СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Почва как среда жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса. Урок разработан с учетом требований ФГОС. На уроке используются различные формы деятельности, направленных на повышение мотивации к обучению.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1


Состав почвы



_________________ __________ ___________ __________________



минеральные вещества _________________________



песок ________ _____________ ______________


Слова для вставки: глина, перегной, живые организмы, органические вещества, твердые частицы, вода, воздух, минеральные соли.



Кроссворд







П

О

Ч

В

А








1











2














3









4















5
















6








7




















И













Е








  1. Пластичное вещество почвы, хорошо удерживающее воду

  2. Составляющая часть почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем

  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни растений

  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных.

  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов

  6. Составная часть почвы, которая находится между комочками почвы

  7. Составная часть воздуха, необходимая для дыхания животным и корням растений



Характеристика почвенной среды обитания

Фактор среды

Характеристика условий среды обитания

Свет


Кислород


Плотность


Вода


Колебания температуры




Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Приложение 2


Задание. Прочитайте текст и выберите особенности строения и образа жизни, помогающие животному выживать в почве (форма тела, особенности строения конечностей, покровы тела, органы чувств, особенности передвижения).


Крот — небольшое, величиной с ладонь насекомоядное млекопитающее. Живёт в основном в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах.

Тело их около 15 см длиной, имеет форму настоящих землероев. Оно обострено спереди и округлое сзади, голова удлиненная, заканчивается подвижным, коротким, очень чувствительным хоботком, шея почти незаметна

Туловище у них вытянутое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Мех короткий, мягкий, одинаково легко ложится и вперед, и назад. Такой мех позволяет кроту свободно двигаться по своим ходам в любую сторону, и крот успешно использует «задний ход». Во время движения хвостик указывает высоту тоннеля.

Две очень большие передние лапы - лопаты предназначены для рытья земли. Пальцы передних конечностей соединены между собой кожистой перепонкой, с длинными приплюснутыми, округло затупленными когтями.

Задние конечности кротов значительно меньше передних, пальцы на них не соединены перепонками и заканчиваются непрочными когтями.

У кротов очень чувствительный к запахам нос, предназначенный для грубой работы, — носом крот землю буравит, лапами гребёт, как экскаватор и толкает назад. Скорость проходки — 30 см в минуту.

У подземного зверька весьма плохое зрение. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсти во избежание засорения землёй. В поисках добычи очень тонкий слух, обоняние и осязание заменяют кроту плохое зрение.




Задание. Прочитайте текст и выберите особенности строения и образа жизни, помогающие животному выживать в почве (форма тела, особенности строения конечностей, покровы тела, органы чувств, особенности передвижения).


Медведка - крупное насекомое с длиной тела до 5 сантиметров. Брюшко мягкое, веретенообразной формы. Грудной панцирь твердый, строение его таково, что голова может частично убираться под его защиту.

Передние ноги медведки преобразованы в своеобразные лопаты, позволяющие медведке легко прокапывать ходы в почве. А задние ноги предназначаются только для простого передвижения по поверхности или внутри собственных ходов.

Тело медведки полностью покрыто густыми волосками, который препятствует прилипанию к телу частиц влажной почвы.

В постоянной темноте они лишены дневного света. Поэтому зрение развито слабо. Чтобы добывать для себя пропитание, находить нужные подземные проходы и выживать, они постоянно используют свой нюх и развитое чувство осязания. Медведки очень чувствительны к вибрации – это позволяет определить расстояние до источника звука, возможный размер, а также вероятную угрозу.

Рацион медведки составляют найденные под землей коренья и насекомые. Грызущий ротовой аппарат медведки, с мощными челюстями, позволяет прокусывать твердую кору корнеплодов. В дневное время суток эти животные отсиживаются в своих подземных норках и ходах, а в ночное время выбираются для поиска пропитания.


Задание. Прочитайте текст и выберите особенности строения и образа жизни, помогающие животному выживать в почве (форма тела, особенности строения конечностей, покровы тела, органы чувств, особенности передвижения).

Дождевой червь

Длина дождевого червя составляет 10-13 см. Его тело напоминает шланг от стиральной машины: оно состоит из плотных колец, соединенных тонкими эластичными связками. Благодаря им червь может свободно сворачиваться и растягиваться.

