостоятельной группой, поскольку свойственны только кошкам, а не котам. Вместе со сплошными окрасами они составляют так называемые

Э

Сплошные окрасы - все шерстинки окрашены равномерно от корней до кончиков.

Агути - все шерстинки окрашены кольцами (чередование светлого и темного цвета).

Табби - на шерсти, состоящей из волосков агути, образуется рисунок: тигровый (макрель), мраморный, пятнистый.

Серебристая (дымчатая группа) - кажда шерстинка имеет темный кончик и светлое основание.

Колор-пойнт , или гималайский окрас, - все тело достаточно светлого тона, окрашены маска и уши, конечности, хвост.

Черепаховый и голубо-кремовый окрас (голубой черепаховый) - эти окрасы не могут считаться самостоятельной группой, поскольку свойственны только кошкам, а не котам. Вместе со сплошными окрасами они составляют так называемые "классические".

Партиколоры - все предшествующие группы в сочетании с белым. Особая подгруппа - биколоры, то есть сплошные окрасы в сочетании с белым.

Я

Я

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Особенности наследственности и изменчивости человека

Особенности наследственности и изменчивости человека

Особенности генетики человека  1 ) Невозможность отбора и проведения направленного скрещивания.  2) Одноплодность  3) Малое число детей в браке.  4) Редкая смена поколений (25-30 лет) и позднее половое созревание (16-18 лет).  5) Сложный набор хромосом (2 n = 46), много групп сцепления

Особенности генетики человека

1 ) Невозможность отбора и проведения направленного скрещивания.

2) Одноплодность

3) Малое число детей в браке.

4) Редкая смена поколений (25-30 лет) и позднее половое созревание (16-18 лет).

5) Сложный набор хромосом (2 n = 46), много групп сцепления

Методы изучения наследственности человека  Генеалогический Близнецовый Цитогенетический Дерматоглифический Биохимический Популяционно-статистический

Методы изучения наследственности человека

Генеалогический Близнецовый Цитогенетический

Дерматоглифический Биохимический Популяционно-статистический

Генеалогический – Ф. Гальтон (1865 г) Наследование групп крови Группа крови I (О) Агглютиногены Агглютинины отсутствуют II (А) III (В)   и  А IV(АВ)  В  А и В отсутствуют

Генеалогический – Ф. Гальтон (1865 г)

Наследование групп крови

Группа крови

I (О)

Агглютиногены

Агглютинины

отсутствуют

II (А)

III (В)

 и 

А

IV(АВ)

В

А и В

отсутствуют

Символика принятая при построении родословного древа человека.  Женщина  Мужчина  Пробанд (лицо по отношению к  которому составляется  родословная)  Зарегистрированный брак  Бесплодный брак  Однояйцевые близнецы  две девочки  Разнояйцевые близнецы  девочка и мальчик

Символика принятая при построении родословного древа человека.

Женщина

Мужчина

Пробанд (лицо по отношению к

которому составляется

родословная)

Зарегистрированный брак

Бесплодный брак

Однояйцевые близнецы

две девочки

Разнояйцевые близнецы

девочка и мальчик

Наследование гемофилии

Наследование гемофилии

Близнецовый метод – Ф. Гальтон (1876 г.) Пять однояйцевых близнецов в возрасте 5 лет (Канада, семья Диони) Однояйцевые близнецы. Разнояйцевые близнецы.

Близнецовый метод – Ф. Гальтон (1876 г.)

Пять однояйцевых близнецов в возрасте 5 лет (Канада, семья Диони)

Однояйцевые близнецы.

Разнояйцевые близнецы.

Цитогенетический метод   метод изучения структуры и количества хромосом.

Цитогенетический метод метод изучения структуры и количества хромосом.

