Урок биологии в 7 классе по теме: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности.»
Учитель Нечаева В.В.
Цели:
Образовательные:
Обеспечить понимание учащимися особенности строения и жизнедеятельности папоротников как высших споровых растений в сравнении с мхами, плаунами и хвощами.
2. Развивающие:
Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, работать в группе; развивать мышление, речь, память.
3. Воспитывающие:
Создать условия увлеченного учения, воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности; условия для знакомства с традициями нашего народа.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе урока и на основе изученного материала делать выводы.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения папоротников и мхов и установления усложнения в их строении в процессе эволюции.
Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала с опорой на изученный материал прошлого урока.
Методы обучения: частично –поисковый, репродуктивный.
Оснащенность урока: гербарные экземпляры папоротников, хвощей, плаунов; компьютер, проектор, экран, презентация «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности.»
Ход урока:
1.Организационный момент.(1-2мин.)
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2.Повторение изученного материала.(5 мин.)
Мини-кейсы:
В сырых болотистых местах на опушках еловых лесов растет жесткое травянистое растение, напоминающее веточку сосны. Коровы, лошади и овцы обходят это растение стороной. Если в сене его много, то скот худеет, падают удои, а у овец перестает расти шерсть.
Задание:
-Как называется это растение?
-Как его использует человек?
2. Человек у этих растений использует споры в большом количестве в металлургии, медицине, в качестве детской присыпки.
Задание:
-Как называются эти растение?
- Почему они занесены в Красную книгу?
3.В 1919г. на севере нашей Советской Республики в Олонецкой губернии наступали белогвардейцы. Было очень много раненых красноармейцев, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Особенно в перевязке нуждались бойцы с гнойными ранами. Спасение врач С.А. Новотельнов нашел на болоте.
Задание :
-Какое растение нашел на болоте врач?
-Благодаря каким свойствам это растение заменило перевязочные материалы?
3.Актуализация. Постановка проблемного вопроса.(5мин.)
Чтение русской народной сказки «Ночь на Ивана Купала». Слайд 2, 3, 4.5.
-О каком древнем языческом празднике идет речь?
-Для чего люди пытаются найти цветок папоротника в ночь на 7 июля? Существует огромное количество легенд, сказок, фильмов, в которых рассказывается как человек пытается найти цветок папоротника. Но никто, даже ботаники так и не могу его найти. И мы сегодня тоже попытаемся найти этот заколдованный цветок. Но для этого нам нужно ответить на ряд вопросов. Слайд 6
1.Происхождение папоротников.
2. Жизненные формы папоротников.
3. Особенности внешнего строения папоротников.
4.Особенности размножения и развития папоротников.
5.Эволюционные преимущества папоротников по сравнению с мхами, плаунами, хвощами.
6.Применение папоротников человеком.
И тут без научных знаний нам не обойтись. Вы сейчас побудете в роли научных сотрудников: биолога, эколога и палеонтолога.
4.Знакомство с новым материалом.(20 мин.)
1. Самостоятельное изучение материала учебника на стр.76,распечатанный доп. материал на листах .
Первым выступает палеонтолог.
«Папоротники произошли от потомков псилофитов 300 млн. лет назад и процветали в Каменноугольном периоде. Представляют собой одну из наиболее древних групп высших споровых растений. Это их объединяет с хвощами и плаунами. Климат был влажным и теплым. Каждый день шли сильные дожди. Почва заболачивалась. Растения солнце почти не видели. Такие условия были идеальными для сосудистых растений. Папоротники в высоту достигали 40 м. Отмирая, падали в воду и перегнивали без доступа кислорода, образовывая каменный уголь.» Слайд 7,8
Выступление ботаника.
«В настоящее время насчитывают 300 родов и 10000 видов папоротников. По своим размерам варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 м с диаметром ствола 50 см, до крошечных растений длиной всего лишь в несколько мм. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм (хецистортерис пумила и азолла карилиниана). Папоротники распространены по всему земному шару, но преобладаю во влажных тропических лесах. Возле Австралии есть остров Тасмания, который называют островом папоротников . Жизненные формы папоротников: в большинстве- травянистые растения, встречаются древовидные и лиановидные формы. Встречаются эпифиты- папоротники селящиеся на других растениях.» Слайды 9,10,11
-В Иркутской области тоже произрастают папоротники, такие как Орляк обыкновенный, Щитовник мужской, Страусник обыкновенный и мн.др. Слайд 12,13,14,15
Особенности строения папоротника.
-Рассмотрите гербарий папоротника- щитовника мужского. Прочитайте материал на странице76 учебника. Расскажите о строении папоротника. Слайд 15
Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни. От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.
Размножение и развитие папоротника. Стр. 78 учебника. Слайд 16,17
-По схеме, расположенной на экране расскажите о размножении папоротников. Сравните с размножением плаунов и хвощей. Какие преимущества в развитии есть у папоротников по сравнению с плаунами и хвощами? (Если рассмотреть нижнюю сторону листа папоротника во второй половине лета, на ней можно увидеть буроватые маленькие бугорки. Каждый такой бугорок представляет собой группу мелких мешочков-спорангиев, покрытых общим покрывальцем, похожим на зонтик. В спорангиях развиваются споры. Если встряхнуть лист папоротника над белой бумагой, она покроется мельчайшей буроватой пылью. Это споры, высыпавшиеся из спорангиев. В сухую жаркую погоду спорангии раскрываются, споры высыпаются и разносятся потоками воздуха. Упав на влажную почву, споры, если достаточно тепло, прорастают. Из споры путем ее деления образуется заросток - тонкая зеленая многоклеточная пластинка сердцевидной формы, которая укрепляется в почве ризоидами. На его нижней поверхности формируются органы полового размножения. Таким образом, заросток - это половое поколение папоротника - гаметофит. В антеридиях образуются многожгутиковые сперматозоиды, а в архегониях - яйцеклетки. Во время дождя или обильной росы сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и сливаются с ними. Происходит оплодотворение. Образуется зигота. Из зиготы путем деления развивается зародыш. Постепенно из зародыша вырастает молодое растеньице папоротника - спорофит с корневищем, корнями и мелкими листьями. Развитие идет медленно, и пройдет довольно много лет, пока папоротник будет в состоянии дать крупные листья и первые спорангии со спорами. Споры затем дадут новые заростки и т.д. Так у папоротника осуществляется чередование поколений - бесполого и полового. Нетрудно заметить, что в цикле развития папоротника, по сравнению с мхами, преобладает спорофит, который представлен мощным растением с корневищем, корнями и листьями. Гаметофит живет самостоятельно и представляет собой маленькую пластинку величиной в несколько миллиметров.)
Выступление эколога.
Папоротники играют большую роль в жизни человека.
1)Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк. 2)Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом 3)У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал. 4)Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос). 5)Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок. 6)Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.
-Вернемся к вопросу о цветке папоротника: почему никто его не может найти ? ( Дело в том, что папоротники размножаются спорами, а не семенами. Для образования спор цветок не нужен.)
5.Закрепление изученного материала. (3 мин.)
Написание синквейна «Папоротники».( групповая работа).
6. Домашнее задание.(1 мин.)
Подготовить сообщения на тему «Папоротники- комнатные растения», «Значение папоротников в природе», «Лекарственные папоротники».
7.Рефлексия.(4 мин.) Слайд 18
Сегодня мне удалось узнать…
Особенно меня удивило…
Хочу похвалить себя за…
Испытываю трудности при…