Тело животного покрыто тонкой влажной кожей. На теле червя расположены ряды щетинок, направленных к заднему его концу, как шерсть у кошки. Скользкая кожа и щетинки являются приспособлениями червя к жизни в почве. Кроме того, только через влажную стенку тела происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.


Пита­ется он листьями, органическими остатками и разными микроорганизмами.

Органы чувств у дождевого червя отсутствуют, но имеются осязательные и светочувствительные клетки, разбросанные по всей по­верхности тела и позволяющие дождевому червю чувство­вать прикосновение к стенке тела и изменение освещен­ности.

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на зиму роют норки глубиной до 2 м.



Просмотр содержимого документа
«урок Почва как среда жизни»

Тема урока: Почва как среда жизни.

Цели урока – сформировать у обучающихся представление об основных свойствах почвенной среды обитания и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение, повторение и закрепление основных понятий: почвенная среда обитания, плотность среды, приспособленность организмов, состав почвы, гумус, плодородие, почвенные организмы.

  2. Показать причинно-следственные связи на примерах приспособленности живых организмов к условиям почвенной среды.

  3. Создать условия для формирования и развития разных типов УУД.



Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Повторение

В течение нескольких уроков мы с вами изучаем одну из закономерностей природы: в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, на них действуют разные экологические факторы. В связи с этим на нашей планете можно выделить среды жизни, сильно различающиеся по условиям существования.

Дома вам нужно было придумать загадки на определение среды жизни. Сейчас несколько человек прочитают свои загадки, а вы должны определить, о какой среде жизни в ней идет речь.


  1. Эта среда обитания характеризуется резкими перепадами температур (дневная и ночная), изменением давления, низкой плотностью, что обеспечивает большую легкость передвижения. (наземно-воздушная)

  2. Особенности этой среды: высокая плотность, температура резко не меняется, ограничено количество света и кислорода. (водная)

  3. Эта среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, относительно малое содержание кислорода, разный солевой режим, ее температура мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). (водная)

  4. Эта характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. (наземно-воздушная)

  5. Сент-Экзюпери: «у нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее невозможно описать, ею наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она сама жизнь. Она наполняет нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Она – самое большое богатство на свете». (вода)

Молодцы!


  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

А вот о чем мы сегодня будем говорить догадайтесь, прослушав мой рассказ-загадку. (Слайд 1)

Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?(ответы детей)

Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части растений и который называется почвой.


Ребята, кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока? (запись темы урока в тетради и на доске) – Почва как среда жизни. (Слайд 2)

Сформулируем основные вопросы нашего урока, используя вопросы: Что? Какой? Какие? Как? (Слайд 3)

Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания? (Слайд 4)


  1. Изучение нового материала.

  1. Состав почвы. Характеристика почвы как среды обитания.

Так что же такое почва? (ответы детей)

Почва, это самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых организмов.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других – достигает несколько метров. Почвенный слой, словно чехол, одевает сушу нашей планеты. (Слайд 5)


Но что входит в её состав? Это вы узнаете в ходе самостоятельной работы с учебником. Работаем в парах. (Самостоятельная работа) (Слайд 6) (приложение 1)

(5 минут)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Работа с учебником.

с.26

Составить схему «Состав почвы»

Разгадать кроссворд и определить главное свойство почвы

Охарактеризовать почву как среду обитания

Проверка.

Один ученик 1 ряда на доске заполняет схему «Состав почвы».

Один ученик 3 ряда заполняет таблицу «Характеристика почвенной среды обитания»

В это время все учащиеся участвуют в разгадывании кроссворда.


1 ряд.

Состав почвы


Твердые частицы влага воздух живые организмы


минеральные вещества органические вещества


песок глина минеральные соли перегной



2 ряд. (Слайд 7 - 12)

6 и 7; 3; 4; 1и2; 5 (Разгадывание кроссворда сопровождается видеосюжетами из фильма «Состав почвы» https://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A видео 2.16 мин.)


Кроссворд







П

О

Ч

В

А








1 г

л

и

н

а







2п

е

с

о

к










3 в

о

д

а






4п

е

р

е

г

н

о

й








5м

и

н

е

р

а

л

ь

н

ы

е






6 в

о

з

д

у

х



7 к

и

с

л

о

р

о

д













И













Е







  1. Пластичное вещество почвы, хорошо удерживающее воду (глина)

  2. Составляющая часть почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок)

  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни растений (вода)

  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. (перегной)

  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные)

  6. Составная часть почвы, которая находится между комочками почвы (воздух)

  7. Составная часть воздуха, необходимая для дыхания животным и корням растений (кислород).