Биохимический метод Последовательные этапы превращения фенилаланина  Гены: Ген 1 Ген 2 Ген 3  Белки – Фермент 1 Фермент 2 Фермент 3  ферменты Цепь Реакций  Фенилаланин Тирозин Диокси - Меланин  фенилаланин (темный цвет)

Биохимический метод

Последовательные этапы превращения фенилаланина

Гены: Ген 1 Ген 2 Ген 3

Белки – Фермент 1 Фермент 2 Фермент 3

ферменты

Цепь

Реакций

Фенилаланин Тирозин Диокси - Меланин

фенилаланин (темный цвет)

Популяционно-статистический метод.   Закон Харди – Вайнберга. р 2 АА : 2 р q Аа : q 2  аа  где р – частота доминантного гена (аллеля) в популяции,  q – частота рецессивного гена (аллеля) в популяции,  р 2 – частота гомозигот доминантных,  q 2 – частота гомозигот рецессивных,  2pq – частота гетерозиготных организмов. Используя этот метод, можно также определять частоту носителей патологических генов. Аномалии (рецессивные) Частота генотипов Алькаптонурия (потемнение мочи на свету, слабоумие) АА Альбинизм Аа 0,986001 аа Дальтонизм 0,001998 Частота рецессивного гена а 0,986949 0,000001 0,013902 0,846400 0,001 0,000049 0,147200 0,007 0,006400 0,008

Популяционно-статистический метод.

Закон Харди – Вайнберга. р 2 АА : 2 р q Аа : q 2 аа

где р – частота доминантного гена (аллеля) в популяции,

q – частота рецессивного гена (аллеля) в популяции,

р 2 – частота гомозигот доминантных,

q 2 – частота гомозигот рецессивных,

2pq – частота гетерозиготных организмов.

Используя этот метод, можно также определять частоту носителей патологических генов.

Аномалии (рецессивные)

Частота генотипов

Алькаптонурия (потемнение мочи на свету, слабоумие)

АА

Альбинизм

Аа

0,986001

аа

Дальтонизм

0,001998

Частота рецессивного гена а

0,986949

0,000001

0,013902

0,846400

0,001

0,000049

0,147200

0,007

0,006400

0,008

Реши задачу: 1. При скрещивании коричневой норки с серой потомство коричневое. В F2 получено 47 коричневых и 15 серых. Какой признак доминирует? Сколько будет гомозигот среди 47 коричневых и 15 серых? 2. Цвет кожи негров определяется двумя парами генов ААВВ, цвет кожи белых – аллелями аавв. Мулаты имеют различной степени промежуточный цвет кожи. Определить цвет кожи у детей от брака негра и мулатки (АаВв). 3. У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости, ген курчавости над геном прямых волос. Запишите все варианты следующих генотипов: а) оба родителя кареглазые и кудрявые;  б)один родитель кареглазый и имеет прямые волосы, другой имеет голубые глаза и прямые волосы. 4. У кошек черепаховый (трехцветный) окрас сцеплен с полом (с Х-хромосомой). Черный цвет – доминантный ген, а рыжий цвет – рецессивный ген. Какое получится потомство от скрещивания рыжего кота с черепаховой кошкой?

Реши задачу:

  • 1. При скрещивании коричневой норки с серой потомство коричневое. В F2 получено 47 коричневых и 15 серых. Какой признак доминирует? Сколько будет гомозигот среди 47 коричневых и 15 серых?
  • 2. Цвет кожи негров определяется двумя парами генов ААВВ, цвет кожи белых – аллелями аавв. Мулаты имеют различной степени промежуточный цвет кожи. Определить цвет кожи у детей от брака негра и мулатки (АаВв).
  • 3. У человека ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости, ген курчавости над геном прямых волос. Запишите все варианты следующих генотипов: а) оба родителя кареглазые и кудрявые; б)один родитель кареглазый и имеет прямые волосы, другой имеет голубые глаза и прямые волосы.
  • 4. У кошек черепаховый (трехцветный) окрас сцеплен с полом (с Х-хромосомой). Черный цвет – доминантный ген, а рыжий цвет – рецессивный ген. Какое получится потомство от скрещивания рыжего кота с черепаховой кошкой?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!