Как же называется основное свойство почвы? (плодородие)


3 ряд.

Характеристика почвенной среды обитания

Фактор среды

Характеристика условий среды обитания

Свет

Отсутствует

Кислород

недостаточно

Плотность

Очень высокая

Вода

Мало

Колебания температуры

Незначительные


Физминутка (Слайд 13)


  1. Обитатели почвы, их приспособления к жизни в почве.

Почва – вечный мрак, мир – скрытый от нас…туда не попадешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки, показывают, что под поверхностью почвы существует богатый и разнообразный мир животных.

Количество организмов в почве огромно. На 1м2 можно встретить до тысячи сильно различающихся по численности видов почвенных обитателей: клещи, многоножки, ногохвостки, личинки насекомых, круглые черви, простейшие и другие. И каждый из них имеет особые приспособления для жизни в этой среде. (Слайды 14 - 16)

Мы подробно познакомимся с тремя обитателями почвы. А вот с какими, вы узнаете, разгадав ребусы. (Слайд 17).

Ваша задача – из предложенного текста, содержащего в себе информацию об этих организмах, выбрать особенности строения и образа жизни, помогающие им выживать в почве. (Слайд 18) (приложение 2)

Признаки животного

Крот

Медведка

Дождевой червь

Форма тела





Особенности строения конечностей




Покровы тела




Органы чувств





Особенности передвижения





Проверка (Слайд 19 – 20)



  1. Закрепление. (рефлексия) (Слайд 21)

“Верите ли вы, что...”

  1. Почва – это верхний плодородный слой земли +

  2. В почвенной среде больше кислорода, чем в наземно-воздушной. –

  3. Отсутствие органов зрения или их недоразвитие – это приспособление обитателей почвы к избытку воды. –

  4. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают ее. +

  5. В состав почвы входят глина, песок, гумус, воздух. +

6. Домашнее задание

п.8, с.33 №5 (3строка), №6

1. Почему дождевой червь так называется?

2. Что означает выражение “гладить против шерсти”? Кто не возражал бы против такого поглаживания: кошка или крот и почему?



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

Что? Какой?  Какие? Как?
  • Что?
  • Какой?
  • Какие?
  • Как?
Почва – это верхний слой суши, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых организмов .

Почва – это верхний слой суши, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых организмов .

Самостоятельная работа  с учебником  ( параграф 8) 1 ряд 2 ряд 3 ряд Составить схему «Состав почвы» Разгадать кроссворд и определить главное свойство почвы Охарактеризовать почву как среду обитания  (5 минут)

Самостоятельная работа с учебником ( параграф 8)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Составить схему «Состав почвы»

Разгадать кроссворд и определить главное свойство почвы

Охарактеризовать почву как среду обитания

(5 минут)

            4   2 7 1 П 5   3 О   Ч В А 6 И Е

 

 

 

 

 

 

4

 

2

7

1

П

5

 

3

О

 

Ч

В

А

6

И

Е

          4        2  К   1 П  5  3 И   О С   Ч Л В О  А В Р  6 О О З Д Д И У Е Х 7

 

 

 

 

4

 

 

2

К

1

П

5

3

И

 

О

С

 

Ч

Л

В

О

А

В

Р

6

О

О

З

Д

Д

И

У

Е

Х

7

          4        2   К П  1  5  3 И В   О С О   Ч В Д Л А  О А В  6 Р О О З Д Д И У Е Х

 

 

 

 

4

 

 

2

К

П

1

5

3

И

В

 

О

С

О

 

Ч

В

Д

Л

А

О

А

В

6

Р

О

О

З

Д

Д

И

У

Е

Х

          4   П    Е   2   Р К  1 П Е  5 И В  3   О С О Г   Ч Н В Л Д А О О  А Й В Р  6 О О З Д Д И У Е Х

 

 

 

 

4

 

П

 

Е

2

Р

К

1

П

Е

5

И

В

3

 

О

С

О

Г

 

Ч

Н

В

Л

Д

А

О

О

А

Й

В

Р

6

О

О

З

Д

Д

И

У

Е

Х

          4   П    Е П   2  К Р  Г Е  1 П  5 Е И  3 В   С О Л С Г О О И   Ч Н В Л Н Д К О  О А А А В Й Р  6 О О З Д Д И У Е Х

 

 

 

 

4

 

П

 

Е

П

2

К

Р

Г

Е

1

П

5

Е

И

3

В

 

С

О

Л

С

Г

О

О

И

 

Ч

Н

В

Л

Н

Д

К

О

О

А

А

А

В

Й

Р

6

О

О

З

Д

Д

И

У

Е

Х

          4   П    Е П  2   Р  К Г Е П  1 Е М  5  3 В С И   О Л И О С Г И   О Ч Н Н Л Н В К Д Е А О О  А А В Й Р  6 Р А О О Л З Д Д Ь И Н У Е Х Ы Е

 

 

 

 

4

 

П

 

Е

П

2

Р

К

Г

Е

П

1

Е

М

5

3

В

С

И

 

О

Л

И

О

С

Г

И

 

О

Ч

Н

Н

Л

Н

В

К

Д

Е

А

О

О

А

А

В

Й

Р

6

Р

А

О

О

Л

З

Д

Д

Ь

И

Н

У

Е

Х

Ы

Е

Физкультминутка Все ребята дружно встали   И на месте зашагали,   На носочках потянулись,   А теперь назад прогнулись,   Как пружинки мы присели   И тихонько вместе сели. 

Физкультминутка

Все ребята дружно встали  И на месте зашагали,  На носочках потянулись,  А теперь назад прогнулись,  Как пружинки мы присели  И тихонько вместе сели. 

,,  Ё = Е , , ,

,,

Ё = Е

,

,

,

Дождевой червь тело тонкое и длинное гибкое тело настоящие конечности отсутствуют щетинки слизь осязательные и светочувствительные клетки на всей по­верхности тела раздвигают частицы почвы или «проедают» дорогу Признаки животного Медведка мягкое брюшко, веретенообразной формы Форма тела Особенности строения конечностей Передние ноги – «лопаты» Покровы тела покрыта очень коротким шелковистым пушком Органы чувств хороший слух роющий образ жизни слабо развитое зрение Особенности передвижения хорошее обоняние Крот Вытянутое Удлиненная голова Лапы - «лопаты» Короткая шерсть отсутствуют ушные раковины заглаживается вперед и назад роющий образ жизни Плохое зрение хорошее обоняние

Дождевой червь

тело тонкое и длинное

гибкое тело

настоящие конечности отсутствуют

щетинки

слизь

осязательные и светочувствительные клетки на всей по­верхности тела

раздвигают частицы почвы или «проедают» дорогу

Признаки животного

Медведка

мягкое брюшко, веретенообразной формы

Форма тела

Особенности строения конечностей

Передние ноги – «лопаты»

Покровы тела

покрыта очень коротким шелковистым пушком

Органы чувств

хороший слух

роющий образ жизни

слабо развитое зрение

Особенности передвижения

хорошее обоняние

Крот

Вытянутое

Удлиненная голова

Лапы - «лопаты»

Короткая шерсть

отсутствуют ушные раковины

заглаживается вперед и назад

роющий образ жизни

Плохое зрение

хорошее обоняние

Приспособления животных к почвенной среде обитания

Приспособления животных к почвенной среде обитания

  • Роющие конечности
  • Слабое зрение или отсутствует
  • Слизь
  • Гибкое тело
Верите ли вы, что… 1. Почва – это верхний плодородный слой земли? 2. В почвенной среде больше кислорода, чем в наземно-воздушной? 3. Отсутствие органов зрения или их недоразвитие – это приспособление  обитателей почвы к избытку воды? 4. Дождевые черви повышают плодородие почвы, перемешивают её? 5. В состав почвы входят глина, песок, перегной, воздух? + - - + +

Верите ли вы, что…

1. Почва – это верхний плодородный слой земли?

2. В почвенной среде больше кислорода, чем в наземно-воздушной?

3. Отсутствие органов зрения или их недоразвитие – это приспособление

обитателей почвы к избытку воды?

4. Дождевые черви повышают плодородие почвы, перемешивают её?

5. В состав почвы входят глина, песок, перегной, воздух?

+ - - + +

Признаки животного Крот Форма тела Медведка Особенности строения конечностей Дождевой червь Покровы тела Органы чувств Особенности передвижения

Признаки животного

Крот

Форма тела

Медведка

Особенности строения конечностей

Дождевой червь

Покровы тела

Органы чувств

Особенности передвижения

Признаки животного Крот Форма тела Медведка Вытянутое Особенности строения конечностей Покровы тела Дождевой червь Обострено спереди, округлое сзади мягкое брюшко, веретенообразной формы Лапы - «лопаты» Удлиненная голова Органы чувств Короткая шерсть Передние ноги – «лопаты» широкие кисти повернуты ладонями назад тело тонкое и длинное настоящие конечности отсутствуют гибкое тело и очень крепкая мускулатура заглаживается вперед и назад покрыта очень коротким шелковистым пушком отсутствуют ушные раковины  копательные конечности Особенности передвижения щетинки слизь легко двигаются под землёй в любом направлении, отсутствуют глаза хороший слух роющий образ жизни осязательные и светочувствительные клетки, разбросанные по всей по­верхности тела роющий образ жизни хорошее обоняние слабо развитое зрение хорошее обоняние при передвижении в рыхлой почве раздвигают ее частицы, а в плотной — «проедают» дорогу: заглатывают почву и пропускают ее через кишечник

Признаки животного

Крот

Форма тела

Медведка

Вытянутое

Особенности строения конечностей

Покровы тела

Дождевой червь

Обострено спереди, округлое сзади

мягкое брюшко, веретенообразной формы

Лапы - «лопаты»

Удлиненная голова

Органы чувств

Короткая шерсть

Передние ноги – «лопаты»

широкие кисти повернуты ладонями назад

тело тонкое и длинное

настоящие конечности отсутствуют

гибкое тело и очень крепкая мускулатура

заглаживается вперед и назад

покрыта очень коротким шелковистым пушком

отсутствуют ушные раковины

копательные конечности

Особенности передвижения

щетинки

слизь

легко двигаются под землёй в любом направлении,

отсутствуют глаза

хороший слух

роющий образ жизни

осязательные и светочувствительные клетки, разбросанные по всей по­верхности тела

роющий образ жизни

хорошее обоняние

слабо развитое зрение

хорошее обоняние

при передвижении в рыхлой почве раздвигают ее частицы, а в плотной — «проедают» дорогу: заглатывают почву и пропускают ее через кишечник

Признаки животного Крот Форма тела Медведка обтекаемое тело без выступающих частей Особенности строения конечностей Покровы тела Дождевой червь мягкое брюшко, веретенообразной формы копательные конечности Короткая шерсть Органы чувств копательные конечности широкие кисти повернуты ладонями назад тело тонкое и длинное отсутствуют ушные раковины Особенности передвижения покрыта очень коротким шелковистым пушком заглаживается вперед и назад настоящие конечности отсутствуют гибкое тело и очень крепкая мускулатура слизистые выделения отсутствуют глаза хороший слух легко двигаются под землёй в любом направлении, осязательные и светочувствительные клетки, разбросанные по всей по­верхности тела роющий образ жизни хорошее обоняние слабо развитое зрение роющий образ жизни хорошее обоняние при передвижении в рыхлой почве раздвигают ее частицы, а в плотной — «проедают» дорогу: заглатывают почву и пропускают ее через кишечник

Признаки животного

Крот

Форма тела

Медведка

обтекаемое тело без выступающих частей

Особенности строения конечностей

Покровы тела

Дождевой червь

мягкое брюшко, веретенообразной формы

копательные конечности

Короткая шерсть

Органы чувств

копательные конечности

широкие кисти повернуты ладонями назад

тело тонкое и длинное

отсутствуют ушные раковины

Особенности передвижения

покрыта очень коротким шелковистым пушком

заглаживается вперед и назад

настоящие конечности отсутствуют

гибкое тело и очень крепкая мускулатура

слизистые выделения

отсутствуют глаза

хороший слух

легко двигаются под землёй в любом направлении,

осязательные и светочувствительные клетки, разбросанные по всей по­верхности тела

роющий образ жизни

хорошее обоняние

слабо развитое зрение

роющий образ жизни

хорошее обоняние

при передвижении в рыхлой почве раздвигают ее частицы, а в плотной — «проедают» дорогу: заглатывают почву и пропускают ее через кишечник